Применение механизмов муниципально-частного партнерства в развитии транспортного комплекса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 23.12.2019

Статья просмотрена: 254 раза

Библиографическое описание:

Исупов, Р. И. Применение механизмов муниципально-частного партнерства в развитии транспортного комплекса / Р. И. Исупов, А. П. Петров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 401-404. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65470/ (дата обращения: 17.12.2024).



Применение механизмов муниципально-частного партнерства вразвитии транспортного комплекса

Исупов Роман Игоревич, студент магистратуры;

Петров Андрей Павлович, кандидат социологических наук, доцент

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург)

В статье рассмотрены результаты исследования текущего состояния и перспектив развития транспортного комплекса на примере города Екатеринбурга и Екатеринбургской городской агломерации, а также результаты эмпирического исследования в части применения механизмов муниципально-частного партнерства в управлении транспортным комплексом.

Отмечается, что в транспортном комплексе продолжает сохранятся и нарастать ряд проблем, решение которых возможно только на основе применения механизма муниципально-частного партнерства. Вместе с тем существующие программные документы, определяющие развитие транспортного комплекса, не содержат упоминаний о применении механизма муниципально-частного партнерства.

Данные эмпирического исследования подтверждают факт того, что существующие практики муниципально-частного партнерства пока нельзя считать достаточными для большинства компонентов транспортного комплекса. В качестве главных причин этой ситуации было определено недостаточное программное обеспечение, при этом финансовое обеспечение реализации программ в корректировках не нуждается.

Для активизации практик муниципально-частного партнерства в развитии транспортного комплекса необходимы корректировки программ развития транспортной сферы в части дополнения этих программ перечнем конкретных форм и механизмов реализации муниципально-частного партнерства в развитии транспортного комплекса.

Ключевые слова: транспорт, транспортная инфраструктура, транспортный комплекс, управление транспортным комплексом, муниципально-частное партнерство, практики партнерства, программы развития, эффективность проектов.

Одним из важнейших компонентов экономики страны является транспорт. Транспортное обеспечение и транспортная инфраструктура играют существенную и даже определяющую роль при размещении предприятий, степень их развития является условием рационального расположения производства [6].

Транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей экономики. В силу этого эффективное развитие транспортного комплекса любого региона является одним из доминирующих факторов роста экономической активности и повышения инвестиционной привлекательности региона, следствием чего будет являться улучшение качества жизни населения, проживающего в нем [3].

Для выявления проблем транспортного комплекса регионального уровня был выполнен анализ существующего положения дел в транспортной сфере Свердловской области. Транспортная система Свердловской области является одной из наиболее крупных в России, что позволяет утверждать о том, что проблемы транспортной сферы, характерные для данного региона, являются характерными и для транспортной системы в целом.

Следовательно, результаты настоящего исследования вполне могут быть использованы для характеристики проблем транспортной сферы любого региона и даже страны, а меры решения проблем вполне поддаются масштабированию. Значимость, размеры и структура транспортного комплекса Свердловской области, включающего все виды транспорта, за исключением морского, определяются особенностями геополитического положения региона как связующего звена между Европой и Азией [2].

Город Екатеринбург, являясь центром области и Екатеринбургской городской агломерации, одновременно является и крупнейшим транспортным центром страны. В связи с этим развитие транспортного комплекса Екатеринбурга не утрачивает своей актуальности. Развитие и функционирование транспортного комплекса города Екатеринбурга представлено системой взаимосвязанных показателей, отраженных в табл.1.

Таблица 1

Основные показатели, характеризующие развитие транспортного комплекса Екатеринбурга [4]

Показатель

2017 год

2018 год

Перевозка пассажиров общественным транспортом, млн. чел

319,4

322

Перевозка пассажиров муниципальным транспортом, млн. чел

194,1

200

Перевозка пассажиров муниципальным автобусом, млн. чел

33,7

35,3

Перевозка пассажиров трамваем, млн. чел

81,9

85,7

Перевозка пассажиров троллейбусом, млн. чел

29,6

29,0

Перевозка пассажиров метро, млн. чел

48,9

50,0

Перевозка пассажиров частным транспортом млн. чел.

125,3

122

Строительство и реконструкция дорог, тыс. м2

192,6

125

Уровень автомобилизации населения, единиц /тыс. человек

414,7

428,6

Скорость сообщения по магистральной улично-дорожной сети, км/час

25

25

Увеличение платного парковочного пространства, машино-мест

2497

2497

Данные таблицы свидетельствуют о том, что практически по всем составляющим имеет место положительная динамика. Наиболее показательной характеристикой является значение числа пассажиров, перевезенных общественным транспортом, в том числе, муниципальным.

