В статье рассматриваются земельный вопрос рационального использования земли в РФ. Динамика использования сельскохозяйственных земель в стране, причины включения земель в неиспользуемые и методы решения данной проблемы. Рассмотрен опыт вовлечения неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот в субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова: природные ландшафты, использование земель, земельный вопрос, неиспользуемые земли, деградация сельскохозяйственных земель, мелиорирование земель.
В РФ характер использования земель терпит изменения. Часть земель вводят в эксплуатацию, а часть убирают из активного сельскохозяйственного оборота. Основными предпосылками для последних служат различные факторы: спад экономики, отсутствие управленческой единицы для урегулирования по вопросам использования земель и другие. Факторы оказывают влияние на земли всех категорий. Многие сельхоз земли выведены из оборота. Они не используются должным образом, несмотря на то, что есть много вариантов использования и рекультивации данных земель.
По регионам доля неиспользованных земель сильно различается. Это связанно с природными явлениями, а также с факторами, описанными ранее.
На данный момент существует несколько предпосылок, среди них:
1) Свойства территории. Характерная черта — свойства пространства, которые не позволяют эффективно использовать земли, а как следствие — исключение из сельскохозяйственного оборота. Сюда относятся территориальные свойства и результаты деятельности природного и/или антропогенного характера.
2) Экономические предпосылки. Характерная черта — «невозможность» должного использования земли в связи с недостаточным материальным и техническим оснащением. Как правило, окупаемость вложенных средств происходит медленными темпами, агросистема сама по себе не является стабильным элементом и несёт за собой довольно большие риски.
3) Социальные предпосылки. Характерная черта — снижение численности населения как следствие демографической проблемы. За счёт миграции населения происходит отток трудоспособного населения, которое могло бы следить за землями. В виду недостаточной социальной и экономической поддержки, плохого уровня инфраструктуры, алого количества рабочих мест люди предпочитают переселятся в города с большим комфортом, чем прежние места.
4) Системная предпосылка. Характерная черта — отсутствие механизма, который мог бы анализировать существующую ситуацию и прогнозировать будущую. Необходим инструмент для систематической поддержки управляющих органов и управлением за использованием мелиоративных земель.
5) Законодательная предпосылка. Характерная черта — отсутствие четкого и адекватного закона, который бы мог относится к большинству используемых земель. В виду природных явлений и больших территорий на больших объектах создать такой инструмент затруднительно, однако на малых территориях вполне возможно.
Огромное количество неиспользуемых земель ведет к их деградации и еще большим проблемам, чем было замечено ранее. При условии, что эти земли и дальше не будут использоваться, то стоит думать, что в дальнейшем при включении таких земель в эксплуатацию средств и сил будет затрачено в несколько раз больше, чем на данный момент. В худшем же случае возможен вариант, что данные земли станут полностью непригодными для жизни и эксплуатации.
Пропорционально росту площади не вовлечённых в использование земель будут расти скорость распространения «мертвых» земель и стоимость на восстановление деградированных земель.
В РФ для решения данной проблемы Министерство сельского хозяйства разработало программу эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса. Это сложная процедура, требующая колоссальных капиталовложений и сил, где нет места спешке и требуется подход «от меньшего к большему» [1].
В настоящее время земельный вопрос является серьезной проблемой. В России эффективность использования сельскохозяйственных земель в сравнении с другими странами мира находится на весьма низком уровне. Причина этой проблемы частично в том, что много земель находясь в долевой собственности, не использовалась по назначению довольно длительное время. Отсутствие четких знаний о системе АПК и её компонентах привело к большому непониманию между участниками сельскохозяйственных отношений. Также стоит отменить, что некоторые земли были эксплуатированы неправильно или использовались незаконно. Всё это и привело к потере огромного количества сельскохозяйственной продукции, к деградации и оскудению земель, выведению их из земле-оборота, а также к снижению ресурсного потенциала страны [2]
В процессе вовлечения неиспользуемых земель в эксплуатацию будут заметны социальные, экономические и экологические последствия. Характер воздействия на мелиорируемые земли будет влиять на всю структуру как в целом, так и на конкретные, а особенно на «проседающие» элементы системы. Однако для создания в дальнейшем лучших условий для жизни это будет необходимым шагом [3].
Так, например, в Российской Федерации введение в оборот неиспользуемых земель происходит за счёт выделения определённых материальных средств из государственного бюджета субъекта и местного бюджета. Пермский край и Чувашская Республика смогли компенсировать часть затрат по вовлечению земель в сельскохозяйственный оборот. А вот в Брянской, Томской, Нижегородской, Тамбовской, Самарской областях и Пермском крае компенсировалась часть затрат по выделу земельных долей и регистрации прав на земельные участки.
В свою очередь те земли, которые вышли из активного сельскохозяйственного оборота были включены в Федеральную целевую программу (ФЦП) «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России…».
Однако, как уже было замечено, введение в оборот ранее запущенных и неиспользованных земель процесс не из легких, поэтому многие регионы не могут справиться с этой проблемой в одиночку в виду тех или иных причин. В связи с этим стоит разрабатывать программы поддержки, оценивать риски и разрабатывать такую программу, которая бы прогнозировала на 25 лет вперед с учётом изменения природных условий, социальных, экономических и экологических критериев.
Необходимо ускорить решение правовых вопросов перехода неиспользованных земель в активное пользование, а их территориальное управление передать к эффективным сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые точно будут использовать данные территории по назначению. Необходим четкий продуманных план- механизм регулирования перехода прав на земельные участки (деградированные/«мертвые») к заинтересованным в них землепользователям [4].
Литература:
- Семочкин В. Н., Шаров П. И., Шадманов М. Р., Зименкова К. А. Проблема неиспользуемых земель в Российской Федерации и пути ее решения // Московский экономический журнал. 2020. № 3.
- Липски С. А. Проблема поиска информации о земельных долях и ее достоверности / С. А. Липски / / Аграрная экономическая наука: истоки, состояние, задачи на будущее: материалы XXIII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 22–23 октября 2018 г.). — Москва: ВИАПИ имени А. А. Никонова, 2018. — С. 216–218.
- Хабаров Д. А., Валиев Д. С., Хабарова И. А. Теоретические основы рационального природопользования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.//МСХЖ. 2019. № 1.
- Вершинин В., Петров В., Совершенствование механизмов вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения // МСХ. 2015. № 5.