Проблемы развития рынка франчайзинга в РФ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 28.02.2018

Статья просмотрена: 1844 раза

Библиографическое описание:

Старовойтов, А. С. Проблемы развития рынка франчайзинга в РФ / А. С. Старовойтов, А. Р. Нерсесова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/294/13840/ (дата обращения: 16.12.2024).



Практически любой из секторов современного рынка РФ можно охарактеризовать как «насыщенный», из-за чего внедрение нового продукта/услуги является сложным и рискованным процессом. Современные условия формирования успешного бизнеса в 2017 году включают в себя не только фазу занятия определённой ниши и продвижения принципиально новой продукции, производителю так же необходимо сформировать культуру потребления своего продукта, а этот процесс может занять годы. С учётом значительной ограниченности финансовых ресурсов малого бизнеса, затраты при входе на рынок могут позволить себе только крупные игроки.

Чтобы максимально быстро организовать бизнес и начать получать прибыль в кратчайшие сроки, не тратя время на продвижение своего товара на рынке, многие фирмы используют франшизы, которые чаще всего обеспечивают быструю окупаемость и стабильный доход. Такой способ организации бизнеса подразумевает, что предприниматель или компания (франчайзи) получают право использовать бизнес-модель, торговую марку, бренд, принадлежащий известной фирме, в своих коммерческих целях. Договор, закрепляющий договоренность сторон, называется франшизой. В соответствии со ст. 54 ГК России «коммерческая концессия», именно так в российском законодательстве называется договор франшизы, должна быть в обязательном порядке зарегистрирована в Роспатенте [1].

Статистика использования такой бизнес-модели демонстрирует ее эффективность. Основное преимущество франчайзинга состоит в быстрой раскрутке малого бизнеса и стабильности его развития. Это подтверждает и тот факт, что большинство вновь образующихся компаний закрываются, даже не преодолев двухлетний рубеж, наряду с тем, что 80 % компаний-франчайзи стабильно работают 5 и более лет. При франчайзинге арендатору бренда нет необходимости тратить деньги на увеличение глобальной узнаваемости бренда, поскольку этим занимается франчайзер. Более того, франчайзер оказывает всестороннюю помощь франчайзи, поскольку заинтересован в успешности его бизнеса.

Развитием рынка франчайзинга в РФ занимается Российская Ассоциация Франчайзинга (РАФ), в стратегии которой поставлены цели увеличения числа действующих брендов и точек продаж в 2,5–3 раза в 2017 году относительно 2016 года, и доведения отечественной доли рынка франчайзинга до 75 %, относительно 65 % на момент 2016 года (данный показатель является восьмым в мире) [2].

Франчайзинг является результатом успешной и стабильной работы многих корпораций. Именно стабильность является самой привлекательной из характеристик системы франчайзинга, т. к. если государство построит экономику на системе успешных франшиз, адаптировав их под разные регионы, экономика значительно окрепнет, стабилизируется курс рубля, минимизируется уровень инфляции, возрастёт национальный доход, уровень ВВП, уровень экономического роста.

Последние годы наблюдается рост рынка франчайзинга в России, чему свидетельствует топ-50 самых популярных франшиз РФ 2016 г., составленный медиа-холдингом «РБК» но основе данных, предоставленных Роспатентом, см. таблицу 1 [3].

Согласно рейтингу франчайзеров «РБК» топ-5 фирм-франчайзеров уже долгие годы функционируют на рынке франчайзинга РФ, топ-4 согласно рентингу 2015 года так же занимали лидирующие позиции — это товарные знаки: «1С», «Консультант плюс», «Гемотест», «Инвитро». 5-е место рейтинга бренд «Суши шоп» поднялся с 16 места. Большое внимание привлекает 6-ое место: компания «Чебаркульская птица» — это компания, которая уже более 40 лет стабильно функционирует на территории РФ, и только в 2016 г. решила продавать франшизы. Бренд и стабильность компании данного франчайзера сделали его одним из лидеров в первый год предоставления франшиз. Так же отличительной чертой является тот факт, что из 54 заключённых за год договоров коммерческой концессии ни один не был расторгнут, что демонстрирует востребованность новых брендов различных сфер деятельности экономики на рынке франчайзинга в РФ.

