Развитие малого бизнеса является движущим механизмом экономики государства. Франчайзинг, как один из видов коммерческой деятельности, позволяет начинающему предпринимателю значительно упростить организацию бизнеса и обеспечить развитие бизнеса в долгосрочной перспективе. Развитие франчайзинга сферы торговли в нашей стране является перспективным направлением предпринимательства.
Всё вышеперечисленное свидетельствует об актуальности темы.
Франчайзинг — форма делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара независимым от нее предприятиям (франчайзи). [1]
Франчайзинг в России — явление достаточно новое и очень быстро развивающееся. Эта бизнес-модель появилась на отечественном рынке в середине 90-х — и сегодня эксперты говорят о 1700 франчайзинговых проектах в 60 различных сферах деятельности. Проанализировав динамику франчайзинга в нашей стране, можно заметить, что в последние годы наблюдается постоянный рост количества франчайзеров.
Рис. 1. Количество франчайзеров в России, шт. [7]
Согласно результатам статистических исследований, количество франчайзеров в России возрастет до 2150 в 2017 году, что на 26 % превосходит показатели 2015 года. Уровень развития франчайзинга в России по сравнению с другими странами представлен на рисунке.
Рис. 2. Франчайзинг в России и в мире, 2014 г. [7]
Россия не является лидирующей страной по количеству франчайзинговых точек и франчайзинговых концепций, но тем не менее, очевидно, что за более чем 20 лет с момента зарождения франчайзинговый рынок в России значительно вырос. В настоящее время его общий объем оценивают в 5 млрд долларов. По данным специалистов Европейской ассоциации франчайзинга (EFF), за последние три года рынок франчайзинга в России увеличился на 98 %. Согласно данным РАФ, Россия в последние годы является лидером по росту количества франчайзинговых компаний. [4]
Рис. 3. Распределение объектов франчайзинга по отраслям [4] [8]
Торговля занимает больше половины объектов франчайзинга, в связи с чем представляет наибольший интерес для анализа.
Однако количество не всегда соответствует качеству. На рынке франчайзинга в России присутствует очень много недобросовестных франчайзеров, предлагающих франчайзинговые проекты низкого качества. [2] [3]
Существуют факторы, оказывающие негативное воздействие на развитие франчайзинга в нашей стране, ими являются:
‒ несовершенство российского законодательства в этой области;
‒ низкая государственная поддержка;
‒ отсутствие заинтересованности банков в работе с системами франчайзинга;
‒ низкая популяризация франчайзинга.
В законодательстве РФ на сегодняшний день нет конкретного определения франчайзинга, а существует только «коммерческая концессия».
Еще одной трудностью для возможных франчайзи можно назвать получение кредитов банка на создание организации по франшизе с использованием льгот. Такого рода заявки большее число банков рассматривают на общих основаниях — с использованием условий программ по кредитованию малого бизнеса.
Если говорить о государственной поддержке развития франчайзинга в нашей стране, то она значительно отстает от развитых стран. Можно отметить низкую активность деятельности. Имеет место проблема скудной информированности предпринимателей обо всех достоинствах и недостатках готового бизнеса, а также осведомленности о том, как можно стать его составной частью [4].
Таким образом, можно выделить положительные и отрицательные итоги развития франчайзинга в торговле Российской Федерации:
‒ стремительное развитие начинающих предпринимателей
‒ расширение популярных сетей
‒ развитие торговли в регионах
‒ доверие и лояльность клиента к известным брендам франчайзерам
‒ расширение сферы торговли,
а также
‒ появление франчайзинговых проектов низкого качества
‒ негибкий ассортимент товаров в торговых сетях
‒ проблема выхода на рынок нового бренда
‒ возможно несоблюдение стандартов работы франчайзи, снижение качества услуг
‒ постепенная «монополизация» рынка
Положительная динамика развития франчайзинга в России все-таки есть. Несмотря на все препятствия, франчайзинг уверенно продвигается на российском рынке товаров и услуг.
Рассмотрим систему ведения бизнеса одной из крупнейших компаний современной розничной торговли является Х5 Retail Group. Компания создает, развивает и управляет портфелями известных продуктовых брендов, таких как Пятёрочка, Перекресток, Перекресток Экспресс, Карусель. [5]
Рис. 4. Крупнейшие продуктовые ретейлеры России [8]
С 2001 года Х5 Retail Group активно использует франчайзинг в своей деятельности. Уникальной особенностью для компании является франчайзинговая система — обратный франчайзинг. Особая система обеспечила компании стабильный рост и расширение на рынке. Обратный франчайзинг предполагает передачу франчайзи особенностей бизнеса, обеспечение эффективности функционирования торговой точки. Франчайзи не платит роялти, при этом получает агентское вознаграждение в размере 14–15 % от объема выручки. Товар магазина согласно договору, принадлежит X5 Retail Group. Обратная франшиза позволит существенно уменьшить затраты франчайзи, гарантируя ему выход на рынок как члена команды лидера российского ритейла.
В таблице представлены количественные показатели брендов Х5 Retail Group.
