Развитие муниципально-частного партнерства (на примере Екатеринбурга) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 13.05.2019

Статья просмотрена: 3229 раз

Библиографическое описание:

Батыршина, Э. Р. Развитие муниципально-частного партнерства (на примере Екатеринбурга) / Э. Р. Батыршина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58840/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены тенденции распространения механизма государственно- и муниципально-частного партнерства в социальной сфере. Представлена лучшая практика применения муниципально-частного партнерства для реализации социально значимых проектов

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, проекты, развитие, инфраструктура.

Сегодня большое внимание уделяется развитию муниципально-частного партнерства, ведь даже крупнейшее предприятие, расположенное в городе, независимо от его отраслевой деятельности, формирует городскую среду. Для государства основными направлениями взаимодействия с бизнес-сообществом являются инновации, технологии, занятость, экономика, налогообложение, конкурентоспособность на рынке, для муниципальных властей — это городская среда и ее инфраструктура, так как город обеспечивает предприятия людскими ресурсами. Промышленные предприятия оказывают существенное влияние на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в городах. Муниципальные власти и бизнес-сообщества имеют широкий спектр конкретных общих интересов для эффективного и взаимовыгодного сотрудничества.

Согласно Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под муниципально-частным партнёрством понимается юридически оформленное на определённый срок и основанное на объединении ресурсов, распределение рисков, сотрудничество публичного партнёра, с одной стороны, и частного партнёра, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о муниципально-частном партнёрстве, заключённых в соответствии с Федеральным законодательством в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [1].

Обеспеченность населения социальной инфраструктуры позволяет определить уровень благосостояния населения, качества жизни, удовлетворенность ими социальных потребностей. Развитие инфраструктуры для государства всегда играло первостепенную роль, но из-за своей высокой затратности и низкой доходности имеет медленные темпы формирования. При анализе ввода в действие мощностей и объектов жилого и социально-культурного назначения можно отметить рост его до 2016 года, далее доля их сократилась. Так в 2016 году по сравнению с 2015 годом жилых домов было введено 94,0 %, дошкольных образовательных организаций 44,2 %, амбулаторно-поликлинических организаций — 76,5 % [3, с. 14]. Доля инвестирования государства в данные объекты остается незначительной.

Снижение доступности объектов социальной инфраструктуры для населения и низкая обеспеченность основными фондами при высокой их изношенности требуют поиска кардинальных решений.

По данным РОСИНФРА в 2017–2018 гг. размещено 2980 проектов государственно-частного партнерства, из которых социальными являются 368 объектов или 12,35 % от общего числа проектов. Социальных проектов размещено на федеральном уровне — 4; на региональном — 275 и на муниципальном — 89 объектов.

Проанализируем проекты по форме заключения в социальной сфере на рис. 1. Почти третья часть проектов предполагает заключение концессионного соглашения 277 проектов (75,3 %), 59 проектов (16,0 %) СГЧП/СМЧП (региональное законодательство), 4 проекта (1,1 %) по договорам аренды (безвозмездного пользования) с инвестиционными обязательствами, контракт жизненного цикла или долгосрочный государственный и 2 проекта (0,5 %) по энергосервисному контракту с признаками ГЧП.

Рис. 1. Доля проектов по форме, % (рассчитано: [6])

Более подробно рассмотрим концессионную форму, т. к. она занимает наибольшую долю среди всех имеющихся. Так, концессионных соглашений в отношении социальных объектов на федеральном уровне размещено — 3 (один из которых расположен в г. Екатеринбурге «Центр микрохирургии глаза в г. Екатеринбурге»). На региональном уровне — 131 объектов, один из которых расположен по адресу г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д.56 «Реконструкция объекта культурного наследия — «Бывшая усадьба Железнова». Муниципальный уровень проекта имеют 143 объекта, пять из которых расположены в Свердловской области.

Анализ стадий реализации проектов на основании заключения концессионных соглашений представлен на рис.2.

