Основные направления развития малого бизнеса в условиях экономического кризиса
Автор: Кривошеев Сергей Владимирович
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 06.06.2017
Статья просмотрена: 2841 раз
Библиографическое описание:
Кривошеев, С. В. Основные направления развития малого бизнеса в условиях экономического кризиса / С. В. Кривошеев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 123-127. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12595/ (дата обращения: 30.10.2024).
В условиях продолжающегося экономического кризиса в России предпринимателю все сложнее извлекать высокую норму прибыли, работая в традиционных сферах деятельности, что побуждает его искать новые направления и рыночные ниши с меньшей конкуренцией и более высокой прибылью.
Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, прибыльные направления бизнеса
В последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в инновационный процесс. Кроме того, малый бизнес способствует формированию среднего класса, составляющего в мировой хозяйственной системе значительную долю экономически активного населения. Именно с развитием функций малого и среднего бизнеса связано возрастание его роли в экономике ведущих западных стран [3].
В нашей стране доля малого предпринимательства не превышает 22 %, в то время как в США она равняется 50 %, а в Китае — 60 %. Поэтому в этих государствах развитие и поддержка бизнеса — приоритетные направления. [1]
В 2016 году в России гораздо больше компаний могли отнести себя к малым предприятиям и воспользоваться соответствующими льготами, поскольку были пересмотрены соответствующие критерии признания. К сожалению, в условиях экономического кризиса первым страдает малый бизнес, как наименее защищенный от внешних экономических воздействий. Несмотря на многочисленные попытки правительства поддержать малое предпринимательство (налоговые каникулы, субсидии, максимально возможное снижение налоговой нагрузки и прочие меры) за первое полугодие 2016 закрылось 650000 единиц малого бизнеса.
Основным событием 2017 года уже можно назвать старт нового реестра для малого и среднего бизнеса. Причем инициатива принадлежит ведомству экономического развития, где даже наблюдается критика в отношении медленного запуска процесса. И если по предварительным планам, старт осуществится к началу следующего года, тогда частным предпринимателям станет гораздо легче работать. Новый запуск будет автоматическим, когда со стороны бизнесменов никаких действий не потребуется. Не нужно будет тратить время на сбор документации и прочих бумаг, что всегда представляло собой проблему. Плюс ко всему, частникам теперь можно будет рассчитывать на бюджетные деньги, которые выделены правительством в качестве поддержки. Как только запланированный реестр запустят, то контрольные частые проверки бизнеса будут сокращены. Фактически, те компании, которые будут числиться в реестре, вообще перестанут проверять. Разумеется, исключением станут пожарные инстанции, Роспотребнадзор и промышленный контроль, так как в этом случае речь идет уже не про развитие дела, а про безопасность окружающих граждан. [2]
Дополнительным подспорьем малому бизнесу безусловно станет возможность получения гранта, где выделенную «помощь» отдавать не придется. Но, перед правительством придется отчитываться: куда и на что были потрачены средства. То есть, это полный отчет о целевом направлении финансов. Итак, всего предлагается несколько вариантов такой безвозмездной помощи:
1) Грант, который выдается из регионального бюджета начинающим предпринимателям. Как правило, сумма не превышает трехсот тысяч рублей, где 50 процентов от общей суммы оплачивает сам коммерсант, а половину расходов берет на себя государство.
2) Субсидии выдаются опытным бизнесменам, которые запланировали расширить свое уже перспективное дело. Эти деньги выдаются на закупку нового оборудования или на покупку активов, где государственная поддержка достигает 90 %.
3) Грант для безработных подразумевается для той категории населения, которая из-за кризиса попала под сокращение, и имеет официальный статус «безработный». Это временная финансовая поддержка граждан, которые взамен обязуются найти себе работу.
Данные меры в совокупности с отсутствием повышения налоговой нагрузки и смягчением рядом банков условий кредитования малого бизнеса дает дополнительные возможности предпринимателям. [2]
Перспективными направлениями, по мнению экспертов, сейчас являются отрасли, связанные с экспортом, и те отрасли, которые позволяют минимизировать использование иностранного сырья и комплектующих. В их числе сельское хозяйство, финансовые и высокотехнологичные проекты. В этих же сферах проще всего будет получить господдержку в 2017 году.
