Проблема рационального использования и охраны земельных ресурсов (на примере чрезвычайной ситуации в г. Орске) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 04.05.2024

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Постнова, Д. И. Проблема рационального использования и охраны земельных ресурсов (на примере чрезвычайной ситуации в г. Орске) / Д. И. Постнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113681/ (дата обращения: 16.12.2024).



Одним из актуальных вопросов в отношении земельных ресурсов является их рациональное использование. Актуальность данного исследования подтверждается мнением автора Волкова С. Н., который считает, что рациональное использование земли — это ее использование, отвечающее совокупным интересам общества, собственников и пользователей земли, обеспечивающее наиболее целесообразное и экономически выгодное использование полезных свойств земли в процессе производства, оптимальное взаимодействие с окружающей средой, охрану и воспроизводство земельных ресурсов [7].

Рациональное использование земельных ресурсов предполагает эффективное использование земель для строительства объектов инфраструктуры, размещения промышленных предприятий и жилых зон. На рациональное использование земельных ресурсов помимо деятельности человека оказывает влияние и агроклиматические условия.

Паводки сопутствуют человеческому обществу с древнейших времен. В настоящее время сильнейшие за несколько десятков лет паводки охватили такие российские области как Курганскую, Тюменскую а, в особенности, Оренбургскую, — а также 10 из 17 регионов Казахстана.

В связи с резким подъемом уровня воды в реках Урал, Елшанке, Ори Указом губернатора Оренбургской области от 04.04.2024 г. № 103- УК «О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера» обстановку, сложившуюся на территории Оренбургской области в результате весеннего паводка, признали чрезвычайной ситуацией [6].

Паводок в Орске и Оренбурге — чрезвычайная ситуация, которая может повлечь массовые инфекционные заболевания людей и сельскохозяйственных животных. Вода несет еще одну опасность: затапливаются скотомогильники, кладбища.

Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ зоны затопления и подтопления к территориям с особыми условиями использования — в их границах устанавливается особый правовой режим. В частности, в зонах затопления и подтопления запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов.

Земли в результате паводка, которые использовались в соответствии с разрешенным использованием, также попали в зону затопления. Кладбища, расположенные на территории района Старого города Орска, оказались затоплены.

Участок, отводимый под кладбище, должен удовлетворять следующим требованиям:

– иметь уклон в сторону, противоположную от населенных пунктов, открытых водоемов, потоков грунтовых вод, используемых населением для питьевых и хозяйственно-бытовых целей;

– не затопляться при паводках;

– иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в двух метрах от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод. При уровне выше двух метров от поверхности земли участок может быть использован только для размещения кладбища для погребения после кремации;

– иметь сухую, пористую почву на глубине 1,5 метров и ниже с влажностью почвы в пределах 6–18 % [4].

В границах водоохранных зон запрещаются: размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов [1]. Территория, на которой расположено затопленное кладбище, соответствует градостроительными нормами. Кладбище в районе Старого города Орска оказалось затоплено из-за природного явления, такого как паводка. Уровень Урала достиг опасной отметки. Подобной паводковой ситуации в области не наблюдалось более ста лет. Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области контролирует санитарно-эпидемиологическую ситуацию в районе Орска. Россельхознадзор обеспечивает ветеринарную безопасность на затопленной территории. Прежде всего, необходимо провести дезинфекционные мероприятия, а затем приступать к устранению последствий. Привлечь к работе помимо организаций можно и волонтеров. Помощь в санитарной обработке оказывают предприятия города.

Учреждение Роспотребнадзора ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» бесплатно проводит лабораторные исследований питьевой воды из индивидуальных скважин на освободившихся от подтопления территориях.

В соответствии с приложением к письму Роспотребнадзора от 03.09.2013 года № 01/10033–13–27 «О направлении методических рекомендаций по проведению дезинфекции, дератизации, дезинсекции на территориях, подвергшихся подтоплению» в городе проводятся дезинфекционные мероприятия жилых помещений, выгребных ям, колодцев, территорий, имеющих эпидемиологическую значимость.

Приказ Минсельхоза России от 26.10.2020 года № 626 «Об утверждении Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и

утилизации биологических отходов» устанавливает обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами требования при перемещении, хранении, переработке и утилизации биологических отходов [5].

