Государственное регулирование социально-экономических проблем агропромышленного комплекса
Вопросы эффективности государственного регулирования социально-экономических проблем агропромышленного комплекса для современной России приобретают особое значение, поскольку данная отрасль обеспечивает основные пищевые потребности населения, поэтому выявление и осмысление основных направлений государственной поддержки и правового регулирования данной сферы, представляется перспективной и жизненно важной задачей.
Ключевые слова: правовое регулирование, социально-экономические проблемы, агропромышленный комплекс, государственное регулирование, стратегия.
Аграрный сектор в настоящее время следует отнести к приоритетным отраслям развития российского государства, который претерпевает системный и затяжной экономический кризис. При этом множество проблемных вопросов социального и экономического характера агропромышленного комплекса (АПК) до сих пор не решены на федеральном уровне. Однако представляется вполне очевидным, что именно своевременные и эффективные меры государственного регулирования назревших проблем АПК могут оказать действенную помощь в преодолении кризисного рубежа в аграрной сфере.
Следует отметить, что на данный момент потенциал российского АПК не реализуется даже на половину, поскольку сельскохозяйственные ресурсы используются далеко не полностью. Представляется, что АПК мог бы приносить больше дохода, чем добыча нефти и газа. При этом, учитывая высокий потенциал занятости, который может обеспечить сельское хозяйство, развитие АПК помогло бы решить проблему безработицы и бедности в России. Также рациональное использование АПК могло бы не только избавить население страны от необходимости потреблять некачественные продукты питания, но и позволить укрепить и стабилизировать российскую экономику.
Считаю целесообразным в данном контексте отметить некоторые особо острые социально-экономические проблемы АПК, которые требуют соответствующего государственного регулирования.
1. Одной из таких проблем является неразрешенная проблематика, связанная со вступлением Российской Федерации в ВТО, которое нанесло весомый ущерб сельхозпроизводителям и повлекло резкое ужесточение конкуренции. В этой связи, на правовое регулирование возлагаются задачи обеспечения экономически обоснованной и выгодной конкуренции, минимизации потерь, а также обеспечения формирования и реализации аграрной политики, направленной на повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Специалисты в данной области обосновывают, что эти задачи можно разрешить при условии определения тех отраслей, которые более других нуждаются в оказании государственной поддержки и стимулировании, а также отраслей-моторов, которые могут обеспечить интенсивный рост всего АПК [1].
2. Следует также отметить, что в данный кризисный период не получают должной государственной поддержки малые и средние предприятий АПК. Данное утверждение основано на том, что многие из них оказались на грани банкротства или прекратили свое существование. Кроме этого, особая государственная поддержка необходима и регионам с неблагоприятным климатом, к которым фактически относится значительная часть российского государства. Поэтому, важнейшими направлениями поддержки АПК в новых правовых условиях хозяйствования является дальнейшая работа по снятию (уменьшению) все еще значительного числа административных барьеров, которые существенно затрудняют темпы развития АПК, а также принятия соответствующих мер государственной поддержки мелкого и среднего бизнеса в сфере АПК, особенно в климатически неблагоприятных регионах. Государственное регулирование указанных проблемных аспектов может быть реализовано посредством принятия единого правового акта программно-стратегического характера.
3. Общеизвестно, что Президент России запретил ввоз сельхозпродукции, сырья и продовольствия из тех стран, которые ввели санкции против России. По мнению одних экспертов подобные меры могут оказать положительное влияние на развитие АПК, другие же считают, что наказывая западных партнеров, пострадает в первую очередь АПК. Это обусловлено зависимостью России от внешнего рынка, поскольку, например, трактора, с помощью которых собрали рекордный урожай в 2014 году, преимущественно американского происхождения, а производство сельхозтехники в России по-прежнему не развивается. Поэтому в данном ключе, считаю рациональным предусмотреть на государственном уровне возможность сельскохозяйственным производителям лоббировать продление запрета на ввоз западной сельхозпродукции до пяти или десяти лет. В данном случае у АПК имеются конкретные позитивные перспективы. Но и данный аспект не лишен проблем, так предполагается, что вместо западных товаров российский рынок может заполнить продукция из развивающихся стран, которая также будет «досаждать» отечественным производителям и тормозить развитие АПК. Поэтому считаю, что только предоставление права ‒ продления срока санкций против западных конкурентов будет недостаточным, необходимо еще и жесткое рациональное квотирование импорта из развивающихся стран, чтобы их продукция физически не могла заполнить российский рынок.
В результате чего, видится необходимым на государственном уровне предусмотреть решения рассмотренных проблемных аспектов в соответствующем правом документе, который мог бы своевременно и эффективно разрешать сложные социально-экономические аспекты АПК.
4. Также представляется открытым вопрос о балансе экономических и правовых методов регулирования сферы АПК [2]. Здесь речь идет о поиске формулы правильного сочетания экономических и правовых (административных) методов государственного регулирования проблем АПК. В данном случае было бы вполне разумно разработать эффективные и своевременные меры правового регулирования социально-экономического характера, основанные как на теоретическом, так и практическом исследовании АПК.
Данные аспекты могут быть предусмотрены посредством принятия соответствующей стратегии, направленной на решение социально-экономических проблем АПК на всех уровнях государственной власти, которая будет бороться с кризисными явлениями в данной области (подобные правовые акты в настоящее время принимаются и реализуются [3]).
В рамках принятия и реализации стратегии, направленной на решение социально-экономических проблем АПК, представляется возможным учесть все изменения и особенности российского АПК в кризисный период, а также выработать своевременные эффективные меры государственной поддержки АПК. Поэтому считаю, что наиболее приемлемым для решения социально-экономических проблем АПК является именно принятие соответствующей стратегии, которая позволит АПК не только устоять в период кризиса, но и разработать основные направления его развития.
Литература:
- Городецкая Е.А. Направления совершенствования административно-правового регулирования агропромышленного комплекса России // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2013. № 4. С. 46 - 50.
- Козырь М.И. Правовые проблемы развития агропромышленного комплекса России // Журнал российского права. 2010. № 4. С. 28 - 37.
- Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2012г. № 559-р // Собр. законодательстваРос. Федерации. 2012. № 18. Ст. 2246.