Рис. 2. Стадии реализации проектов при заключении концессионного соглашения, % (рассчитано: [6])

В стадии эксплуатации находится 48,6 % проектов, инвестиционной — 39,2 % и 8,8 % прединвестиционной.

В 2017 года Свердловская область вошла в 10 лидеров по уровню развития государственно-частного партнерства среди 85 регионов Российской Федерации. В первой пятерки традиционными лидерами являются: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская и Самарская области.

В Свердловская область реализуется 43 концессионных соглашения, из них 69 % в сфере жилищно-коммунального хозяйства и 25 % в социальной сфере, один проект в области транспортной инфраструктуры [6].

Социальная направленность бизнеса предполагает реализацию определенных мер, направленных на благо общества, осуществляемых за счет бизнес-сообщества. Например, реализуются социально значимые программы по улучшению жизни отдельных слоев населения или работников в их сфере деятельности. Результаты таких мероприятий способствуют росту имиджа, развитию, увеличению прибыли предприятия.

Повышение заработной платы работникам способствует пополнению местного бюджета за счет подоходного налога, способствует социальной стабильности в создании или сохранении рабочих мест. Муниципальное управление, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития, оказывает содействие предприятиям в получении земельных участков, подключении к инженерным и транспортным коммуникациям, выкупе муниципальных нежилых помещений, обеспечивает максимальное снижение бюрократических препон и упрощение процедур получения разрешений и согласований.

На территории города функционируют как крупные градообразующие предприятия, так и субъекты малого и среднего бизнеса. В отношении последних в законодательном и методологическом плане проблема взаимодействия ясна. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) в качестве одного из полномочий органов местного самоуправления определено «содействие развитию малого и среднего предпринимательства». В городе Екатеринбурге разработаны, утверждены и успешно реализуются соответствующие программы, созданы муниципальные фонды поддержки малого бизнеса. Со своей стороны, субъекты малого и среднего бизнеса обеспечивают дополнительные рабочие места и поступления в местный бюджеты. В настоящее время малый и средний бизнес в жизни города имеет большое значение.

Сложной проблемой сегодня является взаимодействие муниципальной власти с крупным бизнесом, т. к. их продукция имеет спрос не в городе, а за его пределами. Имеющиеся предприятия имеют общегосударственное значение. Поэтому их главным партнером в системе органов публичной власти является государство в лице региональных, а в отдельных случаях и федеральных органов. Никаких полномочий по нормативно-правовому или экономическому воздействию органов местного самоуправления на крупный бизнес, функционирующий на территории муниципального образования, в российском законодательстве не предусмотрено. Таким образом, можно сделать вывод о том, что вносить вклад в развитие города градообразующие предприятия могут только по своему желанию и усмотрению. В рамках муниципально-частного партнерства предприятия могут строить жилье для своих работников, приобретать для муниципалитета подвижной состав городского транспорта, содержать социальные объекты и т. д.

В городе Екатеринбурге реализуются проекты с использованием муниципально-частного партнерства. Так, в стадии реализации находится комплексный проект по застройке микрорайона «Академический» с участием строительной корпорации ОАО «Ренова Строй Групп», ОАО Сбербанк России совместно с Правительством Свердловской области, «Муниципальным образованием город Екатеринбург». Успешно реализован проект создания Международного выставочного центра «ЭКСПО» с участием ЗАО Группа Синара и Правительства Свердловской области.

Примером концессионных соглашений является работа частных клиник, имеющих «прикрепленное» на медицинское обслуживание население, в системе ОМС. Это клиники «Здоровье 365», «УГМК Здоровье», «41 Городская клиническая больница», «Новая больница».

Характерным примером государственно-частного партнерства является участие бизнеса в обороте опасных медицинских отходов лечебных учреждений. Несколько частных компаний (ООО «Энерго», ООО «Центр безопасности промышленных отходов»), имея лицензии на указанный вид деятельности, на основании государственных контрактов занимаются утилизацией отходов категории «В» и «Г» из лечебно-профилактических учреждений города [4].

