Франчайзинг как форма международного бизнеса в условиях российского рынка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 24.01.2017

Статья просмотрена: 4449 раз

Библиографическое описание:

Кокаев, М. И. Франчайзинг как форма международного бизнеса в условиях российского рынка / М. И. Кокаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 468-470. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38647/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье рассматривается современный рынок франшиз в России. Определяются положительные стороны франчайзинга в стране, а также основные проблемы и пути их решения.

Ключевые слова: бизнес, франчайзинг, франчайзер, франчайзи

The article discusses the modern marketplace of franchising in Russia. Determined the positive aspects of franchising in the country, as well as the main problems and their solutions.

Keywords: business, franchising, franchisor, franchisee

Успех формирования и развития малого и среднего бизнеса в России зависит не только от грамотной правовой базы и эффективной государственной поддержки, но и от наличия возможности выбора различных способов создания собственного бизнеса, в том числе и на международном уровне. В российской практике, кроме наиболее известных вариантов, таких как создание предприятия с нуля, либо покупка готового бизнеса, уже достаточно продолжительное время известен франчайзинг. Первые два способа для российских предпринимателей сопряжены с трудностями и рисками. Если первый вариант требует большого управленческого опыта и значительного собственного капитала, то второй связан с риском потерять вложенный капитал или попасть под пресс криминальных структур. Популяризация франчайзинга среди российских предпринимателей могла бы в определенной степени помочь решить многие проблемы, которые возникают в бизнесе.

Франчайзинг — это продолжительное взаимовыгодное деловое сотрудничество, в ходе которого крупная компания (франчайзер) представляет небольшой фирме или предпринимателю (франчайзи) франшизу на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой (брендом) франчайзера на некой ограниченной франшизной территории на срок и на условиях, определенных франшизным договором. Кроме того, франчайзингом называют и сам процесс создания, поддержания и развития франчайзинговой (или франшизной) системы. Отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии. [2, С. 8].

Мировая практика свидетельствует, что в первые годы становления франчайзинговых отношений в стране основная доля франшиз по происхождению приходится на иностранные. Таким образом, франчайзинговая система обеспечивает трансферт накопленных зарубежными компаниями технологий управления, производства и продаж. Однако постепенно в процессе развития франчайзингового рынка в стране активизируются отечественные франчайзинговые сети, и доля национальных франчайзеров на нем увеличивается [4, С. 99].

Резкая популяризация франчайзинга в России наблюдается в период с 2007 по 2013 года. Столь позднее проникновение российских предпринимателей этой идеей можно объяснить тем, что законодательно франчайзинг установился совсем недавно. Лишь в 2014 году в Госдуму был внесен законопроект о франчайзинге, урегулировавший вопросы договора между франчайзи и франчайзером, защищающий интересы обеих сторон [1, С. 1].

У франчайзера всегда есть риск того, что концепцию его бизнеса своруют, так как он предоставляет полный доступ к своему бизнес-плану и принципам ведения бизнеса, а также раскрывает инновации, если они имеют место быть. При таких условиях франчайзи может отменить договор о покупке франшизы и создаст свое предприятие на основе бизнес-модели франчайзера и, возможно, составив ему при этом прямую конкуренцию. Таким образом, особую роль играет четкое урегулирование прав отношений франчайзинга в законе [1, С. 2].

Таблица 1

Некоторые российские изарубежные франшизы

Наименование франшизы

Сумма необходимых инвестиций (мин.- макс)

Паушальный взнос

Роялти

Страна происхождения бренда

«Даджет»

600000 ₽ — 1 600000 ₽

-

-

Россия

Супермаркет Перекрёсток

30000000 ₽ — 43000000 ₽

1500000 ₽

3 %

Россия

TOM TAILOR

от 6000000 ₽

-

-

Германия

COFFEESHOP

200000 $

22500 $

6 %

Австрия

Subway

3000000 ₽ — 5000000 ₽

360000 $

8 % (+НДС)

США

Баскин Роббинс

1000000 ₽ — 2000000 ₽

450000 ₽

-

США

9000 $ — 27000 $

1000 $

-

Россия

Договор коммерческой концессии предусматривает непосредственную оплату самой франшизы — паушальный взнос и ежемесячную плату — роялти, также оговаривается сумма необходимых инвестиций. Отметим, что и паушальный взнос, и роялти могут отсутствовать. В таблице 1 приведены данные взятые с национального реестра Российской ассоциации франчайзинга (РАФ). Проанализировав данные реестра можно сделать вывод, что сумма необходимых инвестиций варьируется в зависимости от вида деятельности и популярности бренда.

Несомненными плюсами франчайзинга в России являются следующие [4, С. 107]:

− способствование развитию малого и среднего бизнеса в России;

− создание дополнительных рабочих мест.

