Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 27.02.2017

Статья просмотрена: 4602 раза

Библиографическое описание:

Пекова, А. Л. Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях / А. Л. Пекова, С. Г. Ерохин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 186-189. — URL: https://moluch.ru/archive/142/40134/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статье рассматривается понятие франчайзинга, его особенности в современных условиях. Исследуются вопросы возникновения и развития франчайзинга в России, его преимущества и недостатки. Рассматривается опыт российских и зарубежных компаний малого бизнеса, успешно применяющих схему франчайзинга. Определяются тенденции и перспективы развития франчайзинга, как фактора поддержки малого бизнеса в условиях современной действительности.

Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, роялти, франчайзинг малого бизнеса, развитие франчайзинга, франчайзер, роялти, малый бизнес

This article discusses the concept of franchising, its features in modern conditions. The problems of the origin and development of franchising in Russia, its advantages and disadvantages. Ras regarded the experience of Russian and foreign companies, small business, successfully applying franchising scheme. Identify trends and per-prospects of franchise development as a factor of support of small business in the conditions of modern life.

Keywords: franchise, franchise royalties, franchise small business, franchise development, franchisor, royalty, small business.

Франчайзинг относится к инструменту развития бизнеса, который на протяжении долгого времени эффективно «работает» в мире. В нашей стране происходит активное развитие франчайзинга. Можно заметить, что существующие на данный момент условия демонстрируют острую нехватку основного финансирования, а также оборотного капитала предприятий. Вследствие сложившейся ситуации именно франчайзинг работает на создание быстро растущего бизнеса, причем условия, которые он ставит, являются выгодными и для самой я франчайзинговой компании, и для приобретателей франшизы. На данный момент существует такая ситуация, что несмотря на эффективность франчайзинга, не все предприниматели действительно понимают его сильные стороны как перспективного вида бизнеса. [8, С.153]

Франчайзинг — популярный метод среди людей, у который присутствует желание открыть свой собственный бизнес и работать в высоко-конкурентной индустрии, к примеру, в такой как фаст-фуд индустрия. Одно из наиболее весомых преимуществ приобретения франшизы заключается в том, что у вас появляется доступ к зарекомендовавшему себя бренду, что означает, что вам не придется в дальнейшем тратить ресурсы на то, чтобы потребители узнали о вас и вашем продукте. [3, С.24]

Очевидным является тот факт, что современные условия, выражающиеся в острой международной конкуренции и наличии проблем в развитии отечественной экономики, диктуют свои правила по преодолению данных недостатков. Необходимо начинать использовать новые инструменты, которые будут намного эффективнее старых, будут позволять развиваться определенным отраслям экономики, которые вполне могут стать альтернативой добывающих отраслей и будут обеспечиваться занятость населения в малом и среднем бизнесе. Чтобы бизнес начал эффективно и быстро развиваться, необходимо использовать франчайзинг.

Франчайзинг представляет собой такой способ организации коммерческой деятельности, когда одно юридическое лицо в лице индивидуального предприниматели или не большого по размерам коммерческого предприятия, договаривается с другим юридическим лицом — компанией, которые занимается продажей франшизой, о том, что данный предприниматель (либо компания) в дальнейшем будет заниматься ведением коммерческой деятельности под именем данной фирмы или под ее брендом. [4, С.71]

Прототипом современной системы франчайзинга считается система продаж и обслуживания швейных машин Зингера или немецких пивоваров, которые стали предоставлять франшизу питейным заведениям. Считается, что автором франчайзинга является Р. Крок. В 1955 году он основал компанию McDonald’s System, Inc, которая является наиболее известной франчайзинговой компанией мира. [1, С.67] Так, М. В. Колиниченко в своей статье «Франчайзинг как эффективная форма инновационного развития сферы услуг» делал акцент на тот факте, что франчайзинг может рассматриваться в роли инструмента сетевого бизнеса, ставшего атрибутом постиндустриальной экономики. [4, С.73]

