Анализ развития франчайзинга в российской торговле | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 08.06.2018

Статья просмотрена: 15419 раз

Библиографическое описание:

Кузина, А. А. Анализ развития франчайзинга в российской торговле / А. А. Кузина, М. Е. Анохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 313-318. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51275/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитие малого бизнеса является движущим механизмом экономики государства. Франчайзинг, как один из видов коммерческой деятельности, позволяет начинающему предпринимателю значительно упростить организацию бизнеса и обеспечить развитие бизнеса в долгосрочной перспективе. Развитие франчайзинга сферы торговли в нашей стране является перспективным направлением предпринимательства.

Всё вышеперечисленное свидетельствует об актуальности темы.

Франчайзинг — форма делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара независимым от нее предприятиям (франчайзи). [1]

Франчайзинг в России — явление достаточно новое и очень быстро развивающееся. Эта бизнес-модель появилась на отечественном рынке в середине 90-х — и сегодня эксперты говорят о 1700 франчайзинговых проектах в 60 различных сферах деятельности. Проанализировав динамику франчайзинга в нашей стране, можно заметить, что в последние годы наблюдается постоянный рост количества франчайзеров.

Рис. 1. Количество франчайзеров в России, шт. [7]

Согласно результатам статистических исследований, количество франчайзеров в России возрастет до 2150 в 2017 году, что на 26 % превосходит показатели 2015 года. Уровень развития франчайзинга в России по сравнению с другими странами представлен на рисунке.

Рис. 2. Франчайзинг в России и в мире, 2014 г. [7]

Россия не является лидирующей страной по количеству франчайзинговых точек и франчайзинговых концепций, но тем не менее, очевидно, что за более чем 20 лет с момента зарождения франчайзинговый рынок в России значительно вырос. В настоящее время его общий объем оценивают в 5 млрд долларов. По данным специалистов Европейской ассоциации франчайзинга (EFF), за последние три года рынок франчайзинга в России увеличился на 98 %. Согласно данным РАФ, Россия в последние годы является лидером по росту количества франчайзинговых компаний. [4]

Рис. 3. Распределение объектов франчайзинга по отраслям [4] [8]

Торговля занимает больше половины объектов франчайзинга, в связи с чем представляет наибольший интерес для анализа.

Однако количество не всегда соответствует качеству. На рынке франчайзинга в России присутствует очень много недобросовестных франчайзеров, предлагающих франчайзинговые проекты низкого качества. [2] [3]

Существуют факторы, оказывающие негативное воздействие на развитие франчайзинга в нашей стране, ими являются:

‒ несовершенство российского законодательства в этой области;

‒ низкая государственная поддержка;

‒ отсутствие заинтересованности банков в работе с системами франчайзинга;

‒ низкая популяризация франчайзинга.

В законодательстве РФ на сегодняшний день нет конкретного определения франчайзинга, а существует только «коммерческая концессия».

Еще одной трудностью для возможных франчайзи можно назвать получение кредитов банка на создание организации по франшизе с использованием льгот. Такого рода заявки большее число банков рассматривают на общих основаниях — с использованием условий программ по кредитованию малого бизнеса.

Если говорить о государственной поддержке развития франчайзинга в нашей стране, то она значительно отстает от развитых стран. Можно отметить низкую активность деятельности. Имеет место проблема скудной информированности предпринимателей обо всех достоинствах и недостатках готового бизнеса, а также осведомленности о том, как можно стать его составной частью [4].

Таким образом, можно выделить положительные и отрицательные итоги развития франчайзинга в торговле Российской Федерации:

‒ стремительное развитие начинающих предпринимателей

‒ расширение популярных сетей

‒ развитие торговли в регионах

‒ доверие и лояльность клиента к известным брендам франчайзерам

‒ расширение сферы торговли,

а также

‒ появление франчайзинговых проектов низкого качества

‒ негибкий ассортимент товаров в торговых сетях

‒ проблема выхода на рынок нового бренда

‒ возможно несоблюдение стандартов работы франчайзи, снижение качества услуг

‒ постепенная «монополизация» рынка

Положительная динамика развития франчайзинга в России все-таки есть. Несмотря на все препятствия, франчайзинг уверенно продвигается на российском рынке товаров и услуг.

