В статье обосновывается необходимость создания системы отраслевого государственного управления агропромышленным комплексом, разработки и принятия ряда нормативных правовых актов, которые позволят завершить в основном формирование целостной системы аграрного законодательства Российской Федерации и устранить пробелы действующего законодательства.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственное управление, аграрная политика, аграрное законодательство, сельское хозяйство, агропромышленное производство.
Российский агропромышленный комплекс (АПК) в современных условиях — это комплекс, включающий ряд отраслей экономики среди которых выступает сельское хозяйство, отрасли промышленности и другие отрасли, которые обеспечивают производство, переработку и получение из сельскохозяйственного сырья продукции, а также транспортировку и поставку ее потребителям. В агропромышленный также входят предприятия промышленности, обеспечивающие поставку необходимой техники для выращивания и переработки сельхозпродукции, а также строительные организации и те отрасти, которые реализуют переработку, заготовку, хранение и доставку продукции (мукомольные заводы, элеваторы, хлебо- и мясокомбинаты, маслоперерабатывающие, консервные и другие предприятия). Сюда же относятся научно-исследовательские институты и научно-практические центры.
Одной из важнейшей частью экономики нашей страны является агропромышленный комплекс, центром которого выступает сельское хозяйство. Министерство сельского хозяйства РФ представляет собой орган государственного управления, который регулирует развитие агропромышленной сферы и отвечает за контроль деятельности значительной части агропромышленного комплекса.
Развитие сферы агропромышленного комплекса на сегодня рассматривается как одно из ведущих национальных проектов. Таким образом, можно сказать о том, что в данной сфере существует множество серьезных проблем, которые требуют определенных решений, в том числе и на законодательном уровне, но с другой стороны, решение возникших проблем приведет к появлению новых подходов, которые будут направлены на формирование аграрной политики государства и определение необходимых направлений воздействий на процессы в сфере агропромышленного комплекса.
Обратимся к понятию аграрная политика — это осуществляемые государством меры по увеличению сельскохозяйственного производства, созданию условий для эффективной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, социальному развитию села [7]. Производство продовольствия и обеспечения им населения это один из важнейших вопросов, когда мы говорим об агропродовольственной политике страны. Также, затрагивая этот вопрос, необходимо учитывать аспект обеспечения продовольственной безопасности.
Заметим тот факт, что от экономики страны зависит уровень продовольственной безопасности. Необходимо развивать меры, в том числе и законодательные, которые будут способствовать решению проблем в данной области и в вопросе об экономической доступности продуктов питания, а также находить пути для снижения цен на продовольствие, за счет уменьшения затрат на перевозку, числа перекупщиков, торговых и других накруток, а также введение дотаций на некоторые продукты, введение сети социальных магазинов и увеличение социальных выплат.
Исходя из этого, можно отметить, что вопросы обеспечения потребностей населения страны сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства, а также повышение уровня жизни сельского населения требуют внимания к развитию аграрного законодательства.
Правовой основой функционирования российского агропромышленного комплекса являются те законодательные и нормативные правовые акты, которые на сегодняшний день определяют экономико-правовое регулирование сельскохозяйственной деятельности, а также ориентированы на стабилизацию и инновационное развитие российского аграрного сектора, и обеспечение продовольственной безопасности государства:
‒ федеральные законы № 264-ФЗ от 29.12.2006 года «О развитии сельского хозяйства» [1]; № 29-ФЗ от 2.01.2000 года «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [2];№ 184-ФЗ от 27.12.2002 года «О техническом регулировании» [3];
‒ № 381-Ф3 от 28.12.2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» [4]; Доктрина продовольственной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ № 120 от 30.01.2010 года [5];
‒ государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ 3717 от 14 июля 2012 года; — иные федеральные законы и подзаконные акты, прямо или опосредованно регулирующие отношения в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также законы и нормативные правовые акты субъектов РФ.
Базисным актом аграрного законодательства часто называют Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [1], в котором закреплены основные направления и меры по реализации государственной аграрной политики как одной из составных частей государственной социально-экономической политики, которая направлена на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. В данном акте раскрываются основные понятия в сфере сельского хозяйства, сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственного товаропроизводителя, рынка сельскохозяйственной продукции.
Тем не менее, следует заметить, что данный нормативный правовой акт не регулирует весь спектр отношений, складывающихся в области сельского хозяйства, и не охватывает всех направлений его развития.
Что касается направлений в сфере экологии, то следует отметить, что при экономическом росте сельскохозяйственного производства ухудшается ряд экологических показателей. Таким образом, экологическая ситуация обостряется в случае роста экономики любой страны и данной проблемой не стоит пренебрегать. Проблема неполноты правового регулирования по экологическим вопросам деятельности предприятий приводит к тому, что некоторые предпочитают сэкономить на экологически чистом производстве.