Необходимо отметить, что продолжает сохраняться разрыв между числом пассажиров, перевезенных общественным транспортом, и числом пассажиров, перевозимых муниципальным транспортом. В 2018 году такая разница составила 122 миллиона пассажиров, в 2017 году эта разница составляла 125,3 миллиона пассажиров.

Доля пассажиров, перевезенных муниципальным транспортом, в общей структуре пассажирооборота снизилась на 12 %, при соответствующем увеличении доли пассажиров, перевезенных частных транспортом. Не в последнюю очередь это вызвано тем, что частные перевозчики, более мобильно обновляют парк подвижного состава и зачастую работают на маршрутах, не освоенных муниципальным транспортом [4].

Однозначно положительным аспектом развития транспортного комплекса Екатеринбурга является развитие дорожной сети общественного транспорта. За девять лет протяженность этой сети увеличилась на 105,4 километра и составляла на конец 2018 года 852,6 км [4].

Несмотря на развитие дорожной сети города, средняя скорость движения продолжает оставаться невысокой. Средняя скорость сообщения по магистральной улично-дорожной сети Екатеринбурга составляет 24,5 км/час, что связано с растущим уровнем автомобилизации населения. Средний темп роста протяженности дорожной сети составлял 104,5 %, тогда как средний темп автомобилизации населения был равен 111,1 %.

Вместе с тем в транспортной системе Екатеринбургской городской агломерации продолжает оставаться нерешенным ряд проблем, наиболее значимыми из которых являются следующие:

– неудовлетворительное состояние трамвайных путей, контактной сети электроснабжения и тяговых подстанций трамвайных и троллейбусных систем;

– низкие фактические скорости сообщения на всех видах транспорта вследствие исчерпанного резерва пропускной способности маршрутов;

– низкий уровень субсидирования городского электрического транспорта;

– высокая себестоимость перевозок грузов автомобильным транспортом;

– недостаточное число складских помещений классов «A» и «B;

– недостаточно развития система контрактной логистики;

– недостаточный уровень освоения транспортных и информационных технологий в системе логистики [5].

Устаревший подвижной состав и полностью исчерпанный ресурс развития маршрутов городского транспорта определяет низкую скорость движения электрического транспорта на маршрутах. Фактические скорости маршрутного сообщения составляют в г. Екатеринбург — 9,6 км/ч для троллейбуса, 13,7 км/ч для трамвая, для автобусов — 15,6 км/ч. Для 62 % жителей города Екатеринбурга временные затраты на передвижение от места проживания до места работы значительно превышают нормативные [5].

Главной проблемой развития наземного городского электротранспорта является то, что финансирование этого развития предусмотрено Транспортной стратегией РФ исключительно за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников [1].

Мероприятия по развитию метрополитена г. Екатеринбург также предусмотрены в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. При этом капитальные вложения в его развитие за счет средств федерального бюджета практически не предусмотрены [1].

Несмотря на значительную протяженность автомобильных дорог общего пользования, возможности более полной реализации транзитного потенциала сдерживаются недостаточным уровнем развития автодорожной сети. Около 50 % общего объема перевозок по автомобильным дорогам осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети [2].

Техническое состояние сети автомобильных дорог регионального и местного значения не соответствует тенденциям спроса на грузовые и пассажирские перевозки. В структуре действующей сети автомобильных дорог регионального значения преобладают дороги III и IV технических категорий, данные представлены на рис. 1.

Рис. 1. Структура действующей сети автомобильных дорог, % [2]

Помимо того, что большая часть автомобильных дорог относится к низким категориям, вследствие недостаточного финансирования имеет место тенденция ухудшения эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального значения. Соотношение удельного веса дорог в зависимости от их эксплуатационного состояния представлено на рис. 2.

Рис. 2. Соотношение удельного веса дорог в зависимости от их транспортно-эксплуатационного состояния. % [2]

Для развития транспортного комплекса города Екатеринбурга была принята транспортная стратегия, определяющая основные направления этого развития. Помимо названной стратегии, принята и реализуется Государственная программа Свердловский области «Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года» [2].

Однако ни в транспортной стратегии, ни в подпрограмме Государственной программы Свердловской области не отмечено применение механизма муниципально-частного партнерства. Данное обстоятельство расценивается автором как упущение разработчиков программных документов.

