Финансовый контроль на данном этапе развития в Российской Федерации играет важнейшую роль в функционировании целостного контрольного мероприятия за расходами страны в целом. Данный вид контроля необходим для качественного и добросовестного использования финансовых средств в организациях, где расходуются государственные финансы. Достигнуть высоких результатов по финансовому контролю необходимо с помощью комплекса мероприятий, направленных на данный контроль.
В качестве примера рассмотрим полномочия Департамента финансов при осуществлении функций внутреннего муниципального финансового контроля и некоторые положения из нормативно-правовых актов, которые были разработаны в Департаменте финансов Администрации муниципального образования Приуральский район.
Итак, руководствуясь пунктом 3 статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях организации финансового контроля был разработан Порядок осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю от 30декабря 2016 года № 931,утвержденного постановлением Администрации муниципального образования Приуральский район, где Департамент финансов Администрации муниципального образования Приуральский район (далее — Департамента финансов) являясь исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования Приуральский район (далее — орган финансового контроля, муниципальный район), осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Порядок определяет правила осуществления Департаментом финансов полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений (далее по тексту — внутренний муниципальный финансовый контроль).
Контрольная деятельность основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов и гласности.
Контрольная деятельность осуществляется в отношении объектов, указанных в статье 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту — объекты контроля).
При осуществлении контрольной деятельности органом финансового контроля проводятся контрольные мероприятия методами проверки (камеральная, выездная, в том числе встречная), ревизии и обследования (далее по тексту — методы контроля), применение которых предусмотрено статьей 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2].
Периодичность проведения контрольных мероприятий должна соответствовать проведению в отношении одного объекта контроля одного контрольного мероприятия не чаще 1 раза в 2 года, за исключением проведения внеплановых контрольных мероприятий.
Должностными лицами органа финансового контроля являются служащие, замещающие должности муниципальной службы муниципального образования в составе Управления финансового контроля, правового и кадрового обеспечения Департамента финансов.
Должностные лица органа финансового контроля обязаны:
– своевременно и в полной мере осуществлять контрольную деятельность;
– соблюдать требования настоящего Порядка, права и законные интересы объектов контроля;
– объективно и достоверно отражать результаты контрольных мероприятий.
Должностные лица объектов контроля имеют право:
– непосредственно присутствовать при проведении контрольных мероприятий;
– получать от органа финансового контроля информацию и документы, представление которых предусмотрено настоящим Порядком;
– знакомиться с результатами контрольных мероприятий и представлять на них разногласия, давать письменные объяснения по фактам выявленных нарушений;
– обжаловать действия (бездействия) должностных лиц органа финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объекты контроля (должностные лица объектов контроля) обязаны:
– предоставлять должностным лицам органа финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля;
– обеспечить возможность осуществления должностным лицам органа финансового контроля осмотра поставленных товаров, результатов выполненных работ (оказанных услуг) в отношении объекта контроля;
– своевременно и в полном объеме представлять в орган финансового контроля по его запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления органом финансового контроля контрольной деятельности (далее по тексту — запросы органа финансового контроля);
– обеспечить возможность ознакомления должностных лиц органа финансового контроля с информацией, документами и материалами объекта контроля;
– осуществлять организационно-техническое обеспечение контрольных мероприятий (за исключением камеральной проверки) путем предоставления должностным лицам органа финансового контроля для их законной деятельности помещений, услуг связи, оргтехники, транспорта;
– выполнять законные требования должностных лиц органа финансового контроля.
Информация, документы и материалы по запросам органа финансового контроля представляются в сроки, установленные в соответствующем запросе. В случае если сроки не установлены, информация, документы и материалы представляются не позднее 10 рабочих дней со дня получения запроса объектом контроля (должностным лицом объекта контроля).
Контрольная деятельность осуществляется в соответствии с полугодовыми планами проведения контрольных мероприятий.
В плане проведения контрольных мероприятий указываются предмет контрольного мероприятия, объект контроля, проверяемый период, метод контроля, а также период времени (месяц, квартал), в котором планируется проведение контрольного мероприятия.
Контрольные мероприятия проводятся с учетом требований, предусмотренных статьей 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Оформленные по результатам проведения контрольного мероприятия акты (заключения) вручаются для ознакомления должностным лицам объектов контроля или направляются в адрес объектов контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате их получения, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
При наличии разногласий по результатам контрольного мероприятия (далее по тексту — разногласия), должностное лицо объекта контроля делает об этом отметку в акте (заключении) и в срок 5 рабочих дней направляет их вместе с актом (заключением) в орган финансового контроля.
