Развитие инновационного кластера, как ключевого инструмента, повышения конкурентоспособности индустрии туризма
Автор: Маклашина Лариса Рудольфовна
Рубрика: 18. Туризм
Опубликовано в
Дата публикации: 04.10.2013
Статья просмотрена: 481 раз
Библиографическое описание:
Маклашина, Л. Р. Развитие инновационного кластера, как ключевого инструмента, повышения конкурентоспособности индустрии туризма / Л. Р. Маклашина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 135-136. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/91/4297/ (дата обращения: 17.12.2024).
В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающейся сфер экономики в международной торговле услугами.
На Российскую Федерацию, обладающую большими и уникальными возможностями для развития туризма, приходится лишь 1 % мирового туристского потока.
По прогнозу, Всемирной туристской организации (UNWTO), в 2020 году Россия попадет в десятку стран лидеров по въездному туризму, а число международных прибытий достигнет примерно 1,6 млрд., доходы от реализации туристских продуктов составят около 2 трлн. долларов США в год [1,c.5], из чего можно сделать вывод, что индустрия туризма будет активно развиваться.
При этом полное и всестороннее удовлетворение туристских потребностей требует скоординированной работы всей совокупности средств, объектов и организаций туристской индустрии, современных методов и механизмов обслуживания клиентов.
Развитие предприятий туристской индустрии невозможно без комплексного развития всей туристской отрасли и смежных с ней отраслей народного хозяйства. Кластеры как раз и являются оптимальной формой для развития этих отношений.
Согласно теории М. Портера, “кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщиков, производителей и др.) и связанных с ним организаций (транспортные, образовательные заведения, органы государственной управления и др.), действующих в определенной сфере и взаимодополняющие друг друга“. [2,с.21]
Мировой опыт показывает, что в условиях рынка кластеры наиболее гибкие и эффективные структуры. В их основе лежат два принципа кооперация и конкуренция.
Главный тезис М. Портера заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках. Главная задача правительства, на раннем этапе — улучшение инфраструктуры и устранение неблагоприятных условий, затем его роль должна концентрироваться на устранении ограничений к развитию инноваций. Критерием для выделения базовой отрасли кластера является ее способность производить продукцию конкурентоспособную на мировом рынке.
Иными словами, государство берет на себя обязательства по созданию плана обустройства и оснащения рекреационной территории, а также финансирование развития транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры за счет средств федерального и региональных бюджетов. Другими словами, деятельность государства направлена на ограничение и снижение инфраструктурных проблем коммунального и транспортного хозяйства. Частный же бизнес аккумулирует свои усилия на создание, эксплуатацию и реконструкцию самих туристских объектов. Это выгодно обеим сторонам — государству, поскольку в результате создаются дополнительные стимулы не только к развитию туристско-рекреационного комплекса, но и к экономическому росту всего региона. Это выгодно и предпринимательству, поскольку оно не несет инфраструктурных издержек и минимизирует своих вложений, имея государственную гарантию безопасности деятельности.
Рассматривая цели и задачи создания туристско-производственных кластеров, следует отметить, что они призваны:
- Создавать условия для профессионального развития на основе межотраслевого сотрудничества с предприятиями смежных отраслей народного хозяйства;
- Укреплять конкурентные преимущества входящих в кластер предприятий туристской индустрии и предприятий смежных отраслей;
- Создавать благоприятную среду для развития предприятий туристской индустрии, в том числе на привлечения туристов;
- Содействовать развитию дистинации путем повышения ее аттрактивности;
- Содействовать в создании благоприятной креативной среды для предприятий различных отраслей народного хозяйства;
- Формировать новые туристские продукты и услуги способные привлекать различные категории туристов;
- Содействовать в формировании и продвижении нового имиджа туристской дистинации путем активизации креативных групп населения и предприятий туристкой индустрии.
Индустрия туризма по определению это — совокупность гостиниц и иных средств размещения; средств транспорта; объектов общественного питания; объектов и средств развлечения; объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организации, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов — переводчиков [3, с.100].
Данные предприятия принадлежат одной или нескольким отраслям народного хозяйства, однако все они взаимодействуют на основе частно-государственного партнерства ради достижения не только экономической выгоды предприятий участников, но и ориентируясь на создание и продвижении нового инновационного качественного туристского продукта или услуги, удовлетворяющего потребности не только туристов, так и туристской дестинации.
Для развития туристического бизнеса в компании должен применяться свой набор механизмов и инструментов реализации инновационных стратегий управления. Изучение положительного опыта стратегического управления туристскими компаниями и их партнерских отношений выявлена целесообразность создания системы инновационного стратегического управления предприятием, специализирующимся на туристских услугах. Внутри предприятий туристской индустрии, в зависимости от предлагаемых услуг и продуктов, формы организации инноваций могут быть представлены как: советы по нововведениям, отделы НИОКР, проектные группы, отделения новой продукции, комитеты, управления, рабочие группы, центры развития, консультативные и аналитические отделения.
Объединившись, в туристский кластер, предприятия работающие в сфере индустрии туризма, используя инновационные продукты в сфере управления бизнесом, получат конкурентное преимущество в создании нового конкурентоспособного продукта удовлетворяющего потребности делового туриста и возможность быстрее реагировать на изменения внешней и внутренней среды туристского рынка, тем самым привлекая в регион новых инвесторов и потенциальных потребителей туристских услуг данного сегмента рынка.
Таким образом, кластерный подход будет, с одной стороны, способствовать полному удовлетворению запросов населения, а, с другой стороны, будет содействовать повышению эффективности деятельности, как предприятий индустрии туризма, так и предприятий смежных отраслей народного хозяйства.
Литература:
1. Морозов М. А. Экономика и предпринимательство в социально — культурном сервисе и туризме. — М. Изд. Центр Академия, 2009г.
2. Портер М. Конкуренция.- М.; ЮНИТИ, 2001г.
3. Чудновский А. Д., Жукова М. А. Информационные технологии управления в туризме. — М.; КноРус, 2011 -104с.