ЖКХ — сфера уникальная, естественно, развитие, успех реформирования данной отрасли зависит от государственной политики, однако только грамотное, дальновидное и ответственное муниципальное управление способно сдвинуть с кризисных точек комплексы каждого, отдельно взятого муниципального образования и затем только страны в целом.
В современных условиях жилищно-коммунальная деятельность является организующим началом в жизни города, основой, на которой держится и развивается город как среда обитания человека. Общеполезный характер систем коммунального обслуживания подтверждается их статусом постоянно действующих установок, готовых к удовлетворению потребностей населения и города в соответствующих услугах. Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.
Деятельность муниципального образования г. Екатеринбурга сопряжена со следующими проблемами:
1) Многообразие и относительная автономность предприятий и организаций, относящихся к этой сфере. Особенно данная проблема раскрылась при увеличении доли частного сектора в совокупности предприятий и организаций, занимающихся ЖКХ. Частный сегмент, увеличение единиц обеспечения благ, в теории способствуют повышению качества оказываемых услуг, как положительное следствие здоровой конкурентной среды. Однако в реальности коммерческий сектор не отвечает зачастую необходимым требованиям и установленным нормативам: тарифы на коммунальные услуги завышаются, новое жилье оказывается малодоступным из-за высокой цены, а жилье эконом класса застройщики не возводят. Хотя это могло бы уменьшить очередь нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, нуждающихся в улучшении жилищных условий и переселении из ветхого жилья. На этой почве процветают мошеннические сделки с землей, продажа некачественных и незаконных квартир. Рынок жилья в Екатеринбурге дисбалансирован: притом, что предложение все время увеличивается, оно не отвечает спросу большинства, а загоняет спрос в определенные рамки [1, с. 20].
Разумным, на наш взгляд, было бы развести показатели ветхого и аварийного жилья, так как проблема аварийного жилья должна быть логически первоочередной. Люди не должны жить в постоянном страхе за свою жизнь.
2) Существуют следующие проблемы: большой объем, устаревших, изношенных коммуникаций, недостаток финансирования, с одной стороны, и растущие задолженности населения по оплате услуг, с другой. Гражданское законодательство не устанавливает эффективных внесудебных способов взыскания задолженности с граждан, а тарифная политика, вследствие низкой осведомленности населения, вызывает возмущения и дисциплинарные провалы по части оплаты даже у относительно социально благополучных жильцов. Задолженность населения по оплате услуг на 31.12.16г составляет примерно 337,9 млн. руб., что на 10 % больше, чем в 2015 г. Действуют комиссии по работе с гражданами-должниками. Управляющими многоквартирными домами организациями ведется активная претензионно-исковая работа. Только за 3 квартал 2016 года подано 625 заявлений на выдачу судебных приказов и 4 419 исковых заявлений, принято по ним положительных решений на сумму 206,7 млн рублей. В течение года взыскана задолженность в сумме 61,4 млн рублей (это около 5 % от просроченной задолженности за услуги ЖКХ) [4, с. 125].
На рост объема предоставленных субсидий на коммунальные услуги повлияло увеличение количества обратившихся граждан в результате: проведения службами коммунального хозяйства разъяснительной и агитационной работы с населением, изменения областного стандарта максимальной доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи для одиноко проживающих граждан и семей, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в Свердловской области.
3) Следующей проблемой является, что возросла доля обращений согласно данным официального сайта Управления государственной жилищной инспекции г. Екатеринбурга в 2,5 раза (рассматриваемый период — 9 месяцев 2016 г.), в основном по поводу низкого качества жилищного фонда, возросла доля обращений, касающихся порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.
В первом полугодии 2016 года жилые помещения по договорам социального найма были предоставлены 59 семьям граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье (за аналогичный период прошлого года — 70 семьям). В первом полугодии 2016 года жилыми помещениями обеспечены 39 семей ветеранов Великой Отечественной войны. Жилые помещения были предоставлены в домах по адресам: ул. Рябинина, 21; ул. Кишиневской, 33; ул. Кунарской, 36; ул. Е. Савкова, 11, 15; Ракетной, 20, построенных за счет средств федерального и областного бюджетов.