Конкуренция на рынке франшиз в России ещё довольно мала, что является упущением работы правительства РФ, т. к. существует незначительное количество программ, направленных на развитие именно этой сферы бизнеса. Вследствие чего новые бренды появляются на рынке в относительно незначительном количестве, но в сравнении с прошлыми годами тенденция обнадёживающая: из 50 брендов франчайзеров в топе 2016 года согласно рейтингу «РБК», 30 являются новыми игроками рынка, что показывает востребованность конкурентоспособных, качественных и доходных франшиз для российского рынка. Бренд «Yves Rocher France», занявший в 2015 г. 3 место, в конце 2016 г. был на 46 месте. Данный бренд оказался не приспособлен к региональным особенностям многих субъектов Российской Федерации, что привело к тому, что в 2015 г. расторгнутых договоров коммерческой концессии было на 45,97 % больше (211 к 114), чем заключённых, в 2016 г. расторгнутых было на 40 % больше (10 к 6). Даже с учётом значительного спада спроса на данную франшизу её качественная адаптивная составляющая всё ещё не доработана, и остаётся на низком уровне. Похожая тенденция прослеживается у таких франчайзеров, как: «Тофа Дом обуви» (39 место), «Додо» (28 место). В 2015 г. «Subway» был в сложной ситуации, когда соотношение расторгнутых контрактов к заключенных было 74 к 74, но в 2016 г. соотношение уже было 20 к 34 соответственно.

Абсолютным лидером франчайзинга в РФ является компания «1С», которая к 31.12.2016 заключила 7486 договоров коммерческой концессии, если учесть тот факт, что следующей за ней идёт компания «Subway», у которой 845 заключенный договоров коммерческой концессии. Это колоссальный разрыв, который на ближайшие годы не позволит ни одной из компаний-франчайзеров даже приблизиться к показателям «1С». 12-ой идёт компания «Суши шоп», которая имеет 92 договора. Разрыв между первым и 12-м местами — более чем в восемь раз — является недопустимой практикой для рынка, который обладает столь высокой степенью потенциальной полезности.

По данным специалистов Европейской ассоциации франчайзинга, за последние три года рынок франчайзинга в России увеличился на 98 %. При этом высокие темпы его развития, по утверждению экспертов организации, будут наблюдаться в ближайшие пять лет. Россия находится в числе мировых лидеров по степени прироста стартапов, открывшихся по франшизе. Подобные перспективы помогут экономике Российской Федерации перейти на новый уровень стабильности, но для этого потребуется государственная поддержка нового, динамично развивающего рынка РФ.

По данным портала Franshiza.ru, в январе 2017 года количество заявок на покупку франшизы увеличилось на 57 % относительно января 2016 года. Это неудивительно, в условиях стагнирующей экономики. С одной стороны, франчайзинг — это возможность масштабировать бизнес для компаний, у которых недостаточно средств для развития, а с другой — это шанс получить работающую бизнес-модель для МСП, которые ещё не имеют положительного предпринимательского опыта, но желают получить его из-за потери прежней работы/предыдущего бизнеса [4].

Именно отсутствие опыта является главной проблемой многих начинающих предпринимателей: предприниматель не может увидеть систему функционирования нового предприятия на рынке в целом, со всеми особенностями, проблемами и рисками. Именно невозможность построить новый бизнес таким образом, чтобы он учитывал большую часть факторов, способных повлиять на него, приводит к скорому краху и разорению стартапов. Франчайзинг может решить и эту проблему, т. к. франчайзи предоставляется целостная система функционирования, учёта и анализа реализации бренда. Таким образом, практически никем не учтённой, но очень важной функцией франчайзинга является обучающая функция, которая формирует у франчайзи полное представление о построении бизнес-процесса. Данный подход перенятия опыта может поможет начинающим предпринимателям и молодым компаниям получить опыт, который при последующем ведении бизнеса поможет грамотно и рационально организовать систему функционирования организации как на внутреннем, так и на внешнем уровне. Реальная система управления бизнес-процессами даст МСП представление о критериях удачного построения бизнеса в рыночной системе [5].

