Логистика в современной России приобретает важнейшее значение, в первую очередь, из-за особенностей географического положения страны, больших расстояний между регионами, значительного различия в потребностях, ассортименте и предпочтениях потребителей в разных регионах.
Значительная часть импортных товаров поступает в Россию из стран Юго-восточной Азии, как через порты Европейской части России, так и через Дальневосточный регион [1].
Самые крупные порты России:
Новороссийск (11735 тыс. тонн за 2015 г.);
Приморск (Нефтеналивной порт 75125 тыс. тонн за 2015 г.);
Большой порт Санкт- Петербург (5990 тыс. тонн за 2015 г.).
По данным таможенной статистики в январе-июле 2015 года внешнеторговый оборот Россиисоставил 314,1 млрд долларов США и, по сравнению с январем-июлем 2014 года, снизился на 34,0 % [2].
Товарооборот в России
В нашей стране логистика развивается не столь быстрыми темпами, как в Европе или США. Если не углубляться в подробности экономического анализа, можно выделить трудности, усугубляющие проблемы логистики в России и оказывающие влияние на её темпы развития:
отсталая инфраструктура транспорта, прежде всего в области автомобильных дорог; недостаточное количество современных грузовых терминалов, а также их низкий технико-технологический уровень;
низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства и т. п.
Около 70 % товаров народного потребления, продающихся в РФ, составляет импортная продукция.
На рис. 1 приведено распределение потребления импорта по регионам Российской Федерации.
Рис. 1. Распределение потребления импорта по регионам России
Анализ информации по потреблению импорта и грузооборота терминалов показывает, что подавляющая часть импортных грузов, проходящая через порты Приморья и Хабаровского края (а также погранпереходы в Амурской области и Забайкалье), идет на запад: в Западную Сибирь, на Урал и в Европейскую часть России. Значительная часть импортного товаропотока идет через порты Дальнего Востока России. Основной контейнерный грузопоток приходится на три крупнейших дальневосточных порта: Находка, Восточный и Владивосток.
В страновой структуре внешней торговли Россииведущее место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в январе-июле 2015 года приходилось 46,0 % российского товарооборота (в январе-июле 2014 года — 49,3 %), на страны СНГ — 12,2 % (12,9 %), на страны ЕАЭС — 7,6 % (6,9 %), на страны АТЭС — 27,6 % (26,2 %).
Основными торговыми партнерами России в январе-июле 2015 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 36,0 млрд долл. США (69,6 % к январю-июлю 2014 года), Германия — 27,3 млрд долл. США (66,2 %), Нидерланды — 27,2 млрд долл. США (60,4 %), Италия — 19,6 млрд долл. США (65,4 %), Турция — 14,4 млрд долл. США (78,4 %), Япония — 12,9 млрд долл. США (70,6 %), США — 12,9 млрд долл. США (70,8 %), Республика Корея — 10,5 млрд долл. США (65,4 %), Польша — 8,3 млрд долл. США (56,8 %), Соединенное Королевство — 7,0 млрд долл. США (56,6 %).
Объемы торговли со странами СНГ в январе-июле 2014–2015 гг. приведены ниже:
Таблица 1
Объемы торговли России со странами СНГ (млн. долларов США)
Страна |
Экспорт |
Импорт |
||
Январь-июль 2014 г. |
Январь-июль 2015 г. |
Январь-июль 2014 г. |
Январь-июль 2015 г. |
|
Азербайджан |
1845,6 |
1406,4 |
360,7 |
287,5 |
Армения |
534,8 |
540,8 |
152,5 |
85,8 |
Беларусь |
12981,1 |
9048,9 |
9072,3 |
4959,0 |
Казахстан |
8151,4 |
6357,6 |
4347,1 |
3271,1 |
Киргизия |
1006,0 |
794,1 |
40,2 |
39,3 |
Молдова |
822,8 |
655,5 |
196,5 |
98,4 |
Таджикистан |
516,2 |
429,4 |
17,0 |
32,2 |
Туркмения |
539,8 |
465,7 |
56,9 |
39,4 |
Узбекистан |
1809,1 |
1317,5 |
565,8 |
336,4 |
Украина |
13134,0 |
5305,0 |
7141,8 |
3204,6 |
Рис. 2. Диаграмма объема торговли со странами СНГ
Импорт Россиив январе-июле 2015 года составил 103,6 млрд долларов США и по сравнению с январем-июлем 2014 года снизился на 40,0 %.
Экспорт Россиив январе-июле 2015 года составил 210,5 млрд долларов США и по сравнению с январем-июлем 2014 года снизился на 30,6 % [2].
Анализ информации по объёмам товарооборота показывает, что за 2014–2015 гг. товарооборот уменьшился на 35,5 %.
Проблемы логистики
Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт и каждый из этих видов транспорта представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства.
Органическими частями транспортной сети являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения продукции — это и автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т. д.
Учитывая размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования, компании производят выбор транспорта для доставки продукции в зависимости от стратегии и задач фирмы.
Следует добавить, что парк транспортных средств находится в неудовлетворительном состоянии. Технические характеристики эксплуатируемых транспортных средств и систем значительно отстают от современного мирового уровня и, в первую очередь, по экономичности, безопасности, техническому состоянию и другим показателям. Степень износа транспортных средств в целом по транспортному комплексу составляет свыше 50 %, а по воздушным судам — 70 %. Спад производства, рост цен, инфляция и снижение платёжеспособности клиентуры способствует снижению инвестиций в развитие транспорта. Поэтому резко уменьшены запуски и обновление транспортных средств.
Одна из наиболее распространенных проблем — отсутствие квалифицированных кадров, особенно в области организации современных логистических процессов.
Еще одна острая проблема — использование устаревших, а точнее, неприменение современных технологий, таких, как штриховое кодирование, режим реального времени, волновая обработка, специализированные автоматизированные системы обработки товаров.
Серьезно сдерживает развитие отрасли слабая логистическая инфраструктура на уровне предприятий, регионов и страны в целом. На уровне предприятий прежде всего нужна минимизация логистических издержек. Для этого требуется эффективная система управления и мониторинга логистик предприятия, внедрение современных ИТ для прослеживания движения продукции и грузов, повышения производительности. Необходимо также снижать транспортные затраты за счет повышения качества дорог, создать дешевую, быструю и надежную транспортную инфраструктуру. Для снижения стоимости хранения и обработки требуется достаточное количество складских площадей, отвечающих современным требованиям [3].
Заключение
Подводя итоги анализа товарооборота в России, можно сказать, что количество вывозимого и ввозимого товара в 2015 году снизилось по сравнению с 2014 годом на 35,5 %. Это произошло из-за введения санкций против России. США, Евросоюз, Япония, Канада и другие страны ввели ограничения, направленные на определенные сектора российской экономики. Россия ввела ответные санкции, запретив ввоз продуктов из США и стран Европейского союза.
Все это предопределило снижение товарооборота. Повышение товарооборота возможно при условии снятия санкций либо при выстраивании долгосрочных отношений со странами Юго-Восточной Азии.
Литература:
- Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/. — Заглавие с экрана. — (дата обращения 10.11.2015).
- Федеральная таможенная служба [Электроный ресурс]. — Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21621:-2015-&catid=53:2011–01–24–16–29–43 — Заглавие с экрана. — (дата обращения 10.11.2015).
- Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учебное пособие/ Алесинская Т. В. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 121 с.