Мобильность населения как социальный приоритет государственной транспортной политики и фактор повышения качества жизни населения России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сибирко, И. В. Мобильность населения как социальный приоритет государственной транспортной политики и фактор повышения качества жизни населения России / И. В. Сибирко, Е. А. Степушина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 5-10. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/296/14378/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье проанализированы социальные приоритеты государственной транспортной политики в России. Сделан вывод о необходимости разработки и внедрения социальных транспортных стандартов как основы повышения качества жизни населения России.

Ключевые слова: мобильность населения, доступность транспортных услуг, транспортная политика государства, качество жизни населения России.

Главным социальным приоритетом инвестиционного развития транспортного комплекса, как это определено в Транспортной стратегии Российской Федерации [1] является: мобильность населения и доступность транспортных услуг; снижение уровней аварийности, рисков и угроз безопасности по видам транспорта; снижение доли транспорта в загрязнении окружающей среды.

Доступность и качество транспортных услуг в соответствии с социальными стандартами повышает мобильность, качество и уровень жизни населения России. Достижение данной цели означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения в перевозках, а также специальных требований, в частности создание доступной транспортной среды для граждан с ограниченными возможностями, обеспечение устойчивой связи населенных пунктов с магистральной сетью транспортных коммуникаций, а также обеспечение ценовой доступности услуг транспорта, имеющих социальную значимость. Прежде всего, в рамках данной цели предполагается обеспечить перевозки пассажиров на социально значимых маршрутах, включая обеспечение их ценовой доступности, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Дальнего Востока, Забайкалья и в Калининградской области.

Реализация инновационного сценария развития страны, как отмечают специалисты [4; 6], требует от транспортной отрасли создания комплекса инфраструктурных условий для устойчивого повышения мобильности населения. Это направление транспортной политики предусматривает: создание и развитие систем скоростного и высокоскоростного движения в стране; развитие сети автомобильных дорог; государственную поддержку развития региональных авиаперевозок, а также развития аэропортов, перспективных с точки зрения реализации хабовых технологий; приоритетное развитие транспорта общего пользования в городских агломерациях (преимущественно рельсового).

Повышение мобильности населения будет обеспечено за счет приоритетного комплексного развития всех систем общественного транспорта. Это касается развития инфраструктуры и систем общественного транспорта в городах и городских агломерациях, а также на транспортных направлениях, связывающих между собой. За счет развития инфраструктуры и систем управления движением общественного транспорта в городских агломерациях будет снижено время ежедневных регулярных поездок маятниковой миграции населения. За счет развития скоростного транспорта, а также совершенствования структуры маршрутов других видов общественного транспорта, подвозящих доставить пассажиров к скоростным осям транспортных коммуникаций, будет увеличен радиус агломерационной транспортной доступности, то есть, расширена область эффективной социально-экономической активности вокруг городов.

Создание систем скоростного и высокоскоростного движения обеспечит повышение уровня взаимной транспортной доступности крупных социально-экономических центров страны. Приоритетное развитие систем транспорта общего пользования предусматривает повышение конкурентоспособности, доступности и качества перевозок пассажиров до уровня развитых стран. С этой целью должен быть сформирован эффективный рынок конкурентоспособных доступных и качественных транспортных услуг, обеспечивающий устойчивую работу и сбалансированное развитие предприятий всех видов пассажирского транспорта, стабильное повышение доступности и качества осуществляемых ими пассажирских перевозок.

Важнейшим направлением транспортной политики в области пассажирских перевозок является формирование и реализация социальных транспортных стандартов доступности и качества транспортных услуг для населения. Транспортная политика предусматривает выполнение транспортных стандартов сначала на минимальном уровне, а затем по прогрессивной шкале с постепенным устойчивым повышением доступности и качества транспортных услуг для населения. Особое внимание будет уделено созданию доступной транспортной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. При этом предусматривается целевое субсидирование перевозчиков, осуществляющих социально значимые перевозки, или пользователей транспортных услуг.

Решение задачи разработки и реализации социальных транспортных стандартов предусматривает: разработка финансово-экономической и расчетной модели социальных транспортных стандартов; разработка и выполнение программы реализации социальных транспортных стандартов сначала на минимальном уровне, а затем в соответствии с программой их развития по прогрессивной шкале; создание доступной транспортной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения; модернизация парков подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования для перевозки маломобильных граждан; создание связей между городскими агломерациями с использованием автомобильного и железнодорожного скоростного и высокоскоростного транспорта; повышение доступности авиаперевозок для населения (развитие авиационной подвижности, в том числе в сфере авиации общего назначения).