Совсем недавно, администрация города практикуется заключение соглашений о добровольном партнерстве в сфере социально-экономического развития города. В рамках таких соглашений администрация взяла на себя обязательства по снижению административных барьеров на пути развития предпринимательства; учету рекомендаций и предложений руководителей предприятий, способствующих развитию предпринимательства; обеспечению эффективного использования средств, полученных за счет добровольных взносов и пожертвований. Предприятия, в свою очередь, взяли на себя обязательства принять участие в реализации мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие города, внесли предложения, направленные на создание благоприятных условий для развития предпринимательства.

Примером сочетания государственно-частного и муниципально-частного партнерства в городе Екатеринбурге является реконструкция и расширение Головных сооружений водопровода г. Екатеринбурга Правительством Свердловской области совместно с Екатеринбургским муниципальным унитарным предприятием водопроводно-канализационного хозяйства (МУП «Водоканал»).

Проект концессионного соглашения о проектировании, строительстве, реконструкции и содержании III пускового комплекса автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга также является совместным проектом [5]

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103037 (дата обращения 12.01.2019).
  2. Всё об индивидуальном предпринимательстве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://indivip.ru/gov/socialnaya-otvetstvennost-biznesa.html (дата обращения 28.12.2018)
  3. Инвестиции в России. 2017: Стат.сб./Росстат.– ИНВЕСТИНФРА., 2017.–188с.
  4. ИНВЕСТИНФРА. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://investinfra.ru/novosti/v-sverdlovskoy-oblasti-planiruyut-rasshirit-praktiku-primeneniya-instrumentov-gchp.html (дата обращения 15.03.2019)
  5. Министерство инвестиций и развития Свердловской области: http://mir.midural.ru/node/432/
  6. РОСИНФРА. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pppi.ru/projects?sphere=726
Основные термины (генерируются автоматически): екатеринбург, Свердловская область, муниципально-частное партнерство, государственно-частное партнерство, проект, город, концессионное соглашение, местное самоуправление, Российская Федерация, социальная сфера.


Похожие статьи

Институт государственно-частного партнерства как фактор развития социальной инфраструктуры регионов России

В статье рассмотрены системообразующие факторы и условия развития институ-та государственно-частного партнерства. Проанализированы основные принципы и особенности развития государственно-частного партнерства в России.

Место и роль государственно-частного партнёрства (муниципально-частного партнерства) в решении характерных проблем транспортной инфраструктуры

В статье проанализированы основные проблемы транспортной отрасли, определяется роль механизмов ГЧП в транспортной сфере, рассматриваются примеры использования концессионных соглашений.

Усовершенствование системы здравоохранения на основе механизмов государственно-частного партнерства

В статье проведен сравнительный анализ практического опыта использования механизмов государственного частного партнерства в Великобритании и в отечественном здравоохранении. Рассмотрены основные тенденции применения государственно-частного партнерств...

Развитие государственно-частного партнёрства в сфере образовательных услуг

В статье рассмотрены вопросы развития государственно-частного партнерства в сфере образования. ГЧП является одним из перспективных инструментов развития производственной и социальной инфраструктуры, что ранее рассматривалась как исключительно сфера о...

Зарубежный опыт государственно-частного партнерства

В статье рассматривается международный опыт развития государственно-частного партнерства на примере стран Европы. Работа нацелена на выявление лучших мировых практик реализации проектов ГЧП в целях улучшения эффективности взаимодействия бизнес-структ...

Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения

Актуальность статьи обусловлена необходимостью привлечения денежных средств в систему здравоохранения. Целью статьи является исследование особенностей государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. На основе анализа статистических данны...