Стоит отметить тот факт, что требуются затраты для таких процессов, которые требуют экологизации, но это противоречит интересам экономики определенных предприятий. Та система выплат, которая существует в настоящий момент отстает от требований, которые необходимы на сегодняшний день, а именно что касается размеров штрафов, то можно сказать, что они не соответствуют тому уровню ущерба, который наносится окружающей среде.
Что касается факторов негативного влияния на окружающую среду, то здесь такое влияние, может проявлять процесс эксплуатации сельскохозяйственной техники. Данный процесс приводит к выбросам в атмосферу отработанных газов, загрязнению водных ресурсов отходами сельскохозяйственной деятельности, загрязнению почвенных ресурсов топливом и другими материалами, а также жидкостями, которые применяются в гидросистемах и системах охлаждения двигателей, а также ухудшению показателей почвы после воздействия комбайна, которые потом сопровождаются образованием колеи и опасных частиц.
Таким образом, экoлoгизaция сельскохозяйственного производства предполагает модернизацию и усовершенствование технологических способов в целях поддержания экономии природных ресурсов, максимального сокращения вредных выбросов и рациональную организацию сбора и утилизацию отходов производственной деятельности АПК. Необходимость решения экологических проблем в значительной степени стимулирует процесс технического перевооружения предприятий, модернизацию оборудования.
Сельскохозяйственное производство (растениеводство, животноводство) является одним из производств, негативно влияющих на окружающую среду. Основными проблемами сельского хозяйства во взаимодействии с окружающей средой, являются:
1) на земельные (развитие эрозии, уплотнение почвы из-за воздействия устаревшей и тяжелой техники, загрязнение вредными химическими веществами, перевыпас животных);
2) на водные ресурсы (загрязнение пестицидами и минеральными удобрениями, загрязнение животноводческими стоками, забор воды для орошения);
3) на воздух (загрязнение от животноводческих ферм).
Для того, чтобы преодолеть проблемы, связанные с негативным влиянием на окружающую среду, сопровождающие земледелие, необходимо применять почвозащитные и мелиоративные системы земледелия, а это невозможно или затруднено без использования удобрений, мелиоратов и пестицидов. Для решения проблем, стоит обратить внимание на создание и развитие научно-технических, организационно-технологических и других предпосылок, которые будут способствовать эффективному использованию агрохимических средств интенсификации земледелия. Даже при незначительных объемах применения пестицидов последствия оказываются негативными и существенными. Такое явление прослеживается даже в развитых странах, а также случаи отравлений людей пестицидами. Там же прослеживается развитие применения пестицидов в пищевые цепи, загрязнение ими источников питьевой воды и развитие устойчивости многих вредных организмов.
Что касается экологических проблем животноводства, то тут можно отметить, что существует проблема утилизации отходов животноводства, например, навоз, который имел значимость ценного удобрения, обернулся как один из источников загрязнения окружающей среды.
Не стоит забывать о том, что существует проблема, заключающаяся в скоплениях навоза, загрязнение почв нитратами и микробами, загрязнение поверхностных и грунтовых вод, воздуха, вызываемые, животноводческими комплексами и фермами промышленного типа.
Одна из важных задач, на которую стоит сделать акцент, это создать необходимые гигиенические условия в животноводческих помещениях и устранить действия, которые могут негативно влиять на окружающую природную среду, а также контролировать деятельность в сфере промышленного животноводства для поддержания экологического равновесия в окружающей среде.
Затрагивая вопрос об утилизации органических отходов, который стоит перед работниками сельскохозяйственных предприятий, стоит заметить, что использование продуктов жизнедеятельности (навоз и помет) без первоначальной обработки является недопустимым, так как существует вероятность наличия патогенных микроорганизмов и др. Например, использовать сырой свиной навоз и птичий помет удается крайне редко, так как необходимо большое количество времени для появления и развития микроорганизмов, которые помогают разлагать органическое вещество. При правильном подходе к решению данной проблемы, а также учитывая объемы скапливания навозных и пометных масс, стоит задуматься о том, как возможно получать дополнительную прибыль при превращении определенного хозяйства в безотходные производства, не нося тем самым ущерба окружающей среде.