Франчайзинг можно применить в системе развития российского малого и среднего предпринимательства (МСП), увеличение доли которого в ВВП РФ является одним из приоритетных направлений развития экономики страны, т. к. большинство начинающих фирм (стартапов) в России быстро разоряется и не даёт необходимого положительного эффекта для экономики. В среднем МСП в РФ составляет 20 % от ВВП. Это невысокий показатель — в 2–3 раза ниже, чем в странах ЕС, США, Японии и других государствах. Хотя для рыночной экономики априори необходим высокий показатель доли МСП в ВВП.

РАФ проводит политику насыщения рынка франчайзинга РФ, привлекая иностранные компании к сотрудничеству и проводя активные переговоры с крупными предприятия, организациями различных сфер деятельности, опыт которых может быть адаптирован под систему франчайзинга. Президент РАФ А. А. Осипова отметила: «Государство готово оказывать поддержку франчайзингу и признает эту модель предпринимательской деятельности как одну из наиболее эффективных», однако из мер государственной поддержки существует лишь возмещение затрат до 100 тысяч рублей, связанных с уплатой фиксированного разового платежа по договору коммерческой концессии. Т. к. разовая выплата в среднем выше 500 тыс. рублей, то нельзя назвать такую «помощь» значительной поддержкой.

Подход малого субсидирования является не действенным для данной сферы экономики. Взнос за использование франшизы, роялти, прочие расходы для организации бизнеса — весьма велики. Малый бизнес не располагает чаще такими средствами. Представители среднего бизнеса при наличии необходимого капитала не считают целесообразными покупку франшизы в то время, как могут создать собственную систему. Если бы государство брало на себя от 30 % до 50 % первоначальных затрат (с последующим возмещением через 2–3 года), предоставляла льготный налоговый режим на период стабилизации: 1–2 года, то это привело бы к нескольким положительным для государства результатам:

  1. Рост доли МСП в ВВП.
  2. Повышение устойчивости МСП, уменьшение доли банкротства.
  3. Рост рынка франчайзинга РФ.
  4. Формирования положительного опыта франчайзинга, что позволит вывести рынок франчайзинга РФ на международный уровень.

Таким образом, с помощью франчайзинга Правительство РФ может значительно увеличить уровень МСП в ВВП, повысить уровень устойчивости экономики, что приведёт к привлечению нового капитала в Российскую Федерацию. Однако, для этого потребуется изменение в законодательстве и создание системы льгот, для привлечения брендовых компаний на рынок франчайзинга.

Литература:

  1. ГК РФ (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017).
  2. Официальный сайт Российской Ассоциации Франчайзинга — http://www.rusfranch.ru/presscenter/publications/3246
  3. Официальный сайт медиахолдинга «РБК» — http://www.rbc.ru/ratings/own_business/01/06/2016/574e7d319a79476491001624
  4. Официальный сайт портала «Франчайзинг.рф» — http://franshiza.ru
  5. Баклаева Н. М. Финансовый менеджмент. — Пятигорск: РИА-КМВ, 2016.- 260 с.
  6. Кисурина, Л. Г. Лизинг, мена, посредничество, цессия, зачеты… Бухгалтеру просто о сложных сделках. — М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2015. — 416 с.
  7. Лебедев, В. И. Франчайзинг по-русски. Мифы и реальность. — СПб.: Вектор, 2016. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческая концессия, Россия, РФ, бренд, компания, Российская Федерация, рынок франчайзинга, малый бизнес, покупка франшизы, рынок франчайзинга РФ.