Эксперты аналитического департамента компании VNC Brokers к перспективным направлениям, ориентированным на экспорт, относят нефтегазовую отрасль, тяжелое машиностроение и сталелитейную промышленность, а к тем, которые могут работать с российским сырьем и оборудованием, — фармацевтику и сельское хозяйство, в особенности производство зерновых.
Ниже рассмотрим наиболее перспективные области для работы малого бизнеса на текущий момент.
1)Производство экологически чистых продуктов, фермерство.
В России правительство решает, какие отрасли нуждаются в субсидировании, и частично может компенсировать труднодоступный капитал. Раньше упор делался на сельское хозяйство и в следующем году, судя по структуре расходов федерального бюджета, будет делаться на него же. Успешным может стать проект по производству качественных продуктов питания, особенно молочной продукции. Сейчас прилавки магазинов завалены некачественными молоком, сырами, сметаной, изготовленными с применением дешевого пальмового масла, а вот качественные сыры в большом дефиците.
Такие проекты сейчас активно развиваются: во многих деревнях открываются местные сыроварни, где фермеры варят сыры по европейским технологиям. Например, ферма-сыроварня «Деревня» неподалеку от Санкт-Петербурга производит молочные продукты и организует дегустации и экскурсии для туристов.
Программы импортозамещения могут повлиять на рост агропромышленного комплекса. Те сферы экономики, которые действительно выиграли от санкций, например, сельскохозяйственные предприятия, могут субсидироваться напрямую из госфондов, к тому же достаточна высока вероятность снятия американских санкций уже в ближайшее время, что позволит российским банкам снова получить доступ к длинному финансированию, а значит, у банков будут дополнительные возможности для более широкого кредитования бизнес-проектов.
В реальности большинству проектов в сельском хозяйстве сложно получить поддержку, но их поддерживает высокий интерес покупателей.
Алексей Грибин из Санкт-Петербурга, основатель брэнда «7 берез», под которым выпускается березовый сок, признается, что не всегда просто соответствовать условиям государственных грантов, положенным начинающим фермерам. Малым производителям не всегда удобно оформлять людей в штат официально, особенно если основная часть работников привлекается на определенный сезон. При этом создание рабочих мест является одним из основных требований при предоставлении гранта.
При этом надо учитывать, что успех отрасли не гарантирует успех каждого отдельного предприятия. В 2016 году Россия установила рекорд по сбору зерновых в сельском хозяйстве, однако рост этой индустрии обеспечивается за счет крупных агрохолдингов, которые аккумулируют в себе большой опыт и ресурсы, в то время как сами фермеры разоряются и уходят с рынка.
Продолжает расти мода на местные фермерские продукты, которыми сейчас интересуются и другие страны, например, Китай. К примеру, магазин «Кудесник» в Екатеринбурге работает в этом направлении, стараясь распределять сезонность между продажами и производством. Поставки идут со всей России: иван-чай и одуванчики — с Урала, томаты и перцы — с Кубани, ягоды — из Сибири, Карелии и Архангельской области.
Агропромышленность автоматически дает дорогу множеству зависимых от нее проектов, которые заинтересованы в качественных поставщиках сырья. Например, компания «Икс-Терра» из Санкт-Петербурга производит органические масла холодного отжима и взаимодействует с поставщиками льна из Ярославля и Пензы, подсолнечника — из Алтая и Краснодарского края, тыквы — из Бийска и Волгодонска. При этом производителям продуктов питания обязательно нужно разрабатывать свои ТУ и приводить в порядок документы, хотя как раз это небольшие фермерские хозяйства делать не хотят.
2)Вложения в финансовые и высокотехнологичные проекты.
В 2017 году можно ждать роста стоимости финансовых организаций, которые относятся к бизнесу первого эшелона. За этим последует развитие традиционного бизнеса, использующего разработанные технологии, а во второй половине 2018 года и в 2019 году — развитие высокотехнологичных проектов.