На данный момент считается, что франчайзинг — это взаимовыгодная форма коммерческого взаимодействия крупной компании, являющейся хорошо зарекомендованной на рынке, и предпринимателей, основной целью которых является быстрый рост посредством использование ноу-хау, деловой репутации, делового опыта франчайзера. В актуальный момент времени более чем в 80 секторах экономики происходит функционирование франчайзинговых компаний. К главным экспортерам франшиз можно отнести Канаду, Австралию, Японию, США, Германию, Великобританию и Францию. [7, С.28] В соответствие с предоставленными данными Всемирного совета по франчайзингу (WFC), количество франчайзинговых компаний (франчайзи) приближается к 1,5 млн. единиц во всем мире. [10]

В соответствие с данными Franchise Direct, в 2014 году был зафиксирован рост доли франчайзинга на глобальном рынке, что приводит к росту ВВП и уменьшению посткризисной безработицы. Даже не смотря на ряд преимуществ, которые позволяют франчайзингу сейчас переживать далеко не простые времена, франчайзеры готовы оказывать существенную поддержку своим франчайзи для сохранения доли на региональных рынках: переводя расчёты между собой и своими франчайзи в рубли вместо валюты, снижая паушальные взносы и роялти.

К примеру, ранее упоминавшаяся компания «Баскин Робинс» разработала антикризисную программу для поддержки малого и среднего бизнеса, которая уверена в возможности расширения сети в России даже несмотря на кризис. [6, С.94] К главным проблемам франчайзинга в России можно отнести: нестабильность экономического развития России, административные ограничения на ввоз в Россию целого ряда товаров, санкции и иные ограничения, отсутствие у потенциальных франчайзи стартового капитала, сложность получения кредитов, отсутствие правового обеспечения франчайзинга, малый отечественный опыт. Все большую популярность набирает обратный франчайзинг, который все чаще начинает использоваться компанией X5 Retail Group. Он представляет собой передачу франчайзи прав пользования товарным знаком и комплекс исключительных прав на объект франчайзи, а также франчайзер поставляет полный ассортимент товаров по агентскому договору. По итогам реализации товара франчайзер выплачивает франчайзи агентское вознаграждение.

Стоит отметить, что данный вид франчайзинга может решить сразу две из вышеупомянутых проблем: отсутствие у потенциальных франчайзи необходимого стартового капитала и сложность, а порой и невозможность, получения кредитов предпринимателями, так как все первоначальные расходы берет на себя франчайзер, который полностью организует весь процесс открытия франшизы, а франчайзи непосредственно выплачивает роялти и другие сборы только после получения прибыли. На сегодняшний день, перед франчайзингом открываются все новые перспективы на отечественном рынке. Оживленный интерес к данной модели ведения бизнеса может говорить лишь о положительной тенденции его развития. И даже несмотря на все проблемы развития франчайзинга в нашей стране, многие его преимущества проявляются особенно заметно во время кризиса. [9, С.75]

Я считаю, что франчайзинг может стать перспективным вектором развития малого бизнеса в России. Также хотелось бы отметить, что региональный отечественный рынок представляет из себя практически непаханое поле, которое в процессе должного инвестирования может дать толчок развитию малого регионального бизнеса, увеличению количества рабочих мест, увеличению налоговых отчислений и т. д. Сейчас, в эпоху нестабильности и экономических перемен в нашей стране, франчайзинг может стимулировать антикризисные процессы и способствовать повышению эффективности работы отечественных малых предприятий.

Благодаря своей устойчивости к различного рода факторам, отработанности или иначе «прокатанности» модели, а также массе других различных преимуществ, его можно назвать действительно той моделью ведения бизнеса, которая предполагает минимизацию всевозможных провалов и неудач. Одно из наиболее весомых преимуществ — возможность объединения достоинств малого и крупного бизнеса. Я считаю, что франчайзинг является крайней действенной и эффективной формой ведения малого бизнеса. Несмотря на то, что есть определенные проблемы его функционирования в нашей стране, он активно развивается и открывает более широкие возможности, как потребителям, так и самим предпринимателям, которые становятся собственниками своего собственного, надежного и, как правило, прибыльного бизнеса. [5, С.117]

Несмотря на все минусы, сегодня франчайзинг получил широкое развитие во многих сферах и отраслях экономики. Франчайзинг признан в мировом сообществе одной из наиболее прогрессивных форм ведения бизнеса и получил широкое распространение в зарубежной практике.

