Развитие транспортного комплекса для маломобильных граждан на примере Свердловской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 02.11.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Ярочкин, К. А. Развитие транспортного комплекса для маломобильных граждан на примере Свердловской области / К. А. Ярочкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118921/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассматриваются актуальные проблемы доступности транспорта для такой категории граждан как инвалиды. Во внимание взяты основные проблемы развития транспортного комплекса для маломобильных граждан на примере Свердловской области, а также формулируются направления для развития данного направления. Автор акцентирует внимание и на таком актуальном направлении государственной политики, как внедрение цифровых технологий во все сферы общественных отношений, в т. ч. это затронуло и транспортных комплекс. Автоматизация процессов позволяет сделать транспорт более «предсказуемым» в передвижении (следить в режиме «онлайн», где он находится и через сколько прибудет), что оптимизирует процесс и в сфере перевозок, и делает более предсказуемым время ожидания для граждан.

Ключевые слова: транспортный комплекс, транспорт, льготы, инвалиды, транспортное обслуживание.

В настоящее время курс государственной политики при развитии транспортного комплекса направлен на его доступность для всех групп населения, в том числе и маломобильных. Например, в Свердловской области делается акцент на доступности транспорта для таких категорий граждан как инвалиды в виде льготного проезда на городском транспорте, освобождение от уплаты транспортного налога за один зарегистрированный легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно, оказываются и иные меры поддержки.

Развитие транспортного комплекса опосредует особый акцент на доступности различных видов транспорта для отдельных категорий граждан. В числе таковых следует отметить инвалидов, для которых предпринимаются особые меры для предоставления им возможности пользоваться инфраструктурой наравне с остальными гражданами. Для создания такого баланса на законодательном уровне предусмотрены различные льготы [1].

Вместе с тем, в ряде случаев предоставление таких льгот носит декларативный характер. Речь идет об ущемлении прав инвалидов. Например, практика богата примерами, когда в ходе проверки органами прокуратуры выявляется невыполнение мероприятий по обеспечению инвалидов и иных маломобильных групп населения беспрепятственного пользования объектами транспортной инфраструктуры. Как следствие, это актуализирует необходимость пересмотра мер ответственности за совершение таких правонарушений.

Кроме того, нельзя не отметить, что выполнение мероприятий в рамках «Доступной среды» происходит неравномерно во всех субъектах РФ. Безусловно, лидирующие место занимает г. Москва, в которой наиболее развита транспортная инфраструктура и создаются различные удобства для инвалидов. Представляется, что при совершенствовании транспортного комплекса для маломобильных граждан в Свердловской области во внимание должен браться в первую очередь опыт г. Москвы в данном вопросе. В частности, это и различные средства автоматизации общественного транспорта (использование цифровых технологий, которые делают более доступным использования транспорта для граждан) [3, c. 55].

Следует отметить, что внедрение цифровых технологий является одним из векторов государственной политики. Автоматизации подлежит и сфера транспортного комплекса. Как следствие, определенные усилия в данном направлении уже достаточно активно применяются последние несколько лет. Например, оплата проезда с использованием банковских карт, что зачастую даже со стороны перевозчиков делается выгоднее (с целью популяризации именно безналичной формы оплаты). Сам транспорт оснащается различными цифровыми информационными экранами.

Как указывает В. М. Шутов и О. Н. Суханова, «Главными целями и задачами по развитию общественного транспорта в России до 2030 года стали: улучшение доступности общественного транспорта и сделать перевозки безопаснее. На данный момент в нашей стране нет региона с развитой структурой общественного транспорта, именно поэтому эта проблема стала одной из основных среди граждан в наше время. Для решения поставленных задач был внедрен комплекс мер, который должен повысить качество управления общественным транспортом, а также повысить пассажирскую мобильность» [4, c. 42].

Так, например, в сфере железнодорожного транспорта активное развитие получает концепция «Цифровая железная дорога», которая предполагает внедрение цифровых технологий, направленных на взаимодействие с центральными базами данных и призваны обеспечивать более точное управление движением поездов. Это позволит сократить временные и ресурсные затраты, оптимизировать планирование, и, следовательно, увеличить эффективность железнодорожных перевозок.