В случаях выявления, по результатам контрольных мероприятий, нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушения условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из местного бюджета, муниципальных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств местного бюджета в ценные бумаги объекта контроля, орган финансового контроля не позднее 20 рабочих дней после дня окончания контрольного мероприятия, направляет объекту контроля представление и (или) предписание, предусмотренные пунктами 2, 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Представление (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке.
В случае неисполнения представления (предписания), органа финансового контроля к лицу, не исполнившему такое представление (предписание), применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Орган финансового контроля ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным, составляет годовой отчет о контрольной деятельности, который подписывается руководителем Департамента финансов (далее по тексту — годовой отчет).
В целях обеспечения доступа к информации о деятельности органа финансового контроля, годовой отчет не позднее 7 рабочих дней со дня его подписания руководителем Департамента финансов размещается на официальном Интернет-сайте Администрации (приуральскийрайон.рф).
Существует в Департаменте финансов также Регламент осуществления контрольной деятельности, который определяет:
– процедуры подготовки, проведения и оформления результатов проверок, ревизий, обследований (далее — контрольные мероприятия);
– порядок принятия решений по результатам контрольных мероприятий;
– порядок информирования о результатах контрольной деятельности;
– компетенцию должностных лиц Департамента, в пределах которой они самостоятельно принимают решения (решают вопросы) в рамках осуществления контрольной деятельности;
– иные вопросы, связанные с осуществлением контрольной деятельности [3].
В Департаменте финансов Администрации муниципального образования Приуральского района ЯНАО количество контрольных мероприятий, проведенных в 2014 году составило 12, в 2015 году -8, объем средств охваченный проверками в 2014 году — 577336 тыс. рублей, в 2015 году — 623394 тыс. рублей.
При этом объем выявленных финансовых нарушений составил в 2014 году — 1874, устраненных — 250, В 2015 году выявленных нарушений 1559, устраненных — 479.
Основными видами нарушений выявленных при проверке бюджетных учреждений Приуральского района являлись:
– нарушение порядка формирования и утверждения муниципального задания, его содержания, полноты и достоверности отчетности;
– нарушение правильности расчета объема субсидии, представленной на выполнение муниципального задания;
– отсутствие соглашений (дополнительных соглашений) на представление субсидии;
– несоответствие, утвержденному порядку, составления (наполнения) ПФХД (плана финансово-хозяйственной деятельности);
– нарушения при формировании цен (тарифов) на платные услуги.
Основные виды нарушений при проверке казенных учреждений:
– не осуществляется регистрация недвижимого имущества, переданного в оперативное управление;
– отсутствуют положения о деятельности управлений или их структурных подразделений;
– численность, утвержденная штатным расписанием, не соответствует утвержденной структуре.
Финансовые нарушения:
– нарушения при начислении оплаты труда (завышение/занижение повышающих коэффициентов; завышения при расчете среднего заработка);
– нарушения по подотчетным суммам (при компенсации проезда в отпуск, при оплате командировочных расходов);
– нарушения при списании ГСМ;
– отсутствие или несоответствие утвержденным требованиям учетной политики.
В течение 2016 года Департаментом финансов осуществлялась деятельность в области муниципального финансового контроля. Контрольные мероприятия осуществлялись в целях определения законности, целевого характера, результативного и эффективного использования средств местного бюджета, а также соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
За 2016 год в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы проведено 21 контрольное мероприятие (из них 8 внеплановых), которыми были охвачены 14 объектов, в том числе 11 бюджетных учреждений, 2 органа местного самоуправления 1 муниципальное унитарное предприятие. По результатам контрольных мероприятий направлено: 6 представлений и 4 предписания Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район, проведено 2 заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об устранении нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий.
Деятельность Департамента финансов в области муниципального финансового контроля осуществлялась в соответствии с Порядками, утвержденным постановлением Администрации и на основании Планов контрольной деятельности на 2016 год, утвержденных приказами начальника Департамента финансов.
Внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов:
– «Порядок осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю», утвержден постановлением Администрации муниципального образования Приуральский район от 30.12.2016г. № 931.
