Анализ товарооборота в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 15.02.2016

Статья просмотрена: 2146 раз

Библиографическое описание:

Габбасова, В. В. Анализ товарооборота в России / В. В. Габбасова, Е. А. Дробина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 346-348. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25994/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Логистика в современной России приобретает важнейшее значение, в первую очередь, из-за особенностей географического положения страны, больших расстояний между регионами, значительного различия в потребностях, ассортименте и предпочтениях потребителей в разных регионах.

Значительная часть импортных товаров поступает в Россию из стран Юго-восточной Азии, как через порты Европейской части России, так и через Дальневосточный регион [1].

Самые крупные порты России:

                   Новороссийск (11735 тыс. тонн за 2015 г.);

                   Приморск (Нефтеналивной порт 75125 тыс. тонн за 2015 г.);

                   Большой порт Санкт- Петербург (5990 тыс. тонн за 2015 г.).

По данным таможенной статистики в январе-июле 2015 года внешнеторговый оборот Россиисоставил 314,1 млрд долларов США и, по сравнению с январем-июлем 2014 года, снизился на 34,0 % [2].

Товарооборот в России

В нашей стране логистика развивается не столь быстрыми темпами, как в Европе или США. Если не углубляться в подробности экономического анализа, можно выделить трудности, усугубляющие проблемы логистики в России и оказывающие влияние на её темпы развития:

                   отсталая инфраструктура транспорта, прежде всего в области автомобильных дорог; недостаточное количество современных грузовых терминалов, а также их низкий технико-технологический уровень;

                   низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства и т. п.

Около 70 % товаров народного потребления, продающихся в РФ, составляет импортная продукция.

На рис. 1 приведено распределение потребления импорта по регионам Российской Федерации.

Рис. 1. Распределение потребления импорта по регионам России

 

Анализ информации по потреблению импорта и грузооборота терминалов показывает, что подавляющая часть импортных грузов, проходящая через порты Приморья и Хабаровского края (а также погранпереходы в Амурской области и Забайкалье), идет на запад: в Западную Сибирь, на Урал и в Европейскую часть России. Значительная часть импортного товаропотока идет через порты Дальнего Востока России. Основной контейнерный грузопоток приходится на три крупнейших дальневосточных порта: Находка, Восточный и Владивосток.

В страновой структуре внешней торговли Россииведущее место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в январе-июле 2015 года приходилось 46,0 % российского товарооборота (в январе-июле 2014 года — 49,3 %), на страны СНГ — 12,2 % (12,9 %), на страны ЕАЭС — 7,6 % (6,9 %), на страны АТЭС — 27,6 % (26,2 %).

Основными торговыми партнерами России в январе-июле 2015 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 36,0 млрд долл. США (69,6 % к январю-июлю 2014 года), Германия — 27,3 млрд долл. США (66,2 %), Нидерланды — 27,2 млрд долл. США (60,4 %), Италия — 19,6 млрд долл. США (65,4 %), Турция — 14,4 млрд долл. США (78,4 %), Япония — 12,9 млрд долл. США (70,6 %), США — 12,9 млрд долл. США (70,8 %), Республика Корея — 10,5 млрд долл. США (65,4 %), Польша — 8,3 млрд долл. США (56,8 %), Соединенное Королевство — 7,0 млрд долл. США (56,6 %).

Объемы торговли со странами СНГ в январе-июле 2014–2015 гг. приведены ниже:

 

Таблица 1

Объемы торговли России со странами СНГ (млн. долларов США)

Страна

Экспорт

Импорт

Январь-июль 2014 г.

Январь-июль 2015 г.

Январь-июль 2014 г.

Январь-июль 2015 г.

