Ключевые слова: сельское хозяйство, окружающая среда, риск, деградация почв
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, при этом каждый обязан сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Любая деятельность — потенциально опасна, следовательно, несет в себе определенные риски. Человек, в процессе своей жизнедеятельности, очень тесно взаимодействует с окружающей средой и оказывает на нее прямое или косвенное воздействие, что непосредственно несет в себе определенные экологические риски. Экологический риск — это вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Данное понятие содержится в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». К сожалению, в этом законе рассматриваемая категория не находит дальнейшего развития.
Между тем, экологические нарушения могут привести к экологическим катастрофам. Они характеризуются глобальной гибелью живых организмов, нарушением всей экосистемы территории катастрофы и ближайших районов. Это пагубно влияет на человека и может повлечь его гибель, либо существенное ухудшение условий проживания.
Одной из самых важных отраслей экономики для государства является сельское хозяйство, так как оно обеспечивает продовольственную безопасность страны и дает около 8 % ВВП. В России сельское хозяйство отличается довольно низкой рентабельностью, обусловленной частично климатом, нестабильностью доходов и наличием большого количества различных рисков (погодных, экономических, экологических и иных).
Экологические риски в сельском хозяйстве проявляются по-разному, например, происходит деградация почв, изменение климата, загрязнение воздуха, воды и почвы выбросами вредных веществ и т. д. Снижение этих рисков требует больших финансовых ресурсов, поэтому возможно только совместными усилиями государства и природопользователя.
Как представляется, одним из самых экологоопасных видов сельского хозяйства является — животноводство. Эта отрасль достаточно негативно воздействует на окружающую среду и в тоже время слабо урегулирована. Если подсчитать процент парниковых газов, производимых человечеством, то на животноводство приходит 9 % (CO2), 65 % закиси азота (N2O) — большинство его происходит от навоза животных, 37 % всего антропогенного метана (CH4) (который в 23 раза теплее, чем CO2), производимого в своем большинстве из отходов скота, 64 % аммиака (причина кислотных дождей). Помимо того, что животноводство продуцирует такое большое количество парниковых газов, оно также негативно влияет на почву и воду планеты [1].
В настоящей работе отмечу только несколько острых проблем, связанных с экологическими рисками в животноводстве.
Во-первых, повсеместное использование антибиотиков в животноводстве ставит под угрозу будущее здоровье человечества и дикую фауну вокруг предприятия. Так как природопользователь (предприниматель), в погоне за прибылью применяет антибиотики «последнего эшелона» — цефалоспорины, полимиксины (например, колистин), которые используются из-за большой плотности животных в производственных комплексах и высокой смертности, для повышения выживаемости. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не регулирует этот вопрос. В настоящее время утверждены только рекомендации к кормам и кормовым добавкам. Между тем, правовое регулирование этой проблемы в других странах известно давно. Так, Швеция запретила использование цефалоспоринов полностью в 1986 году, США запретили использование антибиотика определёнными способами в 2012 году.
В России действует Технический регламент «О безопасности пищевой продукции», который только запрещает содержание антибиотиков в пищевой продукции, но и он не всегда соблюдается [2]. Отсутствие в законодательстве запрет на использование антибиотиков, ведет к созданию резистентных к антибиотикам штаммов бактерий и иных микроорганизмов. Необходимо на основе комплексного научного исследования этого вопроса, разработать законопроект, о запрете использования определённых веществ, в том числе антибиотиков «последнего эшелона», и установить ответственность за нарушение данного запрета.
Во-вторых, деградация почв также является одним из экологических рисков животноводства. Например, опустынивание, эрозия, сокращение органического вещества в почве, загрязнение почвы и сокращение биоразнообразия, могут привести к утрате способности почв выполнять свои основные функции. Причиной таких процессов деградации может быть стравливание пастбищ и утаптывание почв. Для предотвращения деградации почв необходима поддержка органического земледелия, почвозащитная обработка почвы, управление системами пастбищ с низкой интенсивностью выпаса, снижение плотности скота и использование сертифицированного компоста.