Наиболее перспективными в 2017 году будут традиционные направления: финансы, банки, долговые рынки, слияния и поглощения. А менее привлекательными станут посредники на рынке ценных бумаг, банковское кредитование и депозиты.
К перспективным направлениям бизнеса в 2017 году также относится разработка сервисов на нейронных сетях, 3D-принтеры и робототехника. В качестве примера в данном случае интересен проект инженера-предпринимателя из Иркутска Никиты Чен-юн-тая, который создал компанию «Апис-Кор», применив принцип 3D-печати к строительству, и теперь продает технологию автоматизированной укладки по предзаказам строительным фирмам по всему миру. Впрочем, предприниматель отмечает, что в России подобные проекты пока недостаточно востребованы.
Из высокоинтеллектуальных секторов большой перспективой роста обладают такие сектора, как Big Data, интернет вещей, носимые гаджеты, роботы и проекты, связанные со здравоохранением. Именно потому, что вход на эти рынки ограничен: слишком высокие компетенции — знания, доступ к технологиям и деньгам — должны быть у основателей такого рода бизнесов.
Безусловно, высокотехнологичные проекты, связанные с роботопроектированием и 3D-печатью, очень привлекательны как с точки зрения прибыльности, так и возможности решать социальные проблемы современности. Пример из жизни: один из проектов, заявленных на премию «Стартап года» в номинации «Лучший социально значимый стартап», предлагает при помощи 3D-печати изготавливать удобные креативные фиксаторы для тяжело травмированных людей.
Робототехника действительно требует серьезных знаний и умений, поэтому раньше в этой сфере могли закрепиться только крупные игроки, но в последнее время небольшим проектам стало проще выйти на рынок. Компоненты для создания роботов стали дешевле и доступнее благодаря развитию рынка смартфонов и 3D-печати. В Китае роботы уже активно заменяют наемных работников: в городе Куньшань недавно открылся ресторан, в котором роботы выполняют почти всю работу — встречают гостей, обслуживают столики и даже готовят еду.
На российском рынке тоже появляются удачные проекты, связанные с роботами. Например, пермский проект Promobot уже продал больше 20 роботов-снегоуборщиков и роботов-промоутеров. Стоимость одного такого робота составляет 300 000–600 000 руб. Компания вышла на самоокупаемость уже в первый год. Недавно компания Promobot победила в конкурсе инноваций GenerationS в рамках международного форума «Открытые инновации» и заключила новый крупный контракт на поставку роботов.
Популярностью пользуются самые разные роботы, в том числе игрушечные. Например, московская компания «Амперка» продает конструкторы для создания роботизированных игрушек своими руками. К концу года продажи компании должны превысить 50 млн руб. Весной этого года технологический центр «Т-Нано» вложил около $1 млн. в другой российский стартап Toytemic Inventions, который разрабатывает игрушечных роботов для детей.
В мире активно развиваются финтехпроекты, которые работают на стыке технологического и финансового секторов. Например, чешский технологический сервис Verified, запущенный Бабаком Махдианом, приносит миллионы долларов, помогая банкам и страховым компаниям в Европе и Азии распознавать фотографии потенциальных клиентов и отсеивать мошенников.
В этой сфере не обходится без сложностей, в России например сложно развивать сервисы финтеха, так как эта отрасль регулируется Центробанком, и также нужно подстраиваться под партнерские банки и следовать множеству правил.
Интересный проект был создан командой компании «Даурия Аэроспейс», разработка и продажа коммерческих спутников — хороший пример того, что частная космонавтика возможна и в России. Если рассматривать с меньшими затратами, то интересными выглядят инвестиции в область обработки больших массивов данных. Сейчас эта тема очень актуальна, даже госструктуры понемногу начинают проявлять интерес к обработке актуальной информации в режиме реального времени. А вот рынок мобильных платежей, казавшийся ранее весьма перспективным, оказывается уже поделенным между крупными игроками в лице Сбербанка, Samsung, Apple».