Государственная политика в области обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения предполагает закрепление минимальных социальных транспортных стандартов на законодательном уровне и использование механизмов компенсации потерь в доходах транспортных компаний, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки. Должны быть обеспечены разработка и выполнение программы реализации минимальных социальных транспортных стандартов на всей территории страны. При этом указанные минимальные стандарты должны предусматривать прогрессивную шкалу с учетом постепенного улучшения условий транспортного обслуживания населения.

Важное место в транспортной политике займет также системное регулирование процесса автомобилизации страны. Это предполагает, прежде всего, разработку и приоритетное развитие систем пассажирских перевозок транспортом общего пользования с гарантированным временем и качеством перевозки. Такие системы должны обеспечить предоставление населению транспортных услуг-заменителей, более предпочтительных по сравнению с использованием личного автомобиля. Наряду с этим предполагается также разработка и применение экономических методов ограничения роста числа личных автомобилей в городах.

Предполагается развитие систем городского и пригородного пассажирского транспорта, в том числе местного значения (сельского). Важным направлением, как отмечают специалисты [5; 6], является развитие парков пассажирского подвижного состава, сопоставимого по технико-экономическим параметрам с мировым уровнем, повышение регулярности движения общественного транспорта, а также развитие систем, обеспечивающих скоростные и высокоскоростные перевозки пассажиров, расширение зон доступности для населения скоростных и высокоскоростных междугородних пассажирских перевозок.

Для решения задачи развития систем городского, пригородного пассажирского и транспорта местного значения (сельского) необходимы: проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение скорости движения транспорта общего пользования и снижение среднего времени транспортной доступности в городских агломерациях (время поездок маятниковой миграции населения) на транспорте; повышение эргономической привлекательности (комфортности) подвижного состава транспорта общего пользования для населения; развитие технологий и организационных мер, направленных на повышение регулярности движения транспорта общего пользования в городских агломерациях, а также транспорта местного значения (сельского); развитие в сельской местности автодорог с твердым покрытием, обеспечивающих населенные пункты постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования; повышение доступности, качества и объема услуг, предоставляемых пассажирскими вокзалами; государственная поддержка разработки программ развития городского водного транспорта в крупных городах, имеющих внутренние водные пути.

Решение данной задачи позволит улучшить транспортную ситуацию в городах, особенно в крупных городских агломерациях, снизить продолжительность поездок, увеличить их предсказуемость по времени, повысить привлекательность пассажирского транспорта общего пользования для населения, улучшить транспортное обслуживание населения в межмуниципальном и внутрирайонном сообщении.

Литература:

  1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года / Официальный сайт Министерства транспорта РФ // www.mintrans.ru
  2. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. (утвержд. Правительством РФ от 17.06.2008. № 877-р) // press.rzd.ru
  3. ГОСТ 51004–96 «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества» / Официальный сайт Ассоциации производителей сервисных услуг для пассажиров на транспорте // www.tpsa.ru/biblioteka
  4. Бирюкова, О.Ю., Охотников, И. В. Социально-экономическое прогнозирование: учебное пособие. — М.: МАКС Пресс, 2017.
  5. Гудин, Е.В., Охотников, И. В. Модель регулируемой конкуренции как основа эффективной организации городских пассажирских перевозок // Предпринимательство. — 2014. — № 1.
  6. Куренков П. В., Хусаинов Ф. И. Инфраструктура железных дорог России и регулирование вагонных парков // Экономика железных дорог. — 2013. — № 9.
  7. Основные показатели транспортной деятельности в России, 2016. Стат. сб. — М.: Росстат, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): общественный транспорт, общее пользование, транспортная политика, услуга, высокоскоростное движение, доступная транспортная среда, мобильность населения, пассажирский транспорт, прогрессивная шкала, транспортное обслуживание населения.

Ключевые слова

мобильность населения, доступность транспортных услуг, транспортная политика государства, качество жизни населения России

Похожие статьи

Корпоративная система развития кадрового потенциала как фактор конкурентоспособного развития железнодорожной отрасли России

В статье рассмотрены стратегические приоритеты и принципы корпоративной си-стемы развития кадрового потенциала ОАО «РЖД». Сделан анализ основных ограничений и рисков развития кадрового потенциала холдинга.

Социальное партнерство как основа развития кадрового потенциала и повышения производительности труда на железнодорожном транспорте России

В статье рассмотрены практические аспекты реализации института социально-го партнерства на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о существенном влиянии на производительность труда и развитие персонала эффективной модели социально-го партнерства ре...