По данным Международной ассоциации франчайзинга, в настоящее время в мире насчитывается 16,5 тыс. франчайзеров и более 1,2 млн франчайзи; объем продаж сетей составляет почти $1,5 трлн, занятость — около 12 млн чел. Франчайзинговые фирмы создают около 13 % ВВП. Некоторые крупные франчайзеры имеют по тысяче и более франчайзи [3].

Мировой франчайзинг применяется в 75 % сферах бизнеса; 20 % — общественное питание, 15 % — розничная торговля, 13 % — бытовые услуги. Остальные франшизы менее популярны и распределяются по различным отраслям (рис. 1) [5, С. 1].

Рис. 1. Мировой рынок франчайзинга

Неофициальная статистика гласит, что бизнес по франшизе пополняет российский ВВП на 1 %. К примеру, в США этот показатель достигает 10 %. По данным специалистов Европейской ассоциации франчайзинга, за последние три года рынок франчайзинга в России увеличился на 98 %. При этом высокие темпы его развития, по утверждению экспертов организации, продолжится и в ближайшие пять лет. Россия находится в числе лидеров по динамике роста стартапов, открывшихся по франшизе. Общий объем российского рынка франшиз оценивается в 5 млрд. рублей [3].

В российской структуре рынка франшиз безусловным лидером является торговля и составляет около 50 % (магазины мужской и женской одежды и т. д.). На втором месте предприятия общественного питания (11 %), такие как KFC, Subway, Баскин Роббинс и т. д. Порядка 4,2 % составляют авто (автосервисы, автомойки и т. д.) (рис. 2).

Рис. 2. Российский рынок франчайзинга

Сегодня лишь два российских региона используют франчайзинг достаточно широко. Это крупнейшие экономические центры — Москва и Санкт-Петербург. Также в ближайшее время число компаний, активно использующих франчайзинг в регионах России увеличиться в разы. Наиболее привлекательными городами являются: Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Тольятти, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Иркутск, Краснодарский край. Это связанно с тем, что идет тенденция бурного развития регионов, которые инвестиционно более привлекательны и в которых существует множество свободных ниш на рынке в выше указанных сферах бизнеса [1, С. 4].

Анализ научных исследований и практика франчайзинга свидетельствуют о том, что существует ряд сложностей, которые препятствуют его более быстрому развитию:

− структура франчайзингового рынка в России характеризуется преимущественным предложением импортных франшиз в тех сферах, в которых наиболее активны отечественные компании;

− несовершенство российского законодательства в сфере франчайзинга;

− низкая государственная поддержка;

− отсутствие заинтересованности банков в работе с системами франчайзинга.

Решение проблем с отсутствием заинтересованности банков в работе с системами франчайзинга и низкой государственной поддержки заключается в создании специальных льготных форм кредитования потенциальных франчайзи, что будет способствовать заинтересованности российских граждан в создании собственного бизнеса и тем самым росту занятости населения.

Совершенствование законодательной базы в области франчайзинга поможет привлечь еще большее количество зарубежных компаний на российский рынок.

Вывод. Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что франчайзинг в России развивается стремительными темпами. Рассматривая франчайзинг как форму международного бизнеса необходимо отметить то, что на российском рынке зарубежные компании, в основном, представлены предприятиями непродовольственной торговли и общественного питания.

Решение выявленных проблем будет способствовать росту значения иностранных франчайзеров в стратегически важных для российской экономики сферах деятельности.

Необходимо отметить также то, что несмотря на существующий ряд проблем, тормозящих развитие франчайзинга в нашей стране, он остается самым надежным вариантом организации бизнеса (как международного, так и отечественного) в рыночной системе нашей страны.

Литература:

  1. Вострикова К. В., Слатвицкая И. И. Франчайзинг в России: проблемы и перспективы развития // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». — 2016. — 6 с. — URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1592/18266.
  2. Кац Р. Б. Франчайзинг: построение предприятия, бухгалтерский учет, правовые аспекты // 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2011. — 134 с.
  3. Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) — [Электронный ресурс] — http://rusfranch.ru/.
  4. Иншакова Е. И., Кудряшова И. В., Полякова Ю. В. Иностранные франчайзинговые сети в России // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. – 2014. – № 1 (24).
  5. Фролова В. Б. Франчайзинг как основа долгосрочного развития бизнеса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2013. — № 11 (ноябрь). — С. 1–5. — URL: http://e-koncept.ru/2013/13213.htm.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, общественное питание, паушальный взнос, США, франчайзер, франчайзинг, государственная поддержка, коммерческая концессия, российский рынок, собственный бизнес.


Похожие статьи

Франчайзинг как особый вид предпринимательской деятельности

В статье автор рассматривает одну из прогрессивных форм предпринимательской деятельности — франчайзинг. Выделены особенности в сфере франчайзинговых правоотношений в России. Отмечены статистические данные, позволяющие спрогнозировать дальнейшее разви...

