Ключевые слова: франчайзинг, перспективы развития франчайзинга в России, плюсы и минусы франчайзинга.
Франчайзинг в России не получил пока что широкого распространения, но потенциальные возможности для его внедрения достаточно широки. Основные причины, сдерживающие развитие франчайзинга в России:
1.Не стабильная ситуация в российской экономике;
2.Отсутствие существенного стартового капитала у многих предпринимателей;
3.Недостаточная государственная поддержка малого бизнеса;
4.Неполная проработка действующего российского законодательства по защите интеллектуальной собственности;
5.Недостаточный объем знаний у предпринимателей малого бизнеса в сфере франчайзинга [3];
Развитие быстрее всего происходит в сфере торговли и общественного питания. Такое развитие обусловлено тем, что любой предприниматель, не имея больших знаний в обустройстве бизнеса, купить бизнес-план у организации, тем самым получать с этого дела прибыль. Франчайзинг стал популярнее из-за смены парадигм, которое навязывало общество, время стало быстро идти, по сравнению с 20-м веком, люди стали более занятыми, если раньше у многих потребителей был выбор приготовить еду дома или поесть в ресторане или кафе, то сейчас из-за нехватки времени, большинство людей склоняться к питанию в кафе.
Тем самым франчайзинг в России начал развиваться с уличного питания. Различные сети быстрого приготовления еды получили широкое распространение в России. Большим спросом франчайзинга пользуются фирмы с малым бизнесом, а также крупные игроки. В сфере услуг также существуют успешные франчайзинговые проекты [2].
Сфера применения франчайзинга в России имеет широкие перспективы. Практически любые деловые структуры, имеющие юридический статус, могут развиваться по этой системе.
Основные плюсы франчайзинга заключаются в следующем:
- Широкий выбор распространения фирмы по разным странам;
- Большой спрос у юридических лиц;
- Эффективное продвижение, как для маркетинга, так и для PR-агентств;
- Увеличение лиц, занимающихся малым бизнесом;
- Стабильная прибыль как для покупателя бизнес- плана, так и дл самого франчайзера.
Но посреди плюсов и огромных преимуществ, есть и минусы франчайзинга:
- Минимальный порог высокий для тех, у кого стартовый капитал небольшой;
- Управляя компанией, следование тем или иным указания от головной организации обязательно, иначе головная компания будет вынуждена расторгнуть договор;
- Отсутствует в законодательной базе закон, помогающий начинающим предпринимателям в контроле сделки в случае аферы;
- У предпринимателя нет своего выбора, он выступает для организации как посредник;
- Если в городе, где предприниматель решил купить бизнес-план, надеясь получит прибыль, а по итогу головная компания разоряется в этом городе, то предпринимателю не возмещают никакие убытки.
Для нашей страны становление и развитие франчайзинга имеет особое значение. Дело, прежде всего, в том, что в бизнес приходит новое поколение людей, которое кроме стремления заняться собственным делом, не имеет ни опыта, ни финансовой базы, ни промышленного потенциала. В этом случае опора на опытного и надежного партнера является залогом успеха. Именно таким партнером и может быть франчайзер.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- франчайзинг — это система продвижения на рынке товаров, услуг, технологий, которая основана на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридически и финансово разделенными, независимыми предпринимателями.
- франчайзер предоставляет франчайзи право, и вместе с тем возлагает на него обязанность осуществлять бизнес в соответствии со своей концепцией.
- можно выделить три основных вида франчайзинга: товарный франчайзинг, производственный франчайзинг и деловой франчайзинг, которые представлены в разных сферах деятельности.
- система франчайзинга индивидуальна для каждой отрасли и каждого конкретного франчайзера, ее нельзя просто скопировать.
- признанным лидером франчайзинга и экспортером франшизных систем во многие страны мира является США. Продажи, осуществляемые через франшизные системы, составляют порядка 40 % всех розничных продаж, что оценивается в сумму более одного триллиона долларов США.
Литература:
- Перспективы развития франчайзинга в России [Электронный ресурс] //
- Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», 2015.
- Структура рынка франчайзинга [Электронный ресурс] // Торговопромышленная палата РФ, 2016.
- Преимущества и недостатки применения франчайзинга для Российских предпринимателей [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека, 2015.