На основании статьи 29, пункта 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществляется организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий [2]. В городе Орске объявили вакцинацию от гепатита А, в связи с загрязненной водой, чтобы избежать заражения.

На основании Постановления администрации г. Орска от 04.04.2024 г. № 1075-п «О создании комиссии по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования «Город Орск» в городе работают комиссии по оценке ущерба от паводка.

В статье 3 Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» говорится о том, что охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов» являются необходимыми условиями «обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности» [3]. Следовательно, можно отметить необходимость рационального использования природных ресурсов.

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что необходимо провести рекультивации и консервации земельных ресурсов, кроме того, провести оценку ущерба, очистку земли, восстановление почвы, защиту от эрозии, предотвращение паводков. В дальнейшем необходимо соблюдать методические рекомендации от 09.03.2023 года № 2–4–48–3–9 «Методические рекомендации по организации подготовки и сопровождения паводкоопасного периода на территории субъекта Российской Федерации».

Правовое регулирование рационального использования земельных ресурсов после паводка должен включать в себя пересмотр существующих законов и нормативов, разработку памятки об использовании земель после паводка, к примеру, памятки «Об использовании земель в послепаводковый период». Необходимо также, чтобы проходило обследование территорий и мониторинг предполагаемых зон подтопления, а также контроль, который осуществляет Росприроднадзор. Проведение противопаводковых мероприятий, которые включают в себя целый комплекс действий по обеспечению безопасности и устранению последствий чрезвычайных ситуаций, также будут полезны для предотвращения паводков.

Литература:

  1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ, 05.06.2006, № 23, ст. 2381.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, № 14, ст. 1650.
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 (ред. от 14.07.2022) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, № 2, ст. 133.
  4. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684–21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий»: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 // Официальный интернет-портал правовой информации — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102050027 (дата обращения: 12.04.2024)
  5. Об утверждении Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов: приказ Минсельхоза России от 26.10.2020 года № 626 // Официальный интернет-портал правовой информации URl: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010300035 (дата обращения: 12.04.2024)
  6. О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайно ситуации регионального характера: указ Губернатора Оренбургской области от 04.04.2024 г. № 103-ук// Официальный портал Правительства Оренбургской области. URL: https://orenburg gov.ru/upload/uf/dc3/2weeqojh9nicqfoyqigxar097hk1vhwu/04040103uk.pdf (дата обращения 12.04.2024).
  7. Волков С. Н. Землеустройство. Экономика землеустройства. Т.5. — М.: Колос, 2001. — 282 с.
Основные термины (генерируются автоматически): рациональное использование, чрезвычайная ситуация, Оренбургская область, Орск, паводок, ресурс, территория, зона затопления, использование земель, Старый город Орска.


Похожие статьи

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Особенности формирования имиджа территории (на примере г. Новороссийска)

Проблемы сферы культуры и искусства в экономике муниципального сектора (на примере города Набережные Челны)

Оптимальный вариант приобретения жилья в условиях сельской местности (на примере с. Аскино и Аскинского района Республики Башкортостан)

Проблемные вопросы применения административного законодательства, возникающие в деятельности административных комиссий и должностных лиц муниципальных районов, городских округов (на примере г. о. ЗАТО Светлый)

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Меры совершенствования развития территории муниципального образования (на примере Ульяновска)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Современные проблемы обеспечения социально-экономической безопасности региона (на примере Красноярского края)

Похожие статьи

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Особенности формирования имиджа территории (на примере г. Новороссийска)

Проблемы сферы культуры и искусства в экономике муниципального сектора (на примере города Набережные Челны)

Оптимальный вариант приобретения жилья в условиях сельской местности (на примере с. Аскино и Аскинского района Республики Башкортостан)

Проблемные вопросы применения административного законодательства, возникающие в деятельности административных комиссий и должностных лиц муниципальных районов, городских округов (на примере г. о. ЗАТО Светлый)

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Меры совершенствования развития территории муниципального образования (на примере Ульяновска)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Современные проблемы обеспечения социально-экономической безопасности региона (на примере Красноярского края)

Задать вопрос