Еще одной угрозой хозяйствующей деятельности в сфере агропромышленного комплекса выступает угроза загрязнения территорий и земель, находящихся в границах особо-охраняемых природных территориях, так как не всегда при возведении животноводческих комплексов соблюдаются нормы законодательства санитарных зон. В качестве примера, можно привести следующий: жители участков Подмосковье (Курская область) выступают против планов по строительству свинокомплекса на 180 тыс. голов. Экологи обратили внимание на то, что комплекс будет находиться по соседству с заказником областного значения и реками, впадающими в Оку. Жители направили в различные инстанции около 40 подобных писем с протестами против проекта. В обращении местных жителей к депутатам Госдумы говорилось, что основная задача таких свинокомплексов — переработка навоза: они подсчитали, что только свиноматки, число которых по проекту составляет 6 тыс. голов, в месяц могут производить около 2 тыс. тонн отходов [8]. На данный момент ведутся работы по разрешению сложившейся проблемы.
Обратимся к материалам судебной практики: в Ленинский районный суд г.Владимира обратились гражданка Балаева Е. Н. и гражданин Однодворкин В. В. с иском с учетом уточнений к индивидуальному предпринимателю (далее — ИП) Авакяну Б. Р., обществу с ограниченной ответственностью «Борисовское», ООО «Давитдин-Бекон» об установлении факта нахождения их жилых домов в 500-метровой санитарно-защитной зоне (далее — СЗЗ) свинофермы ИП Авакяна Б. Р., о прекращении животноводческой деятельности на объекте капитального строительства «свиноферма по производству до 10.000 голов в год по замкнутому циклу по адресу Владимирская область, Петушинский район, д.Родионово», и компенсации им морального вреда в размере — по.... рублей каждому. Суть заключалась в том, что в обоснование иска было указано, что в нарушение требований СанПиН о необходимости наличия санитарно-защитной зоны шириной не менее 500 метров от свинофермы до жилой застройки, ответчиком Авакян Б. Р. в нарушение требований комплекс размещен всего в 70 метрах от ближайшего дома. Деятельность ответчиков напрямую связана со свежим свиным навозом, который относится к отходам 111-ей степени опасности, поэтому в соответствии с п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» на данную деятельность требуется получение лицензии. Однако ответчики в нарушение закона занимаются животноводческой деятельностью без таковой. Кроме того, нарушая экологическую безопасность и все допустимые нормы ответчики ежедневно сливают свежий свиной навоз на поля около близлежащих деревень, что отрицательно влияет не только на экологическую обстановку в районе, но и на экологическое благополучие истцов. Суд решил исковые требования Балаевой Е. Н. и Однодворкина В. В. удовлетворить частично:
приостановить в течение 10 дней по вступлению решения в законную силу животноводческую деятельность Индивидуального предпринимателя — Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Авакяна Б. Р. и Общества с ограниченной ответственностью «Борисовское», проводимую в репродукторах № 1 и № 3, и зданиях откорма № 1 и № 2 свинофермы, расположенной в дер. Родионово, Петушинского района Владимирской области, до получения положительного заключения государственной экспертизы на расширение фермы и увеличения поголовья свиней.
А также взыскать с Индивидуального предпринимателя Авакяна Б. Р. и Общества с ограниченной ответственностью «Борисовское» солидарно компенсацию морального вреда в пользу Балаевой Е. Н. –.... рублей, в пользу Однодворкина В. В. –.... рублей.
В остальной части иска Балаевой Е. Н. и Однодворкину В. В. отказать [9].
Таким образом, несмотря на то, что существует достаточно большой массив нормативно-правовая база регулирующей вопросы, касающиеся сельского хозяйства, существует ряд проблем в сфере экологизации агропромышленного комплекса в целом.
Сельскохозяйственная деятельность человека оказывает негативное воздействие на состояние окружающей среды, следовательно, необходимо создать нормативно-правовой акт, регулирующий не только экономическую составляющую агропромышленного комплекса, но и направленную на развитие агроэкологии.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) «О развитии сельского хозяйства» (ред. от 28.12.2017) // Российская газета, № 2, 11.01.2007.
- Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Российская газета, № 5, 10.01.2000
- Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О техническом регулировании» // Российская газета, № 245, 31.12.2002
- Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Российская газета, № 253, 30.12.2009
- Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 февраля 2010 г. № 5 ст. 502
- Палладина М. И. Аграрное право. Учебное пособие. М.: 2011. С.146
- Минина Е. Л. «Законодательное обеспечение аграрной политики в России»// Журнал российского права, № 5, май 2006 г.// Информационно-правовой портал «Гарант»: [сайт].URL: http://base.garant.ru/5261548/ (дата обращения: 26.01.2018).
- «Комерсант.ru» //Интернет-журнал: [сайт]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3526879 (дата обращения: 26.01.2018).
- «Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт) "// Интернет-ресурс: [сайт]. URL: http://sudact.ru/regular/doc/1H01JQ63ajZT/ (дата обращения: 26.01.2018.)