Соответственно, напрашивается вывод о том, что программные документы и Стратегический план могут и должны быть скорректированы и детализированы в части использования механизмов муниципально-частного партнерства для решения конкретных задач развития транспортного комплекса.

Для уточнения необходимости и возможности внесения данных корректировок в Транспортную стратегию Свердловской области было проведено эмпирическое исследование в форме опроса среди руководства транспрортного комплекса и предприятий транспортной сферы. Результаты опроса показали, что большая часть респондентов отмечает неполное соответствие Транспортной стратегии Свердловской области задачам развития транспортного комплекса, считая при этом полезным применение механизмов муниципально-партнерства для решения проблем траспортной сферы. Существующее финансовое обеспечение программ развития транспортного комплекса полагают недостаточным практически все опрошенные.

Применение механизмов партнерства возможно в рамках всех программ и проектов для решения всех без исключения задач развития транспортного комплекса Екатеринбурга и Екатеринбургской городской агломерации. В случае реализации проектов партнерства финансовое обеспечение реализации программ в корректировках не нуждается.

Таким образом, автор настоящей статьи считает необходимым и возможным внесение в новую редакцию Стратегического плана изменений, касающихся конкретных форм и механизмов реализации муниципально-частного партнерства в развитии транспортной сферы. Аналогичные корректировки возможны в любых региональных и федеральных целевых программах, касающихся развития транспортного комплекса.

Литература:

  1. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (с изменениями на 12 мая 2018 года) [Электронный ресурс] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р // Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации — Режим доступа: https://www.mintrans.ru/ministry/targets/187/191/documents (дата обращения: 10.08.2018).
  2. Об утверждении Государственной программы Свердловский области «Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года» (с изменениями на: 29.03.2018) / Постановление Правительства Свердловской области от 25 января 2018 года № 28-ПП [Электронный ресурс] // Сайт компании «Техэксперт» — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/543542657 (дата обращения: 24.12.2018).
  3. Маренков Г. В. Транспортная инфраструктура Свердловской области — связующее звено между Европой и Азией [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства транспорта и связи Свердловской области — Режим доступа: https://mtrans.midural.ru/news/list (дата обращения: 22.12.2018).
  4. Стратегический план развития Екатеринбурга [Электронный ресурс] / Утвержден Решением Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 № 40/6 «О стратегическом плане развития Екатеринбурга» в редакции Решения Екатеринбургской городской Думы от 25 мая 2018 года № 12/81 // Официальный портал Екатеринбурга — Режим доступа: https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai (дата обращения: 2912. 2018).
  5. Транспортная стратегия Свердловской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Свердловской области — Режим доступа: http://www.midural.ru/ (дата обращения: 10.08.2018).
  6. Хегай Ю. А. Проблемы и перспективы развития транспортной системы в России / Ю. А. Хегай // Теория и практика общественного развития (2014, № 4) — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-transportnoy-sistemy-v-rossii (дата обращения: 12.12.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): транспортный комплекс, муниципально-частное партнерство, Свердловская область, перевозка пассажиров, развитие, екатеринбург, Транспортная стратегия, транспортная сфера, Екатеринбургская городская агломерация, муниципальный транспорт.


Похожие статьи

Публично-частное партнерство как элемент концепции устойчивого развития

Во введении указана актуальная проблема современной экономики — переход к устойчивому развитию. Дано краткое описание принципа устойчивости. Указан объект исследования — одна их социально-экономической формы хозяйствования публично-частное партнерств...

Проблематика управления программами развития культуры на территории муниципальных образований

Актуальность темы исследования обуславливается тем фактом, что культурное развитие государства берет свое начало именно с регионов, что предоставляется возможность охватить на местном уровне глобальные проблемы и вынести их на федеральных уровень в с...

Цифровизация как инструмент повышения эффективности управления многоквартирным домом

Большая часть традиционных методов управления МКД не отвечает современным растущим требованиям к их эффективности. Мероприятия по повышению качества управления, которые предписаны современным жилищным законодательством, направлены не только на сохран...

Совершенствование взаимоотношений субъектов предпринимательства в агропромышленном комплексе с государственными органами власти

Цель исследования заключается в процессе рассмотрения существующей системы поддержки малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе при существующей проблеме развития бизнеса данной отрасли и влияния органов местного самоуправлени...

Предпосылки и причины формирования государственных программ

Одним из важнейших условий для построения благополучного и сильного государства, защиты интересов его граждан является создание действенной системы финансового контроля за эффективным расходованием и целевым использованием бюджетных средств, а также ...