Франчайзинг как форма развития предпринимательской деятельности в России

В статье анализируются проблемы правового регулирования франчайзинга как формы развития предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

Закономерности и основные тенденции развития розничной сетевой торговли в России

В статье структурируется опыт, и рассматриваются этапы становления и развития розничных торговых сетей в России, а также основные тенденции их долгосрочного развития.

Особенности франчайзинга в хостелах в гостиничном бизнесе Казахстана

В статье рассматриваются проблемы франчайзинга в хостелах на рынке гостиничных услуг в Республике Казахстан, выявляются перспективы развития рынка хостелов на основе формирования франчайзинговых сетей.

Анализ интернет-маркетинга в России

В данной статье рассматривается роль интернет-маркетинга в России, анализируются факторы, которые повлияли на развитие данного направления маркетинга, а также решение проблем, которые оказывают негативное влияние на данное направление.

Роль электронной коммерции в международной торговле

В статье рассмотрены виды электронной коммерции. Представлены преимущества и недостатки для различных субъектов экономических отношений. Приведены данные о развитии электронной коммерции в ряде ведущих стран, определены перспективы дальнейшего развит...

Развитие персонального брендинга в России: возможности и вызовы для профессионалов

В статье рассматриваются следующие аспекты: значение индивидуального брендинга в квалифицированном успехе, возможности и методы формирования индивидуального бренда, а также вызовы, с которыми сталкиваются профессионалы в Российской федерации при форм...

Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного питания в России

В статье проведен анализ состояния рынка общественного питания, в частности дана характеристика структуры рынка, рассмотрена динамика оборота общественного питания, выделены основные тенденции и проблемы в данной отрасли.

Вопросы правового регулирования франчайзинга в Республике Узбекистан

В статье характеризуются суть и значение правового регулирования франчайзинга в Республике Узбекистан в современном правопорядке рыночного типа, а также анализируются причины низкой активности местных предпринимателей по поводу заключения договора фр...

Брендинг территорий в России: проблемы и возможности

Статья посвящена актуальному вопросу брендинга территорий в России. Приводятся примеры использования отечественных территориальных брендов. Проводится анализ основных проблем и путей их решения. Характеризуются перспективы дальнейшего развития бренди...

Похожие статьи

Франчайзинг как особый вид предпринимательской деятельности

В статье автор рассматривает одну из прогрессивных форм предпринимательской деятельности — франчайзинг. Выделены особенности в сфере франчайзинговых правоотношений в России. Отмечены статистические данные, позволяющие спрогнозировать дальнейшее разви...

Франчайзинг как форма развития предпринимательской деятельности в России

В статье анализируются проблемы правового регулирования франчайзинга как формы развития предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

Закономерности и основные тенденции развития розничной сетевой торговли в России

В статье структурируется опыт, и рассматриваются этапы становления и развития розничных торговых сетей в России, а также основные тенденции их долгосрочного развития.

Особенности франчайзинга в хостелах в гостиничном бизнесе Казахстана

В статье рассматриваются проблемы франчайзинга в хостелах на рынке гостиничных услуг в Республике Казахстан, выявляются перспективы развития рынка хостелов на основе формирования франчайзинговых сетей.

Анализ интернет-маркетинга в России

В данной статье рассматривается роль интернет-маркетинга в России, анализируются факторы, которые повлияли на развитие данного направления маркетинга, а также решение проблем, которые оказывают негативное влияние на данное направление.

Роль электронной коммерции в международной торговле

В статье рассмотрены виды электронной коммерции. Представлены преимущества и недостатки для различных субъектов экономических отношений. Приведены данные о развитии электронной коммерции в ряде ведущих стран, определены перспективы дальнейшего развит...

Развитие персонального брендинга в России: возможности и вызовы для профессионалов

В статье рассматриваются следующие аспекты: значение индивидуального брендинга в квалифицированном успехе, возможности и методы формирования индивидуального бренда, а также вызовы, с которыми сталкиваются профессионалы в Российской федерации при форм...

Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного питания в России

В статье проведен анализ состояния рынка общественного питания, в частности дана характеристика структуры рынка, рассмотрена динамика оборота общественного питания, выделены основные тенденции и проблемы в данной отрасли.

Вопросы правового регулирования франчайзинга в Республике Узбекистан

В статье характеризуются суть и значение правового регулирования франчайзинга в Республике Узбекистан в современном правопорядке рыночного типа, а также анализируются причины низкой активности местных предпринимателей по поводу заключения договора фр...

Брендинг территорий в России: проблемы и возможности

Статья посвящена актуальному вопросу брендинга территорий в России. Приводятся примеры использования отечественных территориальных брендов. Проводится анализ основных проблем и путей их решения. Характеризуются перспективы дальнейшего развития бренди...

Задать вопрос