Тесная связь экономической безопасности с социальной политикой страны обусловлена тем, что экономическая безопасность представляет собой совокупность внешних и внутренних условий, которые способствуют динамичному росту национальной экономики и ее способности удовлетворять потребности индивида, общества, государства, гарантировать защиту от различного рода потерь и угроз.
В работе рассматривается влияние развития социальной политики на экономическую безопасность Калининградского региона, описаны основные функции социальной политики и её значимость. Приведены составляющие экономической безопасности Калининградского региона и показано влияние социальных угроз на его экономическую безопасность.
Ключевые слова: социальная политика, экономическая безопасность региона, социально-экономическое развитие, национальные приоритеты, развитие экономики, человеческий потенциал, направления развития, уровень жизни, состояние защищенности, социальные вызовы и угрозы, социально-экономические индикаторы, качество жизни.
The close connection of economic security with the social policy of the country is due to the fact that economic security is a set of external and internal conditions that contribute to the dynamic growth of the national economy and its ability to meet the needs of the individual, society, and the state, to guarantee protection from various types of losses and threats.
The paper examines the impact of the development of social policy on the economic security of the Kaliningrad region, describes the main functions of social policy and its significance. The components of the economic security of the Kaliningrad region are presented and the influence of social threats on its economic security is shown.
Keywords: social policy, economic security of the region, socio-economic development, national priorities, economic development, human potential, directions of development, standard of living, state of security, social challenges and threats, socio-economic indicators, quality of life.
Для российского государства обеспечения экономической безопасности занимает особое место в системе национальных проблем. Это обусловлено тем, что поддержание политической, экономической и социальной стабильности государства отнесены к числу базисных интересов. Реализация важнейших национальных интересов государства возможна только на основе устойчивого развития экономики. Экономическая безопасность служит основой жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости и представляет собой сложное, многогранное социально-экономическое явление, отражающее комплекс динамичных условий материального производства [7].
Социальная политика представляет собой систему мероприятий, которые государство предпринимает для поддержания социальной и экономической стабильности в обществе, обеспечения правовой защиты и повышения уровня жизни населения [4]. Важнейшими признаками социальной политики государства являются социальная справедливость, социальное равенство, социальное партнерство, максимизация прожиточного уровня, оперативная реакция правительства на социальные последствия экстренных ситуаций, соблюдение законов, опора на общественное мнение.
При проведении оценки, характеризующей воспроизводство человеческого потенциала в России как одного из показателей стабильности социальной политики, можно сделать вывод, что Правительству РФ в данной области необходимо задействовать все возможные направления повышения показателей в данной области.
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года учитывает реализацию и влияние на основные макроэкономические параметры комплекса мер, реализованных в период 2018–2024 гг., направленных на достижение национальных целей развития, установленных Указом Президента Российской Федерации от № 204 [1].
Основными направлениями развития социальной политики РФ озвучены следующие:
Реализация денежно-кредитной политики в рамках режима инфляционного таргетирования;
Мониторинг рисков финансовой стабильности и ее поддержание;
Изоляция ключевых внутренних экономических параметров от волатильной внешнеэкономической конъюнктуры и создание условий для устойчивого экономического роста;
Ограничение темпов роста цен на услуги естественных монополий уровнем инфляции;
Ускорение потенциальных темпов роста российской экономики до уровня около 3 %;
Обеспечение доли инвестиций в ВВП на уровне 26–27 %, что влечет за собой постоянное технологическое обновление основных средств;
Ускорение роста производительности труда в целом по экономике будет ускоряться в период до 2024 г. (в первую очередь за счет опережающего роста производительности труда в базовых несырьевых секторах);
Рост численности занятых и структурное снижение уровня безработицы в отдельных регионах;
Реальный и устойчивый темп роста заработных плат близко к темпам роста производительности труда;
Индексация страховых пенсий по старости выше инфляции;
Вовлеченность России в мировую экономическую систему (в том числе — в международную торговлю).
В рамках соответствующих государственных программ следует продолжать развитие федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, а также закрепить положительные результаты демографической политики, достигнутые во многом благодаря реализации национального проекта «Здоровье» [5].
Проведя анализ и оценку активной социальной политики России в период до 2020 года можно сделать вывод о том, что ее экономическая эффективность растет год от года и в целом проводимые мероприятия можно характеризовать как положительные и эффективные, что приводит к увеличению уровня жизни населения РФ.
Высшей целью социальной политики был и остается неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, всестороннее развитие человека, личности [6], сближение социальной политики с экономической.