Проект Countbox Константина Дубинина из Москвы с оборотом в 60 млн. руб. в год, считающий посетителей магазинов и анализирующий их данные (пол, возраст, национальность и настроение) с помощью специальных камер, недавно привлек почти 1 млн. евро в Ирландии. В будущем создатель планирует усовершенствовать технологию и разработать нейросеть, которая будет собирать информацию из соцсетей потенциальных покупателей, предсказывать доходы и подстраиваться под покупателей.
3)Логистика и франчайзинг.
Экономическая политика постепенно переориентируется на экспорт и повышение спроса на отечественные товары из-за развития и удешевления логистики.
Глобальный рывок в развитии совершит в 2017 году отрасль логистики. Для этого есть ряд стимулов, в том числе первоначально не совсем приятных для логистов. Закон Ирины Яровой по принципу домино обязывает логистов проверять некоторые свойства перевозимого груза, что в течение следующих шести-девяти месяцев приведет к резкому увеличению затрат и сделает целый ряд крупных логистов невыгодными для сотрудничества. Появляется множество ИТ-сервисов, которые напрямую связывают перевозчиков и заказчиков, в 2017 году мы увидим лавинообразное появление российских аналогов таким международным проектам интеллектуальных транспортных систем, как NAUTO, Routific, Cargomatic и многих других.
Бизнес, работающий под знаменитыми известными брендами на условиях франшизы будет очень привлекательным для покупателей, так как такие предприятия дают покупателю уже готовую действующую бизнес-модель, четкие алгоритмы работы, маркетинг и гарантируют узнаваемость на рынке и входящий поток клиентов.
Франчайзинг также хорош тем, что позволяет предпринимателям развивать свое дело и в больших, и в маленьких городах.
К сожалению, у большинства россиян нет высоких компетенций, поэтому надо смотреть на секторы попроще, например, полезный фастфуд, создание гибких медиапроектов, грамотное использование франшиз. Такого рода бизнесы доступны уже многим, как по опыту, так и по размеру инвестиций.
Модель привлекательна для начинающих бизнесменов, ведь владелец франшизы обычно помогает найти подходящее место для предприятия, продумать дизайн и функционал помещения.
Франшиза становится удачным вариантом в кризис — не нужно тестировать бизнес-модель, она уже проверена. Франшиз на рынке очень много во всех сферах, в России их уже больше полутора тысяч. Как правило, начинающие франчайзи ориентируются на различные рейтинги и выбирают наиболее известные проекты — к ним проще привлечь клиентов. Стоимость такой франшизы варьируется от 150000 до 15 млн. руб.
4)Вложения в социальные проекты.
Социальный бизнес не так быстро приносит доходы, как высокотехнологичные стартапы, зато его проще запустить — социальные проекты всячески поддерживаются государством и различными фондами и не требуют специализированных знаний. Фонд развития интернет-инициатив дает 800000 руб. деньгами и 600000 руб. в виде бесплатной акселерационной программы любой команде, которая предложит внятный интернет-проект. Многие из них имеют социальный аспект, взамен фонд берет 7 % акций стартапа. Таким образом, поддержку получили уже около 120 стартапов. Государство также постоянно обсуждает поддержку бизнеса и хочет дать регионам право предоставлять налоговые льготы на два года предприятиям, работающим в промышленности, науке или социальной сфере.
Особое внимание стоит обратить на проекты для пожилых людей. Население всей планеты быстро стареет. В России к 2030 году будет жить более 40 млн. человек пенсионного возраста, это на 7 млн. больше, чем сейчас. Востребованными станут любые разработки, связанные с медициной и развлечениями для пожилых людей. Таких проектов на рынке очень мало, они только начинают появляться. Например, внимание экспертов в этом году заслужил агрегатор социальных и развлекательных мероприятий для людей старшего поколения Баба-Деда.
Благодаря моде на здоровый образ жизни востребованы различные оздоровительные и развивающие центры для детей и подростков. Удачным можно назвать детский оздоровительный центр «Здравствуй» в Подмосковье. В нем обычные ребята и дети с ДЦП могут общаться, играть и заниматься спортом вместе. За первые полтора года существования центра его посетили более 1200 детей.