Методологические подходы к оценке качества и уровня жизни населения России

В статье проанализированы системообразующие факторы и условия качества жизни российского общества. Сделан вывод о необходимости использования индикаторов качества жизни в мониторинге социально-экономического развития территорий России.

Основные направления муниципальной политики в социальной сфере в России

В данной работе мы изучили основные направления муниципальной политики в социальной сфере в России. Политика социального обеспечения предназначен для обеспечения и создания условий для достойной жизни и свободного развития людей, поэтому должны быть ...

Анализ эффективности государственной политики в сфере социального обеспечения граждан в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются основные принципы функционирования государственной политики в сфере социального обеспечения граждан, методы социальной политики в РФ, дан анализ государственной программы «Доступная среда».

Молодёжная политика в системе мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала ОАО «РЖД»

В статье рассмотрена молодежная политика как фактор мотивации и развития персонала российских железных дорог. Сделан анализ подходов к мониторингу и оценке эффективности реализации молодежной политики на основе системы показателей.

Развитие транспортного комплекса для маломобильных граждан на примере Свердловской области

В статье рассматриваются актуальные проблемы доступности транспорта для такой категории граждан как инвалиды. Во внимание взяты основные проблемы развития транспортного комплекса для маломобильных граждан на примере Свердловской области, а также форм...

Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона

Статья посвящена особенностям корпоративной социальной ответственности приведены примеры реализации стратегии социальной ответственности на конкретных предприятий в регионе (на примере Республики Хакасия). В современном мире корпоративная социальная...

Уровень жизни населения в Краснодарском крае

Актуальность темы обусловлена необходимостью выявления проблемных областей и потребностей населения Краснодарского края, а также возможностью разработки конкретных мероприятий и рекомендаций по улучшению условий жизни граждан. Анализ уровня жизни нас...

Об эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Статья посвящена вопросам поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства и ее эффективности в Российской Федерации. Дана характеристика ряда мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. На основе проведенного исследо...

Похожие статьи

Корпоративная система развития кадрового потенциала как фактор конкурентоспособного развития железнодорожной отрасли России

В статье рассмотрены стратегические приоритеты и принципы корпоративной си-стемы развития кадрового потенциала ОАО «РЖД». Сделан анализ основных ограничений и рисков развития кадрового потенциала холдинга.

Социальное партнерство как основа развития кадрового потенциала и повышения производительности труда на железнодорожном транспорте России

В статье рассмотрены практические аспекты реализации института социально-го партнерства на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о существенном влиянии на производительность труда и развитие персонала эффективной модели социально-го партнерства ре...

Методологические подходы к оценке качества и уровня жизни населения России

В статье проанализированы системообразующие факторы и условия качества жизни российского общества. Сделан вывод о необходимости использования индикаторов качества жизни в мониторинге социально-экономического развития территорий России.

Основные направления муниципальной политики в социальной сфере в России

В данной работе мы изучили основные направления муниципальной политики в социальной сфере в России. Политика социального обеспечения предназначен для обеспечения и создания условий для достойной жизни и свободного развития людей, поэтому должны быть ...

Анализ эффективности государственной политики в сфере социального обеспечения граждан в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются основные принципы функционирования государственной политики в сфере социального обеспечения граждан, методы социальной политики в РФ, дан анализ государственной программы «Доступная среда».

Молодёжная политика в системе мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала ОАО «РЖД»

В статье рассмотрена молодежная политика как фактор мотивации и развития персонала российских железных дорог. Сделан анализ подходов к мониторингу и оценке эффективности реализации молодежной политики на основе системы показателей.

Развитие транспортного комплекса для маломобильных граждан на примере Свердловской области

В статье рассматриваются актуальные проблемы доступности транспорта для такой категории граждан как инвалиды. Во внимание взяты основные проблемы развития транспортного комплекса для маломобильных граждан на примере Свердловской области, а также форм...

Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона

Статья посвящена особенностям корпоративной социальной ответственности приведены примеры реализации стратегии социальной ответственности на конкретных предприятий в регионе (на примере Республики Хакасия). В современном мире корпоративная социальная...

Уровень жизни населения в Краснодарском крае

Актуальность темы обусловлена необходимостью выявления проблемных областей и потребностей населения Краснодарского края, а также возможностью разработки конкретных мероприятий и рекомендаций по улучшению условий жизни граждан. Анализ уровня жизни нас...

Об эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Статья посвящена вопросам поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства и ее эффективности в Российской Федерации. Дана характеристика ряда мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. На основе проведенного исследо...