Рассмотрим систему ведения бизнеса одной из крупнейших компаний современной розничной торговли является Х5 Retail Group. Компания создает, развивает и управляет портфелями известных продуктовых брендов, таких как Пятёрочка, Перекресток, Перекресток Экспресс, Карусель. [5]

Рис. 4. Крупнейшие продуктовые ретейлеры России [8]

С 2001 года Х5 Retail Group активно использует франчайзинг в своей деятельности. Уникальной особенностью для компании является франчайзинговая система — обратный франчайзинг. Особая система обеспечила компании стабильный рост и расширение на рынке. Обратный франчайзинг предполагает передачу франчайзи особенностей бизнеса, обеспечение эффективности функционирования торговой точки. Франчайзи не платит роялти, при этом получает агентское вознаграждение в размере 14–15 % от объема выручки. Товар магазина согласно договору, принадлежит X5 Retail Group. Обратная франшиза позволит существенно уменьшить затраты франчайзи, гарантируя ему выход на рынок как члена команды лидера российского ритейла.

В таблице представлены количественные показатели брендов Х5 Retail Group.

Таблица 1

Сравнительный анализ ключевых показателей брендов Х5 Retail Group

Пятерочка

Перекресток

Карусель

Кол-во магазинов

9002

544

90

Доля в чистой розничной выручке X5 в I квартале 2017 года

76 %

15 %

7 %

Кол-во товаров в каждом магазине

4500

10000–15000

15000–20000

Средняя площадь

398 кв. м

1015 кв. м

4254 кв. м

Самым крупным представителем Х5 Retail Group является Пятерочка. Доля выручки «Пятерочки» в чистой выручке компании составляет 76 % по показателям первого квартала 2017 года. Чистая розничная выручка за 1 кв. 2017 г. — 222 941 млн. руб. [6]

Условия франшизы Х5 Retail Group

‒ Х5 Retail Group осуществляет поставку товаров своих поставщиков

‒ франчайзи занимается управлением точки, ежедневно перечисляет выручку

‒ Х5 Retail Group выплачивает франчайзи агентское вознаграждение (в размере 13–17 % от перечисленной суммы)

‒ франчайзи использует средства, полученные в виде агентского вознаграждения на обслуживание торговой точки, выплату заработной платы рабочим, оплату обязательных платежей

‒ X5 Retail Group проводит мониторинг и сопровождение работы магазина

Минимальные требования к партнеру по франшизе

‒ наличие помещения (в частной либо долевой собственности или аренде)

‒ наличие необходимых электрических мощностей

‒ финансовые ресурсы для покупки франшизы, запуска и первичного материального обеспечения магазина

‒ высокая деловая репутация и безупречная кредитная история

Что получает франчайзи

‒ систему учета и ведения документации

‒ разработку системы бизнес-процессов работы магазина

‒ право на использование торгового обозначения на самом объекте торговли, а также в рекламных целях

‒ план-схему магазина, схему выкладки товаров, матрицу ассортимента

‒ базы поставщиков продукции, услуг и оборудования

Согласно проведенному исследованию одной из крупнейших компаний современной розничной торговли Х5 Retail Group, франчайзинг является перспективным видом предпринимательства. Франшиза Пятерочки — это очень выгодное вложение, так как сеть быстро и активно развивается. В условиях санкций многие мелкие магазины попали в группу риска. Открытие в том же районе супермаркетов «Пятерочка», «Дикси» или «Магнит» еще больше ухудшает ситуацию. Мелкий предприниматель не имеет ресурсов, чтобы конкурировать с их низкими ценами. Однако франшиза магазина Пятерочка решает все эти проблемы. Франшиза Пятерочки входит в топ 50 самых популярных франшиз России по показателям 2016 года.