Экономическая безопасность Калининградского региона подразумевает состояние защищенности экономики региона от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается экономический рост, развитие высокой конкуренции и улучшение жизни населения. Важным фактором в обеспечении экономической безопасности региона является эффективная социальная политика, эффективность которой напрямую зависит от средств, выделяемых на ее реализацию, в то время как размер бюджетных средств зависит от эффективной работы сфер экономики региона.
Понятие «социальная политика» можно трактовать как совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения [2]. Формируя социальную политику, государство осуществляет законотворческую деятельность и разрабатывает механизмы социальных гарантий; социальная же политика региона — это его деятельность, направленная на регулирование социально-экономических условий жизни общества в данном регионе. Характеристикой успешности социальной политики является результативность мероприятий, проведенных для регулирования социальной сферы, иными словами, соответствие полученного результата поставленным целям.
Функции социальной политики — обеспечение социальной безопасности и устойчивости общества, обеспечение политической устойчивости власти, формирование эффективной системы распределения экономических ресурсов, обеспечение высокого уровня социальной защищенности населения. Экономическая сущность социальной политики играет важную роль в создании условий для реализации и наращивания потенциала общества с целью повышения экономической безопасности страны, а также Калининградского региона.
Составляющими экономической безопасности Калининградского региона выступают достаточность всех видов ресурсов, благонадёжное состояние финансово-бюджетной и кредитной системы, постоянный кругооборот капитала, уровень жизни, демография, средняя и минимальная заработная плата и пенсии в сравнении с прожиточным минимумом, потребление важнейших видов продовольствия, обеспеченность товарами длительного пользования, правовая защищенность различных форм собственности, состояние инфраструктуры, экология и окружающая среда, уровень преступности.
Социальные вызовы и угрозы, влияющие на экономическую безопасность региона:
В области демографии: высокая смертность населения и низкая рождаемость, высокий уровень миграции населения, высокая доля граждан пенсионного возраста, низкий уровень благосостояния, сокращение трудовых ресурсов; сокращение ВРП, снижение инвестиционной привлекательности региона, большие затраты на содержание граждан пенсионного возраста.
В области рынка труда: высокий уровень безработицы, миграция квалифицированных специалистов в более привлекательные регионы, отсутствие возможности переквалификации специалиста, снижение экономического потенциала региона, рост нехватки необходимых специалистов.
В области образования: снижение качества образования, снижение количества филиалов вузов, уменьшение бюджетных мест в вузах, снижение экономического потенциала региона, неудовлетворенность предприятий в спросе на квалифицированные кадры, рост численности неквалифицированных специалистов.
В области уровня и качества жизни граждан: высокая дифференциация населения по доходам, низкий уровень средней заработной платы, высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, большие социальные затраты государства и региона для поддержания достойного уровня жизни граждан, снижение привлекательности региона, увеличение долговых обязательств у населения, и, как следствие, снижение спроса на рынке.
Одной из основных целей государства и Калининградского региона является проведение социальной политики для улучшения социальной сферы и поддержание, таким образом, экономической безопасности Калининградского региона в и страны в целом [3].
Таким образом, основной целью социальной политики на уровне Калининградского региона является улучшение социально-экономических условий жизни граждан, и, тем самым, повышение экономической безопасности региона. Необходимо осуществлять периодический анализ результатов проведения социальной политики с помощью социально-экономических индикаторов, чтобы оценить эффективность её реализации.
Актуальность проведения социальной политики заключается в том, что она направлена на поддержание достойного качества и уровня жизни населения. Социальная политика осуществляется через социальную направленность экономики, ее модернизацию, при которой обеспечивается социальная устойчивость и стабильность всех членов общества в условиях повышения уровня и качества жизни.
Литература:
1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Волгин Н. А. Социальная политика: Учебник. — М.: Изд-во «Экзамен». –2018. — 736 с.
- Градусова В. Н. Уровень жизни населения как индикатор эффективности социально- экономической политики // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. –2019. — № 2–1; Лыкова О. А. Критерии и пути достижения эффективности социальной политики // Инженерный вестник Дона. — 2015. — № 4 (38). — С. 49.
- Долгин А. Экономика символического обмена / А. Долгин. — М.: изд — во «ФНИ «Прагматика культуры», 2017. — 640 с. − ISBN 5–98392–010–3
- Макареня Т. А., Бердник Н. А. Некоторые аспекты формирования стратегии социальной политики / Т. А. Макареня, Н. А. Бердник. — Известия Южного федерального университета. — 2020. − № 8(133). — С. 94–100
- Региональная экономика: Учеб. пособие / под ред. М. В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, Изд-во Рос. экон. акад., 2020. — С. 15–16.
- Фирсова О. А. Экономическая безопасность предприятия: учебно-методическое пособие. Орел: МАБИВ, 2018. 220 с.