В сфере социального предпринимательства перспективные направления — это досуговые развивающие центры для детей, экологическая переработка отходов, частные медицинские центры, а также пансионаты для пожилых людей. Новые горизонты сейчас открываются и для сельскохозяйственных проектов. В умах молодых бизнесменов рождается очень много креативных инновационных идей. Вот лишь некоторые примеры: инвалидная коляска — ступенькоход; беспроводной прибор, позволяющий измерять и контролировать температуру зерна в хранилищах; экологичная технология переработки пластика в тротуарную плитку, черепицу и полимерные колодезные люки.
Экологичная переработка отходов — практически незанятая ниша. Единственный известный пример подобного бизнеса — проект Романа Себекина, молодого предпринимателя из Волгограда, который занимается переработкой всех видов пластика в строительные материалы, а также организует раздельный сбор отходов и разрабатывает новые виды стройматериалов. Бизнес существует уже 11 лет и постоянно обращает внимание американских и европейских инвесторов.
5)Разработка мобильных приложений и программ.
Несмотря на преобладание на рынке топовых игроков, о чем было сказано выше, в этом сегменте еще есть свободные ниши.
Наиболее перспективным направлением для запуска бизнеса в 2017 году, если речь идет о молодежном предпринимательстве, является разработка проектов мобильных приложений. Простота и доступность товаров и услуг — один из определяющих критериев высоких продаж.
Среди пользователей сейчас наиболее востребованы приложения с полезным функционалом: системы бронирования, заказ такси, доставка еды, финансовое планирование. Популярны корпоративные приложения, которые используются для упрощения внутренних коммуникаций внутри компании. Но мобильное приложение сложно монетизировать, поэтому компании чаще используют его как инструмент для привлечения новых клиентов и сохранения лояльности постоянных клиентов.
Литература:
- Медынский В. Г., Скамай Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 589 с.
- Высоцкая Т. Р. К вопросу применения МСФО предприятиями малого и среднего бизнеса в России // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2016. – № 3(25). – С. 59–62.
- Ковалева Л. И., Пономарева Н. В. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса со вступлением России в ВТО // Налоговая политика и практика. – 2013. – № 9–1 (129). – С. 38–43.
Похожие статьи
Особенности реализации малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, проблемы и пути их минимизации на современном этапе развития
По сравнению с западными странами, доля среднего и мелкого предпринимательства в России в общем ВВП остается достаточно невысокой, составляет менее 20 %. Учитывая современные условия реализации бизнеса, усугубленные последствиями финансового кризиса ...
Совершенствование бизнес-процессов в области электроэнергетики
В современных условиях, совершенствование бизнес-процессов представляется распространенной практикой в широкой области хозяйственно-экономической деятельности, при этом электроэнергетические компании России все больше сосредотачиваются на процессно-о...
Продвижение малого бизнеса в условиях цифровизации
Цифровизация основных бизнес-процессов стала мощным инструментом повышения эффективности для крупных и средних компаний. Значительно улучшилось качество учета и контроля, созданы эффективные инструменты взаимодействия с клиентами. Важно, что цифровиз...
Малый бизнес: проблемы и преимущества на пути становления и развития
Малое предпринимательство в России в настоящее время представляет достаточно многочисленную группу среди общего числа предприятий. Статья раскрывает уязвимость данной отрасли, подвергающейся влиянию как внутренних, так и внешних факторов. Широко расс...
Проблема интернационализации российского бизнеса
Современная международная экономическая реальность характеризуется своей динамикой и требует от компаний широкого видения своих экономических стратегий. Экономическая глобализация становится незаменимой, если речь идет о жизнеспособности компании и к...
Цифровые технологии в маркетинге
Прошедший год был неожиданным и тяжелым для многих сфер бизнеса. Пандемия вируса, локдаун, экономический кризис — компаниям пришлось срочно подстраиваться под новую реальность, покупательская способность снизилась, изменился подход клиентов к потребл...