Если говорить о перспективах развития ЖКК вообще (а это необходимо, выше мы уже упоминали о системном подходе), то необходимо, на наш взгляд, во-первых, «навести порядок» в МУП сфер ЖКХ, наладить техническую работу, направить усилия на техническую модернизацию коммуникаций, создать реальную, «живую» обратную связь с получателями ЖК услуг. Затем только можно говорить о повышении надежности данной сферы, а соответственно и улучшении инвестиционного климата, в том числе и для крупных компаний. Хотя можно выявить положительную тенденцию: доля убыточных предприятий ЖКХ уменьшилась в 2016 г., относительно 2015 г., на 8, 6 % [6, с. 34].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что возросла активность населения, возможно, это связано с повышением информированности жителей, с увеличением численности населения, в меньшей степени, а также с тем, что все больше увеличивается доля негосударственных управляющих компаний и застройщиков, контроль над деятельностью которых не всегда оказывается эффективным. ТСЖ и кооперативы, как альтернативный способ управления домами, еще не является таковым в полной мере, на мой взгляд. Причин много: как ни странно, низкая заинтересованность среди жителей в делах управления. Люди не доверяют управляющим компаниям, но собственное управление удается организовать не всегда, из-за отсутствия компетенции, пассивной жизненной позиции и других субъективных факторов, которые всегда имеют место быть при «массовом» управлении.
Несмотря на продолжительные попытки реформирования ЖКХ в России, остается множество серьезнейших, фундаментальных проблем и на уровне муниципалитета, и на общегосударственном уровне.
Положительной тенденцией является увеличение количества субсидированных на приобретение жилья семей. Система субсидий способствует решению проблем жилья для молодых семей, для семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в значительно меньшие сроки и более эффективно. Такая схема стимулирует людей на аккумулирование собственных средств для улучшения жилищных условий, но при этом имеет социальный характер. Мы считаем, что необходимо развивать дальше это направление. Сейчас субсидирование плохо развито в части доступности, людям приходится проводить «бюрократическую войну» с местными властями за выдачу таких субсидий.
Хотим отметить реализацию различных программ и проектов, именно сфокусированное воздействие, направленное в будущее, позволило получить какие-то положительные результаты. Осталось лишь согласовать все эти проекты и расширить, захватить все направления ЖКХ. Итак, в 2015 году разворачивался стратегический проект «Развитие водоисточников, водоподготовительных и водоочистных сооружений» и инвестиционная программа «Развитие систем водоснабжения и водоотведения Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (МУП «Водоканал») на 2007–2020 годы», инвестиционная программа «Развитие системы теплоснабжения ЕМУП «Тепловые сети» на период с 2009 по 2013 годы», а также стратегический проект «Внедрение и развитие Единой дежурно-диспетчерской системы управления жилищно-коммунальным хозяйством города Екатеринбурга» [3, с. 205].
В городе действуют программы долгосрочного социально-экономического развития и финансового планирования, внедрены механизмы корректировки и мониторинга стратегии развития города с широким участием местного сообщества, но до сих пор отсутствует четкая инвестиционная стратегия.
Литература:
- Чистик О. Статистическое исследование условий жизни жителей российской Федерации// Вестник Самарского государственного экономического университета 2014, № 10. С 73–75
- Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: Высшая школа экономики, 2016. 215 с.
- Инвестиционная программа «Развитие систем водоснабжения и водоотведения Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (МУП «Водоканал» на 2006–2015 годы.- «Вестник Екатеринбургской городской Думы» 2016, № 114. С.. 14
- Генеральный план развития городского округа — муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года.// http://ekb4.info/text2/reshenie221.htm
- Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1330-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2020 года» // http://ekb4.info/zakonodatelstvo5/postanovlenie350.htm
- «Вестник Екатеринбургской городской Думы» 2016, № 114. С. 14