Как отмечается в научной литературе, «важной составляющей такой концепции является развитие системы управления транспортными потоками, что сделает перевозки более предсказуемыми и снизит вероятность задержек. Также будет создана автоматизированная система управления, которая позволит отслеживать местоположение поездов и обеспечивать бесперебойное управление железнодорожной инфраструктурой» [2, c. 194].

При этом внедрение таких цифровых новшеств происходит не только в сфере железнодорожного транспорта, но и иных. Например, в рамках общегородских автобусов. Безусловные преимущества от внедряемого направления получают и маломобильные категории граждан. Однако камнем преткновения опять же является неравномерное развитие субъектов РФ в данном направлении. Наиболее ощутима транспортная реформа, в аспекте внедрения различных информационно-телекоммуникационных технологий, в г. Москве, тогда как в иных субъектах РФ она происходит не так ритмично. Представляется, что в определенной степени это связано с недостаточным финансированием, а также технической оснащенностью.

Определенную роль в реализации данного направления имеет эффективно выстроенная региональная политика. Для этого крайне важно на региональном уровне принимать соответствующие нормативные правовые акты с конкретными мерами и прогнозами по трансформации транспортного комплекса, в т. ч. с учетом его автоматизации (во внимания беря уже успешный опыт иных субъектов РФ) на плановый год, по итогам которого анализировать достижения и проблемы, с которыми пришлось столкнуться при реализации политики в указанном направлении. Только при комплексном подходе к разрешению возникающих трудностей удастся достичь результатов в практическом воплощении «цифрового транспортного комплекса».

Таким образом, предоставление транспортных услуг инвалидам в Свердловской области нельзя признать совершенным. На законодательном уровне принимаются меры поддержки маломобильных граждан (например, предоставляются льготы в сфере транспорта). Однако на практике еще встречаются нарушения прав инвалидов в данной сфере (например, в аспекте парковочных мест для инвалидов, которые предусмотрены не везде; отсутствие инфраструктуры для инвалидов с целью беспрепятственного пользования ими транспортом и др.).

Для разрешения сложившейся ситуации необходимо совершенствовать как правовую основу в данной сфере, так и организационные аспекты. Как следствие, предлагаем принять самостоятельный Федеральный закон, который урегулирует основные вопросы организации транспортного обслуживания населения (с учетом особенностей транспортного обслуживания инвалидов), а также взаимодействие государственных органов между собой по таким вопросам. При этом особенности предоставления транспортных услуг инвалидам должны быть урегулированы и на региональном уровне с учетом местных особенностей.

Что касается организационных аспектов, то совершенствование транспортного комплекса для маломобильных граждан в Свердловской области должно происходить с учетом уже имеющегося успешного опыта в данной сфере, а именно по примеру г. Москвы. В частности, это относится к использованию различных цифровых технологий в сфере транспорта, развитие транспортной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей инвалидов.

Литература:

  1. Закон Свердловской области от 19.12.2016 № 148-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Свердловской области» // Областная газета. № 239. 2016.
  2. Голышев, А. А. Продвижение цифровых технологий в системах автоматизации на железнодорожном транспорте / А. А. Голышев // Научно-исследовательский центр «Technical Innovations». — 2023. — № 20. — С. 191–195.
  3. Калинин, И. С. Обеспечение доступности общественного транспорта для инвалидов / И. С. Калинин // Соискатель — приложение к журналу «Мир транспорта». — 2023. — № 4(15). — С. 50–57.
  4. Шутов, В. М. Цифровые технологии на службе у транспорта / В. М. Шутов, О. Н. Суханова // Вклад молодых ученых в инновационное развитие АПК России: Сборник материалов Международной научно-практической конференции молодых ученых, Пенза, 26–27 октября 2023 года. — Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. — С. 42–45.
Основные термины (генерируются автоматически): транспортный комплекс, общественный транспорт, москва, Свердловская область, государственная политика, гражданин, инвалид, субъект РФ, транспортная инфраструктура, беспрепятственное пользование.


Похожие статьи

Задать вопрос