Социально ориентированное направление бизнеса в рамках стратегического планирования малого и среднего бизнеса в современных условиях развития экономики
В данной статье автор рассматривает одну из стратегий выхода из экономического кризиса — последствия пандемии COVID-2019 — и создания благоприятного имиджа организации малого бизнеса, на примере автошколы ООО «Светофор».
Совершенствование механизмов кредитования малого бизнеса
Улучшение состояния экономики в немалой степени зависит от развития малого бизнеса. Банковский кредит способствует поддержке деятельности малого бизнеса. В статье рассматриваются актуальные направления совершенствования кредитования малого бизнеса в ...
Малый бизнес как панацея для кризисной экономики
В статье рассматриваются проблемы развития малых форм предпринимательства в современной России. Автор видит их в том, что на сегодняшний день российский малый бизнес сконцентрирован на продвижении продукции зарубежных производителей и не работает на ...
Перспективные направления повышения конкурентоспособности коммерческого банка с использованием современных финансовых технологий
В статье рассматриваются основные перспективы повышения конкурентоспособности коммерческого банка с использованием финансовых технологий. Актуальность исследования обусловлена цифровой трансформацией банковской деятельности и развитием финтех-сектора...
Похожие статьи
Особенности реализации малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, проблемы и пути их минимизации на современном этапе развития
По сравнению с западными странами, доля среднего и мелкого предпринимательства в России в общем ВВП остается достаточно невысокой, составляет менее 20 %. Учитывая современные условия реализации бизнеса, усугубленные последствиями финансового кризиса ...
Совершенствование бизнес-процессов в области электроэнергетики
В современных условиях, совершенствование бизнес-процессов представляется распространенной практикой в широкой области хозяйственно-экономической деятельности, при этом электроэнергетические компании России все больше сосредотачиваются на процессно-о...
Продвижение малого бизнеса в условиях цифровизации
Цифровизация основных бизнес-процессов стала мощным инструментом повышения эффективности для крупных и средних компаний. Значительно улучшилось качество учета и контроля, созданы эффективные инструменты взаимодействия с клиентами. Важно, что цифровиз...
Малый бизнес: проблемы и преимущества на пути становления и развития
Малое предпринимательство в России в настоящее время представляет достаточно многочисленную группу среди общего числа предприятий. Статья раскрывает уязвимость данной отрасли, подвергающейся влиянию как внутренних, так и внешних факторов. Широко расс...
Проблема интернационализации российского бизнеса
Современная международная экономическая реальность характеризуется своей динамикой и требует от компаний широкого видения своих экономических стратегий. Экономическая глобализация становится незаменимой, если речь идет о жизнеспособности компании и к...
Цифровые технологии в маркетинге
Прошедший год был неожиданным и тяжелым для многих сфер бизнеса. Пандемия вируса, локдаун, экономический кризис — компаниям пришлось срочно подстраиваться под новую реальность, покупательская способность снизилась, изменился подход клиентов к потребл...
Социально ориентированное направление бизнеса в рамках стратегического планирования малого и среднего бизнеса в современных условиях развития экономики
В данной статье автор рассматривает одну из стратегий выхода из экономического кризиса — последствия пандемии COVID-2019 — и создания благоприятного имиджа организации малого бизнеса, на примере автошколы ООО «Светофор».
Совершенствование механизмов кредитования малого бизнеса
Улучшение состояния экономики в немалой степени зависит от развития малого бизнеса. Банковский кредит способствует поддержке деятельности малого бизнеса. В статье рассматриваются актуальные направления совершенствования кредитования малого бизнеса в ...
Малый бизнес как панацея для кризисной экономики
В статье рассматриваются проблемы развития малых форм предпринимательства в современной России. Автор видит их в том, что на сегодняшний день российский малый бизнес сконцентрирован на продвижении продукции зарубежных производителей и не работает на ...
Перспективные направления повышения конкурентоспособности коммерческого банка с использованием современных финансовых технологий
В статье рассматриваются основные перспективы повышения конкурентоспособности коммерческого банка с использованием финансовых технологий. Актуальность исследования обусловлена цифровой трансформацией банковской деятельности и развитием финтех-сектора...