Рядом с животноводческими комплексами большую угрозу представляют собой навозные кучи, которые загрязняют почву, а также поверхностные и грунтовые воды. Из-за климатических особенностей нашей страны большую часть года скот находится на стойловом содержании. Поступление загрязняющих веществ в водостоки с животноводческих ферм и комплексов зависит от способа удаления навоза. Удаление происходит при прямом смыве сточных вод после очистки, а также в результате потерь, возникающих в процессе утилизации отходов животноводства. При стойловом содержании скота накапливаются большие массы навоза. Из-за его несовершенной утилизации в водные системы выносятся немалые количества грубодисперсной малоразложившейся органики и биогенных веществ. Это требует качественной очистки отходов их жизнедеятельности, так как загрязняет водные объекты.
В последние годы сфера животноводства, получила определенное правовое опосредование. Например, разграничивая отходы на классы опасности, законодатель предусматривает их экологическую опасность. В животноводстве основной класс опасность IV — малоопасный. Свежий навоз считается малоопасным, но есть исключения, которые умеренно опасны, а перепревший практически неопасен [3]. Отношения по обращению с опасными отходами регулируются федеральными законами «Об отходах производства и потребления» и «Об охране окружающей среды». В данных отношениях государство урегулировало экологичекие риски, нужно только вести постоянный контроль соблюдения законодательства.
Выпас скота в России в основном происходит поздней весной, а заканчивается с началом осени. Так как выпас происходит в основном в долинах рек и вблизи водоемов, загрязнение водных объектов биогенными веществами происходит и в этом случае, поскольку они не успевают закрепиться в почве. В данном случае, решение проблемы возможно путем рационального выбора мест выпаса животных. При выборе участка для занятия животноводством должны учитываться интересы природопользователя, но и не нарушаться нормы действующего законодательства. При наличии средств и заинтересованности муниципального образования, возможно строительство искусственных водных объектов для развития животноводства, и размещать участки выпаса скота вблизи данного водоема.
Интерес представляет опыт конкретных субъектов Российской Федерации. Так, Краснодарский край является один из самых важных сельскохозяйственных субъектов России, занимающего 1 место по России, его доля составляет около 7 % ВВП всего сельского хозяйства [4]. В сфере животноводства Краснодарский край также один из лидирующих регионов страны, в 2017 году занимал 3 место среди регионов России по объемам производства (выращиванию) скота и птицы (в живом весе) [5].
Совершенствованию края способствует естественная кормовая база в предгорьях и на степных равнинах, интенсивное сельское хозяйство и разработка технологий для роста поголовья скота. За последние годы край отличает расширение изготовлений в яичном птицеводстве. Благодаря национальной программе Краснодарского края «Развитие АПК», отрасль животноводства получила дополнительное финансирование, и началась постройка животноводческих ферм и переделывающих сельскохозяйственных объектов.
С увеличением количества животноводческих ферм и поголовья скота требуется четко и обдумано соотносить экономическую выгоду от данной деятельности и экологические риски, и если последние слишком высоки, то нужно приостановить реализацию программы. Проблема экологии еще совсем молода, поэтому некоторые субъекты предпринимательской деятельности еще не полностью осознают последствия их деятельности, когда попустительски относятся к нарушениям законодательства в сфере экологии, в погоне за прибылью. Это может привести к серьезным экологическим проблемам. Федеральное законодательство не может урегулировать все отношения, оно довольно «неповоротливо», поэтому субъекты Российской Федерации должны сами регулировать отношения в той мере, в которой им разрешено.