Таблица 1
Сравнительный анализ ключевых показателей брендов Х5 Retail Group
|
Пятерочка |
Перекресток |
Карусель |
Кол-во магазинов |
9002 |
544 |
90 |
Доля в чистой розничной выручке X5 в I квартале 2017 года |
76 % |
15 % |
7 % |
Кол-во товаров в каждом магазине |
4500 |
10000–15000 |
15000–20000 |
Средняя площадь |
398 кв. м |
1015 кв. м |
4254 кв. м |
Самым крупным представителем Х5 Retail Group является Пятерочка. Доля выручки «Пятерочки» в чистой выручке компании составляет 76 % по показателям первого квартала 2017 года. Чистая розничная выручка за 1 кв. 2017 г. — 222 941 млн. руб. [6]
Условия франшизы Х5 Retail Group
‒ Х5 Retail Group осуществляет поставку товаров своих поставщиков
‒ франчайзи занимается управлением точки, ежедневно перечисляет выручку
‒ Х5 Retail Group выплачивает франчайзи агентское вознаграждение (в размере 13–17 % от перечисленной суммы)
‒ франчайзи использует средства, полученные в виде агентского вознаграждения на обслуживание торговой точки, выплату заработной платы рабочим, оплату обязательных платежей
‒ X5 Retail Group проводит мониторинг и сопровождение работы магазина
Минимальные требования к партнеру по франшизе
‒ наличие помещения (в частной либо долевой собственности или аренде)
‒ наличие необходимых электрических мощностей
‒ финансовые ресурсы для покупки франшизы, запуска и первичного материального обеспечения магазина
‒ высокая деловая репутация и безупречная кредитная история
Что получает франчайзи
‒ систему учета и ведения документации
‒ разработку системы бизнес-процессов работы магазина
‒ право на использование торгового обозначения на самом объекте торговли, а также в рекламных целях
‒ план-схему магазина, схему выкладки товаров, матрицу ассортимента
‒ базы поставщиков продукции, услуг и оборудования
Согласно проведенному исследованию одной из крупнейших компаний современной розничной торговли Х5 Retail Group, франчайзинг является перспективным видом предпринимательства. Франшиза Пятерочки — это очень выгодное вложение, так как сеть быстро и активно развивается. В условиях санкций многие мелкие магазины попали в группу риска. Открытие в том же районе супермаркетов «Пятерочка», «Дикси» или «Магнит» еще больше ухудшает ситуацию. Мелкий предприниматель не имеет ресурсов, чтобы конкурировать с их низкими ценами. Однако франшиза магазина Пятерочка решает все эти проблемы. Франшиза Пятерочки входит в топ 50 самых популярных франшиз России по показателям 2016 года.
Таблица 2
Топ 50 самых популярных франшиз в 2016 году [7] [8]
Согласно рейтингу, топ 50 самых популярных франшиз в 2016 году [7] [8] почти половина компаний — предприятия торговой деятельности. Среди них наиболее популярной оказалась Vianor (7 место) — компания, осуществляющая торговлю автомобильными шинами. Vardex (торговля электронными сигаретами) — новичок в рейтинге, составившая конкуренцию всем известным «Эвалар» и «Пятерочка». Эвалар имеет наибольший рост в рейтинге среди франшиз торговли.
Большое количество популярных франшиз пришлось на предприятия фармацевтических средств («Эвалар», «Фармакопейка», «Будь здоров», «Ригла») и одежды (Elis collection, Terranova, Playtoday, Profmax, Van cliff).
Стоит отметить низкий процент количества расторгнутых договоров коммерческой концессии для торговых компаний, исключая Ives Rocher — количество расторгнутых договоров превысило количество зарегистрированных. Ives Rocher также показал самое стремительное падение в рейтинге с 3 позиции на 46.
В заключение, можно сделать вывод о том, что даже новичок может поразить своим успехом, в то время как отмечены редкие, но все же случаи резкого падения популярности известных брендов. Такое изменение рейтинга раз доказывает, что франчайзинг в России только начинает набирать обороты.
С целью совершенствования франчайзинга в России первую очередь необходимо создание отдельного законодательного акта, регулирующего франчайзинговые отношения.
Угрозой для рынка франчайзинга представляются некачественные франчайзинговые продукты, которые не оправдывают ожиданий франчайзи. Во избежание этого франчайзерам необходимо:
‒ тщательно работать над качеством продукта
‒ предъявлять к собственной работе высокие требования
‒ обеспечивать надежную поддержку франчайзи
‒ повышать уровень грамотности предпринимателей
‒ развивать международный франчайзинг.
Основные риски предпринимателей связаны с высокими ставками кредитования, высокими арендными ставками и падением реальных доходов населения.
Проблема низкой государственной поддержки франчайзинга должна быть решена. Трудностью для возможных франчайзи является получение кредитов банка на создание организации по франшизе с использованием льгот. При создании специальных программ кредитования франчайзи возможно облегчить финансовый барьер развития франчайзинга.
Франчайзинг исторически и прочно закрепился в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Таким образом, если стремиться перенять у Запада все самое перспективное, можно надеяться, что франчайзинг скоро по достоинству оценят и в России.
Литература:
- Астремский А. Д. Современные тенденции развития франчайзинга как формы ведения малого бизнеса // Транспортное Дело России. 2012. № 9.
- Батраченко Д. К. Анализ преимуществ и недостатков франчайзинга// Международный Научный Институт «Educatio» VII, 2014. –С.6.
- Фролова В. Б. Франчайзинг как основа долгосрочного развития бизнеса // Концепт. — 2013. — № 11 (ноябрь).
- Официальный сайт Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://rusfranch.ru/ (дата обращения 16.07.2017)
- Официальный сайт Х5 Retail Group [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.x5.ru/ru (дата обращения 16.07.2017)
- Официальный сайт сети Пятерочка [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://5ka.ru (дата обращения 16.07.2017)
- Профессиональный интернет-ресурс для потенциальных франчайзи [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://franshiza.ru/ (дата обращения 28.07.2017)
- Официальный сайт «РосБизнесКонсалтинг» — ведущая российская компания, работающая в сферах масс-медиа и информационных технологий. [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.rbc.ru/ (дата обращения 16.07.2017)