В России франчайзинг получил известность с приходом таких крупных компаний, как «Pizza Hut», «Kodak», «McDonalds», «Coca Cola» и других хорошо известных в мире компаний. По франчайзинговой схеме работает большая часть сет продовольственных магазинов — дискаунтеров «Пятерочка», часть салонов связи компании «Евросеть», фирма 1С и др. И если в 2007 г. в России было всего 400 франчайзеров, то к 2013 г. их количество увеличилось до 1300. Большая часть из них — 43 % — задействована в непродовольственной рознице, 23 % — в сфере услуг населению, 14 % — в общественном питании. [2, С.85]

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что развитие франчайзинга в российской экономике, становится важным фактором поддержки предприятий малого бизнеса, в условиях современной действительности.

Литература:

1. Безрукова Т. Л., Шанин И. И., Романова А. Т. Нужен ли России франчайзинг? // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2013. — № 7. — С. 66–68.

2. Васильева О. С. Специфика реализации франчайзинга в крупных торговых сетях на отечественном потребительском рынке // Актуальные проблемы экономики и права. — 2015. — № 2. — С. 80–86

3. Гучев И. А. Франчайзинг как эффективный вектор развития малого бизнеса в России. // Молодежь в науке: новые аргументы. Сборник научных работ. Научное партнерство «Аргумент». Липецк, 2016. — С.23–28

4. Колиниченко М. В. Франчайзинг как эффективная форма инновационного развития сферы услуг // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2011. — № 3. — С. 70–75.

5. Кузнецова, Е.Г., Генглик Т. Ф. Формирование эффективной системы поддержки малого предпринимательства // Инновационные процессы в развитии современного общества: / Саран. ин-т РУК. Саранск, 2014. — С 116–119.

6. Парабеллум А. В. Масштабирование бизнеса. Создаем франчайзинг в розничной торговле. Спб: Питер, 2014. — 320 с.

7. Потапова О. А. Франчайзинг в США: опыт развития. // Банковские услуги. — 2016. — № 2. — С.26–32

8. Семичева В. О. Франчайзинг как перспективный вид бизнеса. // Символ науки. — 2016. — № 3–1. — С.153–159

9. Толкаченко Г. Л. Франчайзинг как инновационный инструмент развития бизнеса. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2016. — № 1. — С. 74–85.

10. Известные франшизы: обзор популярных брендов. [Электронный ресурс] // UPL: http://www.kp.ru/guide/populjarnye-franshizy.html (дата обращения: 07.06.2016 г.)

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, франчайзинг, малый бизнес, развитие франчайзинга, WFC, коммерческая деятельность, модель ведения бизнеса, отрасль экономики, современная действительность, юридическое лицо.


Ключевые слова

франчайзинг, франшиза, франчайзер, малый бизнес, роялти, франчайзинг малого бизнеса, развитие франчайзинга

Похожие статьи

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях

В статье рассматриваются особенности развития франчайзинга в РФ, анализируется использование модели франчайзинга для развития малого бизнеса в стране, рассматриваются прогнозы развития франчайзинга в России, указываются основные факторы, затрудняющие...

Проблемы и перспективы развития франчайзинга как новой формы организации бизнеса в Украине

Статья посвящена проблемам и перспективам развития франчайзинга в Украине. Освещены основные тенденции развития рынка франчайзинга в Украине в 2010–2012 годах. Указанные основные движущие силы роста данного направления экономической деятельности для ...

Франчайзинг как инновационный метод ведения предпринимательской деятельности в Оренбурге

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты франчайзинга. Определены основные его виды и области применения. Проведен анализ популярных и новых франшиз Оренбурга.

История возникновения и развития франчайзинга

В статье рассматривается история возникновения и эволюции франчайзинга как инструмента предпринимательской деятельности. Франчайзинг, представляющий собой систему организации бизнеса на основе успешных технологий и бренда, стал значительно способство...

Оценка экономической целесообразности использования аутстаффинга в ИТ-отрасли

В статье исследуется экономическая целесообразность предоставления услуг аутстаффинга в ИТ-индустрии. Аутстаффинг как бизнес-модель позволяет компаниям предоставлять своих сотрудников для выполнения проектов других организаций, что особенно актуально...