В настоящее время в Краснодарском крае действует Закон от 05 ноября 2002 года N 532-КЗ «Об Основах Регулирования Земельных Отношений в Краснодарском Крае». В нём устанавливаются нормы предоставления земельных участков гражданам для ведения животноводства — от 1000 квадратных метров до 2000 квадратных метров. В ст.12.1 закрепляется максимальный размер общей площади земельных участков (приусадебных и полевых), которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, занимающихся молочным животноводством и откормом крупного рогатого скота, — 2,5 гектара. Эти меры направлены на минимизацию экологических рисков от крупного животноводства.
Наряду с максимальной площадью земель в законодательстве регионов, для снижения неблагоприятных последствий для окружающей среды от животноводства, можно рассчитать, сколько голов скота будет экологически безопасно содержать на одном гектаре земли, в зависимости от вида скота (крупный рогатый скот, овцы, свиньи, птицы). Закрепить этот норматив на уровне законодательства субъекта Российской Федерации и контролировать его исполнение при ведении животноводческого хозяйства. Установление данного норматива на федеральном уровне предоставляется невозможным, из-за разных климатических условий и экологической обстановки регионов.
Поскольку любая антропогенная деятельность сопряжена с экологическими рисками, невозможен полный запрет природопользования. Законодатель может только возложить на природопользователя и лиц, деятельность которых оказывает воздействие на окружающую среду, обязанность по осуществлению природоохранных мер. В тоже время, возложение на сельхозпроизводителя значительных природоохранных обязательств невозможно, так как бремя несения этих обязательств предполагает большие финансовые затраты, что повлечет за собой снижение рентабельности отрасли в целом. Сельскому хозяйству и так свойственна низкая рентабельность, а снижая ее, мы получим отток сельхозпроизводителей, что повлечет подрыв продовольственной безопасности, негативно скажется на экономике страны, приведет к упадку сельскохозяйственных регионов России.
Сельское хозяйство — основная отрасль экономики. Главная его цель — удовлетворение потребностей населения в питании, промышленности в сырье. Проблемы в этой сфере приводят к социальной напряженности и нестабильности в обществе, упадку здоровья населения, поэтому его развитие законодательно регулируется государством во всех странах. Несмотря на уменьшение доли сельского хозяйства в мировом ВВП, оно продолжает играть значительную роль в развитии мировой экономики и жизни общества. Сельское хозяйство обеспечивает большое количество рабочих мест, отвечает за продовольственную безопасность страны, оно является базовой отраслью экономики государства, без которой эффективное развитие других отраслей будет невозможно.
Как показал проведенный в работе анализ, государство двигается в сторону поддержки сельскохозяйственного производства, но данных шагов пока недостаточно. На данный момент остается достаточно неурегулированных законодателем вопросов, по поводу животноводства. Также, существуют вопросы, требующие усиленного контроля за соблюдением законодательства. Поддержать сельхозпроизводителя государство может не только законодательно, но и материально, выделяя субсидии на снижение экологических рисков, строя необходимые коммуникации и сооружения для производителя. Также субъекты Российской Федерации должны посильно помогать производителю с учетом специфики своего региона, принимая нормативно правовые акты для снижения экологических рисков.
Литература:
- Экология и экономика: сокращение загрязнения атмосферы страны [Электронный ресурс] // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. — Электрон. дан. — URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/14132.pdf (дата обращения: 11.06.2020).
- Исследования рынка [Электронный ресурс] // Росконтроль. — Электрон. дан. — URL: https://roscontrol.com/category/produkti/ (дата обращения: 11.06.2020).
- Федеральный Классификационный Каталог Отходов [Электронный ресурс] // Эко-архитектура. — Электрон. дан. — URL: http://eko-a.ru/allwaste (дата обращения: 11.06.2020).
- Россия в цифрах [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — Электрон. дан. — URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf (дата обращения: 11.06.2020).
- Бюллетени о состоянии сельского хозяйства [Электронный ресурс] //Федеральная служба государственной статистики. — Электрон. дан. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1265196018516 (дата обращения: 11.06.2020).