Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Ключевые проблемы правового регулирования экологических правоотношений

Научный руководитель
Юриспруденция
29.11.2025
10
Поделиться
Библиографическое описание
Илларионов, М. О. Ключевые проблемы правового регулирования экологических правоотношений / М. О. Илларионов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 223-225. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130710.


В условиях бурного промышленного роста защита природы становится ключевым вопросом, и экологические правоотношения, регулируемые законодательством, играют важную роль во взаимодействии участников при эксплуатации и охране природных ресурсов. Однако в этой сфере существует множество проблем, таких как пробелы в законодательстве, низкая эффективность правоприменительных инструментов и недостаточное участие общества, что затрудняет обеспечение экологической безопасности и устойчивого развития. Статья нацелена на изучение основных проблем правового регулирования экологических правоотношений и поиск возможных путей их решения в рамках современного законодательства.

Одной из основной проблем является наличие недостаточно разработанных правовых норм в области экологии, так сказать «пробелы». В некоторых случаях действующее законодательство не охватывает все аспекты экологической сферы, что приводит к правовой неопределенности и усложняет правоприменение. Например, в ряде стран отсутствуют четкие нормы, касающиеся сохранения биоразнообразия, защиты редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, а также контроля за редкими видами растений и животных. Мы рассмотрим действующее российское законодательство.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» цель, которого охрана окружающей среды. Защищает природные ресурсы, минимизирует злоупотребления в сфере природопользования, противодействие нарушению экологических прав граждан. Но в данном акте содержится спорные моменты и противоречия. Ст. 16 данного Федерального закона «Плата за негативное воздействие на окружающую среду» принуждает физические или юридические лица оплачивать причиненный ущерб природе в виду своей деятельности [1].

Это положение в личной формулировке имеет исключительно благие планы, но на практике коммерческим организациям выгодно платить восстановительные вклады. Следует также остановиться на ст. 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 ФЗ № 195. Необходимо расширить оглавление методом расширения специальных оснований внедрения административного взыскания — по причине непредоставления природной информации и отказа от ее предоставления. Ввиду этих изменений возможно усиление мер административной ответственности за нарушение закона в области экологической информации [2].

Одной из причин проблем в экологическом законодательстве является отставание от быстрого прогресса науки и технологий. Устаревшие нормы не успевают учитывать новые угрозы, такие как климатические изменения и распространение пластика, что создает сложности с регулированием новых технологий и методов утилизации отходов. Это замедляет принятие необходимых законодательных актов для защиты природы. Также отсутствует должная координация между государственными учреждениями, что приводит к дублированию функций и конфликтам интересов, усугубляющим экологические проблемы. Нехватка ресурсов для проверок, коррупция и недостаточное финансирование экологических инициатив позволяют предприятиям обходить стандарты, нанося ущерб экосистеме и здоровью людей. Для решения этих вопросов необходимо обновление законодательства, внедрение новых технологий и активное участие граждан и общественных организаций, что обеспечит надежную правовую основу для защиты окружающей среды и устойчивого развития [3].

Изучение практики применения экологических законов показывает, что экологическое право в России фрагментировано и не систематизировано, что приводит к конфликтам при его применении. Многие регионы имеют свои кодифицированные акты, однако они часто дублируют федеральные нормы и не учитывают местные особенности. Поэтому целесообразно начать модернизацию экологического законодательства с принятия Экологического кодекса Российской Федерации, хотя это затруднено отсутствием регулирования важных аспектов охраны окружающей среды на федеральном уровне. К примеру, до сих пор не принят федеральный закон «Об охране почв», и субъекты Федерации пытаются решить эту проблему через региональные законы, что подчеркивает необходимость комплексного подхода к экологическому законодательству [4].

Улучшение правового регулирования экологических правоотношений в России требует комплексного подхода, направленного на адаптацию законодательства к современным вызовам и более эффективное исполнение существующих норм.

Для эффективной охраны биоразнообразия и управления отходами необходимо внедрять новые технологии, минимизировать вредные выбросы и создать межведомственные комитеты для обеспечения целостного подхода к экологии. Ужесточение мер ответственности и создание независимых контрольных органов повысят уровень соблюдения стандартов, в то время как платформы для открытых данных обеспечат доступ к информации о состоянии окружающей среды. Важным шагом также станет поддержка «зеленых» технологий и внедрение программ экологического образования, что повысит экологическое сознание населения. Комплексный подход к правовому регулированию экологических правоотношений, включающий координацию между государственными органами и активное участие общества, позволит создать условия для устойчивого развития, улучшить качество жизни и защитить природные ресурсы для будущих поколений. Важно развивать механизмы общественного контроля и вовлекать граждан в процесс принятия экологических решений. Поддержка местных инициатив по защите природы создаст основу для коллективного действия и ответственности, что приведет к более гармоничному сосуществованию человека и природы. Сотрудничество с научными учреждениями и неправительственными организациями поможет в разработке рекомендаций по улучшению экологической ситуации. Внедрение международных стандартов в охране окружающей среды позволит России интегрироваться в глобальные усилия по борьбе с экологическими проблемами.

Литература:

  1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. 2002. № 6.
  2. Анисимов Д. В., Долгов С. Ф. Проблемы и пробелы экологического законодательства // E-Scio. 2021. № 9 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-probely-ekologicheskogo-zakonodatelstva (дата обращения: 09.11.2025).
  3. Баймухамедова Р. З. Проблемы реализации экологического законодательства в Российской Федерации // Мировая наука. 2021. № 6 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-ekologicheskogo-zakonodatelstva-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 09.11.2025).
  4. Оль, Е. М. Проблемы экологического законодательства и их влияние на реализацию экологических прав человека / Е. М. Оль, О. И. Богданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 110–112. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58232.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 223-225):
Часть 4 (стр. 209-275)
Расположение в файле:
стр. 209стр. 223-225стр. 275

Молодой учёный