Механизмы региональной инновационной политики в сфере аграрного производства Казахстана

Сегодня региональная инновационная политика в аграрной сфере экономики Казахстана проводится без учета особенностей аграрного производства и научного их обеспечения. Государство выделяет большие суммы субсидий, но в тоже время они не дают эффективнос...

Прокурорский надзор за реализацией национальных проектов. Федеральный и региональный аспекты

Статья представляет собой комплексное исследование, основанное на анализе роли и значимости прокурорского надзора в контексте выполнения национальных проектов в России. Современные национальные проекты, включающие в себя множество областей от образо...

Направления развития предпринимательства в строительной сфере Дальнего Востока: актуальные проблемы и перспективы развития

Строительный комплекс является одним из ключевых направлений экономики России, который удерживает стабильные позиции на рынке достаточно продолжительное время. Доля отрасли строительства в ВВП страны в разные периоды составляла от 4 до 8 %. Это также...

Сосуществование концепций «бережливое производство» и «проектное управление»

Распространенность различных концепций корпоративного управления и их модификаций, ставит вопрос о совместном применении различных концепций и их взаимном влиянии друг на друга, а также возможного перехода от одной концепции к другой. На сегодняшний ...

Маркетинговый потенциал Краснодарского края

Концепция регионального маркетинга является перспективной и реализует маркетинговые управленческие действия, способствующие притоку инвестиций в регион. В статье дана оценка маркетингового потенциала Краснодарского края, выделены 4 основные группы, п...

Похожие статьи

Публично-частное партнерство как элемент концепции устойчивого развития

Во введении указана актуальная проблема современной экономики — переход к устойчивому развитию. Дано краткое описание принципа устойчивости. Указан объект исследования — одна их социально-экономической формы хозяйствования публично-частное партнерств...

Проблематика управления программами развития культуры на территории муниципальных образований

Актуальность темы исследования обуславливается тем фактом, что культурное развитие государства берет свое начало именно с регионов, что предоставляется возможность охватить на местном уровне глобальные проблемы и вынести их на федеральных уровень в с...

Цифровизация как инструмент повышения эффективности управления многоквартирным домом

Большая часть традиционных методов управления МКД не отвечает современным растущим требованиям к их эффективности. Мероприятия по повышению качества управления, которые предписаны современным жилищным законодательством, направлены не только на сохран...

Совершенствование взаимоотношений субъектов предпринимательства в агропромышленном комплексе с государственными органами власти

Цель исследования заключается в процессе рассмотрения существующей системы поддержки малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе при существующей проблеме развития бизнеса данной отрасли и влияния органов местного самоуправлени...

Предпосылки и причины формирования государственных программ

Одним из важнейших условий для построения благополучного и сильного государства, защиты интересов его граждан является создание действенной системы финансового контроля за эффективным расходованием и целевым использованием бюджетных средств, а также ...

Механизмы региональной инновационной политики в сфере аграрного производства Казахстана

Сегодня региональная инновационная политика в аграрной сфере экономики Казахстана проводится без учета особенностей аграрного производства и научного их обеспечения. Государство выделяет большие суммы субсидий, но в тоже время они не дают эффективнос...

Прокурорский надзор за реализацией национальных проектов. Федеральный и региональный аспекты

Статья представляет собой комплексное исследование, основанное на анализе роли и значимости прокурорского надзора в контексте выполнения национальных проектов в России. Современные национальные проекты, включающие в себя множество областей от образо...

Направления развития предпринимательства в строительной сфере Дальнего Востока: актуальные проблемы и перспективы развития

Строительный комплекс является одним из ключевых направлений экономики России, который удерживает стабильные позиции на рынке достаточно продолжительное время. Доля отрасли строительства в ВВП страны в разные периоды составляла от 4 до 8 %. Это также...

Сосуществование концепций «бережливое производство» и «проектное управление»

Распространенность различных концепций корпоративного управления и их модификаций, ставит вопрос о совместном применении различных концепций и их взаимном влиянии друг на друга, а также возможного перехода от одной концепции к другой. На сегодняшний ...

Маркетинговый потенциал Краснодарского края

Концепция регионального маркетинга является перспективной и реализует маркетинговые управленческие действия, способствующие притоку инвестиций в регион. В статье дана оценка маркетингового потенциала Краснодарского края, выделены 4 основные группы, п...

Задать вопрос