– «Порядок осуществления контроля за соблюдением федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» органов внутреннего муниципального финансового контроля от 25.03.2016 г. № 236.
– Регламент осуществления контрольной деятельности Департаментом финансов Администрации муниципального образования Приуральский район от 29.12.2016 года № 133 «А».
Все мероприятия, предусмотренные Планом контрольной деятельности, выполнены.
Контрольная деятельность осуществлялась по следующим направлениям:
– в сфере бюджетных правоотношений в отношении средств местного бюджета (проверка правильности (полноты и достоверности) отчетности об исполнении муниципальных заданий; начисления заработной платы, расчетов с подотчетными лицами, осуществление кассовых операций и другое);
– в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд (осуществление контроля, предусмотренного ч. 8 ст. 99 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Объем средств, охваченных проверками, составляет — 405 430 тыс. руб. Выявлено финансовых нарушений на сумму 1 642 тыс. руб., устранено 1 049 тыс. руб., что составляет 64 % от общей суммы нарушений.
Результаты проведенных сектором финансового контроля контрольных мероприятий свидетельствуют о том, что использование бюджетных средств осуществлялось в большей части правомерно и эффективно.
По результатам проведенных контрольных мероприятий, руководителям проверяемых учреждений направлены 19 актов и 1 заключение, вынесено 6 представлений и 3 предписания для принятия мер по устранению выявленных нарушений.
В целях организации своевременного и полноценного устранения нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий органом внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а так же нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и в целях повышения эффективности осуществления муниципального финансового контроля, постановлением Администрации осуществляла свою деятельность межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов об устранении учреждениями нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий в 2016 году проведено 2 заседания комиссии.
Основные виды нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, выявленные в 2016 году:
– осуществление закупки, не предусмотренной Планом-графиком (ч.11 ст. 21.);
– исполнение обязанности по осуществлению закупок у СМП (ч. 1 ст.30);
– не указание в муниципальном контракте (договоре) качественных характеристик приобретаемых товаров (п.1 ч.1 ст. 33);
– заключение договора без указания цены договора (ч. 2 ст. 34);
– приобретение товаров по цене выше предусмотренной условиями контракта, договора (ч. 2 ст. 34);
– наличие у лиц, ответственных за осуществление закупок, документов, подтверждающих необходимую квалификацию (ч. 6 ст. 38);
– не верное определение способа выбора поставщика (заключение договоров на сумму, превышающую 100 000 и 400 000руб.) (пп 4,5 ч. 1 ст. 93);
– превышение годового объема закупок у единственного поставщика, предусмотренных п.4 ч.1 ст.93 44ФЗ (5 % или 2 000 000 от совокупного годового объема закупок) (пп 4,5 ч. 1 ст. 93);
– проведение экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта (ч. 3 ст. 94);
– изменение первоначальной цены контракта более чем на 10 % (п. 1 ч. 1 ст. 95);
– размещение Плана-графика в ЕИС с нарушением установленного срока (ч. 2 ст. 112).
Иные нарушения нормативно-правовых актов Российской Федерации, муниципальных контрактов и договоров в 2016 году:
Нарушений условий муниципальных контрактов (договоров):
– нарушения сроков оплаты контрактов, договоров
– поставка товаров, работ, услуг после истечения срока действия договора
– не соответствие поставленных товаров, работ, услуг условиям контракта, не соответствие количества фактически поставленного товара требованиям к объему, установленным договором.
Нарушение Гражданского кодекса РФ (ст. 450):
– не заключение соглашения о расторжении муниципальных контрактов, договоров.
Нарушение приказа Министерства Финансов РФ № 157 Н от 01.12.2010 г.:
– не своевременное отражение в документах бухгалтерского учета поставленных товаров;
– отсутствие аналитического учета медикаментов по наименованиям;
– отсутствие инвентарных номеров на объектах основных средств, приобретенных в проверяемом периоде.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации 145-ФЗ от 31 июля 1998 г.
- Постановление Администрации муниципального образования приуральский район № 931 от 30.12.2016 г. «Об утверждении Порядка осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю органом муниципального финансового контроля».
- Приказ Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район № 133 «А» от 29.12.2016 года «Об утверждении Регламента осуществления контрольной деятельности Департаментом финансов Администрации муниципального образования Приуральский район».
- приуральскийрайон.рф — официальный сайт Приуральского района.