Азербайджан

1845,6

1406,4

360,7

287,5

Армения

534,8

540,8

152,5

85,8

Беларусь

12981,1

9048,9

9072,3

4959,0

Казахстан

8151,4

6357,6

4347,1

3271,1

Киргизия

1006,0

794,1

40,2

39,3

Молдова

822,8

655,5

196,5

98,4

Таджикистан

516,2

429,4

17,0

32,2

Туркмения

539,8

465,7

56,9

39,4

Узбекистан

1809,1

1317,5

565,8

336,4

Украина

13134,0

5305,0

7141,8

3204,6

 

Рис. 2. Диаграмма объема торговли со странами СНГ

 

Импорт Россиив январе-июле 2015 года составил 103,6 млрд долларов США и по сравнению с январем-июлем 2014 года снизился на 40,0 %.

Экспорт Россиив январе-июле 2015 года составил 210,5 млрд долларов США и по сравнению с январем-июлем 2014 года снизился на 30,6 % [2].

Анализ информации по объёмам товарооборота показывает, что за 2014–2015 гг. товарооборот уменьшился на 35,5 %.

Проблемы логистики

Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт и каждый из этих видов транспорта представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства.

Органическими частями транспортной сети являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения продукции — это и автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т. д.

Учитывая размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования, компании производят выбор транспорта для доставки продукции в зависимости от стратегии и задач фирмы.

Следует добавить, что парк транспортных средств находится в неудовлетворительном состоянии. Технические характеристики эксплуатируемых транспортных средств и систем значительно отстают от современного мирового уровня и, в первую очередь, по экономичности, безопасности, техническому состоянию и другим показателям. Степень износа транспортных средств в целом по транспортному комплексу составляет свыше 50 %, а по воздушным судам — 70 %. Спад производства, рост цен, инфляция и снижение платёжеспособности клиентуры способствует снижению инвестиций в развитие транспорта. Поэтому резко уменьшены запуски и обновление транспортных средств.

Одна из наиболее распространенных проблем — отсутствие квалифицированных кадров, особенно в области организации современных логистических процессов.

Еще одна острая проблема — использование устаревших, а точнее, неприменение современных технологий, таких, как штриховое кодирование, режим реального времени, волновая обработка, специализированные автоматизированные системы обработки товаров.

Серьезно сдерживает развитие отрасли слабая логистическая инфраструктура на уровне предприятий, регионов и страны в целом. На уровне предприятий прежде всего нужна минимизация логистических издержек. Для этого требуется эффективная система управления и мониторинга логистик предприятия, внедрение современных ИТ для прослеживания движения продукции и грузов, повышения производительности. Необходимо также снижать транспортные затраты за счет повышения качества дорог, создать дешевую, быструю и надежную транспортную инфраструктуру. Для снижения стоимости хранения и обработки требуется достаточное количество складских площадей, отвечающих современным требованиям [3].

Заключение

Подводя итоги анализа товарооборота в России, можно сказать, что количество вывозимого и ввозимого товара в 2015 году снизилось по сравнению с 2014 годом на 35,5 %. Это произошло из-за введения санкций против России. США, Евросоюз, Япония, Канада и другие страны ввели ограничения, направленные на определенные сектора российской экономики. Россия ввела ответные санкции, запретив ввоз продуктов из США и стран Европейского союза.

Все это предопределило снижение товарооборота. Повышение товарооборота возможно при условии снятия санкций либо при выстраивании долгосрочных отношений со странами Юго-Восточной Азии.

 

Литература:

 

  1.              Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/. — Заглавие с экрана. — (дата обращения 10.11.2015).
  2.              Федеральная таможенная служба [Электроный ресурс]. — Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21621:-2015-&catid=53:2011–01–24–16–29–43 — Заглавие с экрана. — (дата обращения 10.11.2015).
  3.              Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учебное пособие/ Алесинская Т. В. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 121 с.
Основные термины (генерируются автоматически): США, россия, страна СНГ, долл, Европейский союз, млрд, млрд долларов США, Европейская часть России, значительная часть, Юго-Восточная Азия.


Задать вопрос