Анализ юридических инструментов и механизмов охраны окружающей среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 25.05.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Шарапова, Л. С. Анализ юридических инструментов и механизмов охраны окружающей среды / Л. С. Шарапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 616-617. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114710/ (дата обращения: 16.12.2024).



В условиях усиливающегося разрушения экосистем, исчезновения видов и загрязнения окружающей среды, проблема сохранения природных ресурсов и биоразнообразия приобретает первостепенное значение для будущего человечества. Обеспечение устойчивого развития и благополучия общества требует разработки и применения действенных правовых инструментов, способных защитить окружающую среду и обеспечить рациональное использование природных богатств.

Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации [1]: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Правовая охрана природы в России осуществляется посредством комплекса юридических мер, включающего:

Правовое регулирование: установление норм и правил использования, сохранения и восстановления природных ресурсов.

Институциональное обеспечение: организация обучения и подготовки специалистов, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранной деятельности.

Экологический контроль: проверка соблюдения требований природоохранного законодательства.

Юридическая ответственность: привлечение к ответственности лиц, нарушающих природоохранное законодательство.

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: «природная среда (далее также — природа) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов» [2];

Одним из основных юридических инструментов охраны природных ресурсов является законодательство. Национальные законы и международные соглашения определяют правовые рамки для регулирования деятельности, направленной на охрану природы. Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся Конституция РФ, Федеральные законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. В числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения.

В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [2].

Законодательство запрещает деятельность, наносящую вред окружающей среде, такую как незаконная вырубка лесов, добыча полезных ископаемых без соответствующего разрешения, загрязнение водоемов и другие виды негативного воздействия.

Формирование экологической культуры населения, включая воспитание и образование, играет ключевую роль в охране окружающей среды. Экологическое воспитание, являясь неотъемлемой частью общего процесса формирования личности, способствует развитию экологического сознания и ответственного отношения к природе.

Экологическое воспитание дополняется экологическим образованием. Эколого-правовое образование является самостоятельным направлением в обязательной составляющей экологического образования в целом, выступает как обязательная часть юридического образования [4].

Для усиления защиты биоразнообразия необходимо внедрять механизмы, поощряющие рациональное использование природных ресурсов. Одним из таких механизмов являются платежи за экосистемные услуги, позволяющие оценить вклад природы в благосостояние общества и компенсировать его. Кроме того, налоговые льготы для предприятий, соблюдающих экологические стандарты, стимулируют развитие экологически чистого производства.

Так, предприятие вправе ежеквартально уменьшать исчисленную сумму экологического налога на сумму освоенных капитальных вложений на природоохранные мероприятия по следующим налогооблагаемым объектам [3]:

— за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

— за сброс сточных вод;

— за хранение, захоронение отходов производства.

Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей среды России. Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся: Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые предназначены выполнять только природоохранные функции.

Важным аспектом в области охраны природы является применение санкций за нарушение экологического законодательства. Эколого-правовая ответственность служит инструментом предупреждения правонарушений и поощрения соблюдения экологических норм. Строгость и неотвратимость наказания за действия, причиняющие вред природным экосистемам или загрязняющие окружающую среду, играют важную роль в предотвращении негативных последствий и обеспечении соблюдения природоохранных правил. Статья 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды [2].

Таким образом, исследование правовых инструментов и механизмов охраны природных ресурсов, биоразнообразия и устойчивого использования экосистем подчеркивает необходимость комплексного подхода к решению экологических проблем. Только объединив усилия граждан, организаций, общественных и научных сообществ, мы сможем сохранить природный баланс и обеспечить устойчивое развитие человечества.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // Собрание законодательства РФ. 14.01.2002. N 2. ст. 133.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 22.04.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024) // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. N 32. ст. 3340.
  4. Ударцева, О. В. Эколого-правовое образование в высшей школе / О. В. Ударцева // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. — 1999. — № 1. — С. 109.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, область охраны, природоохранное законодательство, природная среда, рациональное использование, Российская Федерация, специальная компетенция, экологическое воспитание, экологическое законодательство, экологическое образование.


Задать вопрос