Факторинг как инструмент управления дебиторской задолженностью в условиях кризиса

В статье определяется понятие факторинга, его основные функции, преимущества и недостатки. Рассматривается схема осуществления факторинговых операций, выделяются основные существующие виды и формы факторинга. В заключении определяется текущее состоян...

Франчайзинг как правовая конструкция и бизнес-инструмент

Статья посвящена наиболее востребованной на сегодняшний день модели осуществления предпринимательской деятельности — франчайзингу. В исследовании автор анализирует преимущества и недостатки данного способа организации бизнеса, регулирующего отношения...

Исследование современных методов и стратегий продвижения франчайзингового продукта

В данной статье описаны современные стратегии развития франшизы. Названы основные этапы развития франчайзинга на предприятии, необходимые для реализации выбранной стратегии. Освещены требования к компании, которая планирует развиваться по механизму ф...

Специфика разработки и продвижения брендов малого бизнеса в цифровом пространстве

В статье проанализированы объективные факторы среды развития субъектов малого предпринимательства в России, с учетом социально-экономических тенденций и влияния новых условий функционирования в период пандемии. Рассмотрены особенности маркетинговых к...

Франчайзинг в России: особенности, преимущества и перспективы развития

В статье рассматривается феномен франчайзинга, его особенности, преимущества и перспективы развития на российском рынке. Автор анализируют динамику рынка франчайзинга в России за последние пять лет, приводят статистические данные и выделяют ключевые ...

Похожие статьи

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях

В статье рассматриваются особенности развития франчайзинга в РФ, анализируется использование модели франчайзинга для развития малого бизнеса в стране, рассматриваются прогнозы развития франчайзинга в России, указываются основные факторы, затрудняющие...

Проблемы и перспективы развития франчайзинга как новой формы организации бизнеса в Украине

Статья посвящена проблемам и перспективам развития франчайзинга в Украине. Освещены основные тенденции развития рынка франчайзинга в Украине в 2010–2012 годах. Указанные основные движущие силы роста данного направления экономической деятельности для ...

Франчайзинг как инновационный метод ведения предпринимательской деятельности в Оренбурге

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты франчайзинга. Определены основные его виды и области применения. Проведен анализ популярных и новых франшиз Оренбурга.

История возникновения и развития франчайзинга

В статье рассматривается история возникновения и эволюции франчайзинга как инструмента предпринимательской деятельности. Франчайзинг, представляющий собой систему организации бизнеса на основе успешных технологий и бренда, стал значительно способство...

Оценка экономической целесообразности использования аутстаффинга в ИТ-отрасли

В статье исследуется экономическая целесообразность предоставления услуг аутстаффинга в ИТ-индустрии. Аутстаффинг как бизнес-модель позволяет компаниям предоставлять своих сотрудников для выполнения проектов других организаций, что особенно актуально...

Факторинг как инструмент управления дебиторской задолженностью в условиях кризиса

В статье определяется понятие факторинга, его основные функции, преимущества и недостатки. Рассматривается схема осуществления факторинговых операций, выделяются основные существующие виды и формы факторинга. В заключении определяется текущее состоян...

Франчайзинг как правовая конструкция и бизнес-инструмент

Статья посвящена наиболее востребованной на сегодняшний день модели осуществления предпринимательской деятельности — франчайзингу. В исследовании автор анализирует преимущества и недостатки данного способа организации бизнеса, регулирующего отношения...

Исследование современных методов и стратегий продвижения франчайзингового продукта

В данной статье описаны современные стратегии развития франшизы. Названы основные этапы развития франчайзинга на предприятии, необходимые для реализации выбранной стратегии. Освещены требования к компании, которая планирует развиваться по механизму ф...

Специфика разработки и продвижения брендов малого бизнеса в цифровом пространстве

В статье проанализированы объективные факторы среды развития субъектов малого предпринимательства в России, с учетом социально-экономических тенденций и влияния новых условий функционирования в период пандемии. Рассмотрены особенности маркетинговых к...

Франчайзинг в России: особенности, преимущества и перспективы развития

В статье рассматривается феномен франчайзинга, его особенности, преимущества и перспективы развития на российском рынке. Автор анализируют динамику рынка франчайзинга в России за последние пять лет, приводят статистические данные и выделяют ключевые ...

Задать вопрос