Таблица 2

Топ 50 самых популярных франшиз в 2016 году [7] [8]

Согласно рейтингу, топ 50 самых популярных франшиз в 2016 году [7] [8] почти половина компаний — предприятия торговой деятельности. Среди них наиболее популярной оказалась Vianor (7 место) — компания, осуществляющая торговлю автомобильными шинами. Vardex (торговля электронными сигаретами) — новичок в рейтинге, составившая конкуренцию всем известным «Эвалар» и «Пятерочка». Эвалар имеет наибольший рост в рейтинге среди франшиз торговли.

Большое количество популярных франшиз пришлось на предприятия фармацевтических средств («Эвалар», «Фармакопейка», «Будь здоров», «Ригла») и одежды (Elis collection, Terranova, Playtoday, Profmax, Van cliff).

Стоит отметить низкий процент количества расторгнутых договоров коммерческой концессии для торговых компаний, исключая Ives Rocher — количество расторгнутых договоров превысило количество зарегистрированных. Ives Rocher также показал самое стремительное падение в рейтинге с 3 позиции на 46.

В заключение, можно сделать вывод о том, что даже новичок может поразить своим успехом, в то время как отмечены редкие, но все же случаи резкого падения популярности известных брендов. Такое изменение рейтинга раз доказывает, что франчайзинг в России только начинает набирать обороты.

С целью совершенствования франчайзинга в России первую очередь необходимо создание отдельного законодательного акта, регулирующего франчайзинговые отношения.

Угрозой для рынка франчайзинга представляются некачественные франчайзинговые продукты, которые не оправдывают ожиданий франчайзи. Во избежание этого франчайзерам необходимо:

‒ тщательно работать над качеством продукта

‒ предъявлять к собственной работе высокие требования

‒ обеспечивать надежную поддержку франчайзи

‒ повышать уровень грамотности предпринимателей

‒ развивать международный франчайзинг.

Основные риски предпринимателей связаны с высокими ставками кредитования, высокими арендными ставками и падением реальных доходов населения.

Проблема низкой государственной поддержки франчайзинга должна быть решена. Трудностью для возможных франчайзи является получение кредитов банка на создание организации по франшизе с использованием льгот. При создании специальных программ кредитования франчайзи возможно облегчить финансовый барьер развития франчайзинга.

Франчайзинг исторически и прочно закрепился в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Таким образом, если стремиться перенять у Запада все самое перспективное, можно надеяться, что франчайзинг скоро по достоинству оценят и в России.

Литература:

  1. Астремский А. Д. Современные тенденции развития франчайзинга как формы ведения малого бизнеса // Транспортное Дело России. 2012. № 9.
  2. Батраченко Д. К. Анализ преимуществ и недостатков франчайзинга// Международный Научный Институт «Educatio» VII, 2014. –С.6.
  3. Фролова В. Б. Франчайзинг как основа долгосрочного развития бизнеса // Концепт. — 2013. — № 11 (ноябрь).
  4. Официальный сайт Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://rusfranch.ru/ (дата обращения 16.07.2017)
  5. Официальный сайт Х5 Retail Group [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.x5.ru/ru (дата обращения 16.07.2017)
  6. Официальный сайт сети Пятерочка [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://5ka.ru (дата обращения 16.07.2017)
  7. Профессиональный интернет-ресурс для потенциальных франчайзи [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://franshiza.ru/ (дата обращения 28.07.2017)
  8. Официальный сайт «РосБизнесКонсалтинг» — ведущая российская компания, работающая в сферах масс-медиа и информационных технологий. [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.rbc.ru/ (дата обращения 16.07.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, франчайзинг, агентское вознаграждение, компания, рынок франчайзинга, EFF, малый бизнес, обратный франчайзинг, современная розничная торговля, чистая розничная выручка.


Задать вопрос