Зарубежный опыт государственно-частного партнерства в реализации проектов транспортной инфраструктуры

В статье рассматривается международный опыт развития ГЧП на примере стран Европы. Работа нацелена на выявление лучших мировых практик реализации проектов ГЧП в целях определения благоприятных условий для реализации подходов в России

Развитие государственное-частного и муниципально-частного партнерства в России на современном этапе: достижения, проблемы, перспективы

В данной статье проводится анализ современных достижений, проблем и перспектив ГЧП в современной России. Определяется понимание на каком этапе развития в России сейчас находится механизм ГЧП, какие направления развития существуют.

Перспективы развития и внедрения концессионных проектов в условиях кризиса

В статье поднимаются вопросы необходимости внедрения государственно-частного партнерства в условиях современной экономической ситуации. Определены проблемы, влияющие на успешное сотрудничество государства и частного сектора в рамках государственно-ча...

Формирование и развитие механизмов ГЧП в Хабаровском крае

В статье анализируются формы взаимодействия власти и бизнеса, позволяющие аккумулировать ресурсы в той или иной инфраструктурной сфере в целях решения социально значимых задач, сокращать расходы государственных бюджетов на развитие социальной сферы, ...

Похожие статьи

Институт государственно-частного партнерства как фактор развития социальной инфраструктуры регионов России

В статье рассмотрены системообразующие факторы и условия развития институ-та государственно-частного партнерства. Проанализированы основные принципы и особенности развития государственно-частного партнерства в России.

Место и роль государственно-частного партнёрства (муниципально-частного партнерства) в решении характерных проблем транспортной инфраструктуры

В статье проанализированы основные проблемы транспортной отрасли, определяется роль механизмов ГЧП в транспортной сфере, рассматриваются примеры использования концессионных соглашений.

Усовершенствование системы здравоохранения на основе механизмов государственно-частного партнерства

В статье проведен сравнительный анализ практического опыта использования механизмов государственного частного партнерства в Великобритании и в отечественном здравоохранении. Рассмотрены основные тенденции применения государственно-частного партнерств...

Развитие государственно-частного партнёрства в сфере образовательных услуг

В статье рассмотрены вопросы развития государственно-частного партнерства в сфере образования. ГЧП является одним из перспективных инструментов развития производственной и социальной инфраструктуры, что ранее рассматривалась как исключительно сфера о...

Зарубежный опыт государственно-частного партнерства

В статье рассматривается международный опыт развития государственно-частного партнерства на примере стран Европы. Работа нацелена на выявление лучших мировых практик реализации проектов ГЧП в целях улучшения эффективности взаимодействия бизнес-структ...

Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения

Актуальность статьи обусловлена необходимостью привлечения денежных средств в систему здравоохранения. Целью статьи является исследование особенностей государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. На основе анализа статистических данны...

Зарубежный опыт государственно-частного партнерства в реализации проектов транспортной инфраструктуры

В статье рассматривается международный опыт развития ГЧП на примере стран Европы. Работа нацелена на выявление лучших мировых практик реализации проектов ГЧП в целях определения благоприятных условий для реализации подходов в России

Развитие государственное-частного и муниципально-частного партнерства в России на современном этапе: достижения, проблемы, перспективы

В данной статье проводится анализ современных достижений, проблем и перспектив ГЧП в современной России. Определяется понимание на каком этапе развития в России сейчас находится механизм ГЧП, какие направления развития существуют.

Перспективы развития и внедрения концессионных проектов в условиях кризиса

В статье поднимаются вопросы необходимости внедрения государственно-частного партнерства в условиях современной экономической ситуации. Определены проблемы, влияющие на успешное сотрудничество государства и частного сектора в рамках государственно-ча...

Формирование и развитие механизмов ГЧП в Хабаровском крае

В статье анализируются формы взаимодействия власти и бизнеса, позволяющие аккумулировать ресурсы в той или иной инфраструктурной сфере в целях решения социально значимых задач, сокращать расходы государственных бюджетов на развитие социальной сферы, ...

Задать вопрос