По сравнению с западными странами, доля среднего и мелкого предпринимательства в России в общем ВВП остается достаточно невысокой, составляет менее 20 %. Учитывая современные условия реализации бизнеса, усугубленные последствиями финансового кризиса и санкциями в отношении Российской Федерации, предпринимателям очень сложно начинать с нуля собственное дело и вывести его на высокий уровень. Однако, малые предприятия наиболее адаптированы к сегодняшним условиям, так как они способны быстро оборачивать активы и удовлетворять спрос потребителей на свои товары, работы и услуги.
Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, субсидии, финансирование, инвестиции, налогообложение
In comparison with European countries, the share of medium and small business in Russia in total GDP is negligible and is less than 20 %. Given the current conditions of a business, aggravated by the effects of the financial crisis and sanctions against Russia young businessmen can not easy start with their own business and bring to the good level. Therefore, small enterprises are most adapted to the present conditions in the country, because they are able to quickly wrap the assets and meet the demand of the consumers.
Key words: small enterprises, state support, subsidies, financing, investment, taxation
В современных условиях развития экономики Российской Федерации, в рамках реализации государственной политики, необходимо придерживаться определённого направления, сглаживающего последствия антироссийских санкций и затяжного финансового кризиса, препятствующих развитию отечественного бизнеса. Одними из наиболее проблемных вопросов, остаются вопросы в отношении дальнейшего развития малого и среднего бизнеса в нашей стране, в связи с чем, государству необходимо определить векторы развития малого и среднего бизнеса в одном из двух направлений: либо поддерживать всеми доступными способами деятельность наших предприятий с помощью протекционистской политики, либо совершенствовать рыночные условия для саморегулирования российской экономики.
Малый бизнес испытывает большое количество проблем, начиная с его регистрации и заканчивая поставками продукции потребителям. В первую очередь, государству следует оказать помощь предпринимателям в вопросе финансирования. Однако есть и другая проблема, связанная с государственным финансированием: так как дефицит Федерального бюджета значителен, вносятся корректировки в программы финансирования разных направлений деятельности, в том числе и в сфере малого и среднего бизнеса.
Рассматривая не менее распространенный способ финансирования, такой как инвестирование, следует отметить, что инвесторы предпочитают вкладываться в крупные или успешные предприятия, а малый бизнес зачастую не может выйти за пределы местного или регионального рынка. Кредитное финансирование также доступно не всем, так как у предпринимателей не всегда есть свое залоговое имущество или отсутствует поручительство. По данным исследования ОПОРЫ РОССИИ «Индекс Опоры RSBI», компонента «Доступность финансирования» во 2 квартале 2016 превысила докризисное значение и составила 45,3 пункта. Несмотря на рост деловой активности, нельзя говорить о решении проблемы финансирования, так как значение в текущем году ниже базового (50 пунктов). [11]
В апреле 2015 года было создано АО «Корпорация МСП», которое призвано осуществлять такие задачи, как: привлечение денежных средств, для лучшего функционирования малых и средних предприятий, а также для инвестирования инновационных проектов, предоставления грантов и субсидий.
По результатам опроса предпринимателей о проблемах в функционировании среднего и малого бизнеса, лидирующим пунктом стало налогообложение. Малым предприятиям не под силу платить такую большую сумму налогов — 20 % от прибыли. [14] Для сокращения налоговых платежей в бюджет малый бизнес может перейти на специальный режим налогообложения: УСН (Упрощенная система налогообложения), ЕНВД (Единый налог на вмененный доход), ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог), Патентная система налогообложения и СРП (Соглашение о разделе продукции). К примеру, самым используемым налоговым режимом является УСН, который позволяет применять ставку 15 % на «доходы» и 6 % на «доходы, уменьшенные на расходы». Налогоплательщик сам вправе решать, какой вариант наиболее выгоден для него. Кроме того, для малых предприятий доступно выполнение условий применения данного налогового режима: количество сотрудников, работающих в организации, не должно превышать 100 человек; совокупный доход предприятия за год должен быть менее 60 млн. руб., а по итогам 9 месяцев — не более 45 млн. руб.; остаточная стоимость основных активов должна быть менее 100 млн. руб. Но среднему бизнесу тяжелее выполнить данные условия, поэтому многие предприятия вынуждены уходить «в тень». Реальная государственная поддержка малого и среднего бизнеса с 2015 года проявлялась в следующем: были предоставлены двухлетние налоговые каникулы предприятиям, только начавшим свою работу. Схема в данном случае более прозрачна, и объемы такой поддержки не ограничены бюджетом.
В противовес этому, на фоне действия антироссийских санкций, государство вынуждено вводить новые налоги и сборы. Конечно же, это отрицательно сказывается на функционировании бизнеса, так как до этого налоговая нагрузка на предпринимателей уже была достаточно высокой. В 2015 году поступления от налога на прибыль в консолидированный бюджет РФ составили 2416,2 млрд. руб., а в 2016 данный показатель вырос на 6,6 % и составил 2576,1 млрд. руб. (рис. 1) [15].
Рис. 1. Налог на прибыль: динамика поступлений налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-ноябрь 2016 года (нар. итогом) [15].
Темп роста в 106,6 % вызван тем, что с 2015 года были введены следующие изменения: торговый сбор за пользование площадью; увеличение страховых взносов; а также, предприниматели, находящиеся на льготных режимах таких, как УНС и ЕНВД теперь вынуждены платить налог на недвижимость. Самое существенное изменение, «ударившее» по представителям бизнеса, — это запрет на льготный выкуп помещений, которые арендовал предприниматель в течение пяти лет и более [19].
Еще одной немаловажной причиной медленного развития малых предприятий является доступ к государственным заказам. Во время проведения государственных тендеров малый бизнес не в состоянии конкурировать с крупными предприятиями. Хотя такие факторы, как узкоспециализированность, дешевизна и эффективность дают немалое преимущество над большими компаниями. Предоставление малому бизнесу госконтрактов могло бы частично решить проблему финансирования, предприятия могли бы активно развиваться, а также создавать технологические инновации. Стоит заметить, что государственная политика активно продвигается в этом направлении. По словам директора Департамента развития контрактной системы, Максима Чемерисова, за 2015 год «число госконтрактов, заключенных с малым и средним бизнесом, выросло на 41 % и составило более чем 876 тыс., а сумма контрактов — на 40,6 %, до 488 млрд. руб».. [13]
Таблица 1
Участие МСП вгосзаказе, 2010–2015гг. [7], [12]
|
Количество контрактов, заключенных ссубъектами малого предпринимательства |
Суммарная начальная цена контрактов |
Стоимость контрактов, заключенных ссубъектами малого предпринимательства |
|||
всего |
В% от общего количества контрактов, заключенных по результатам проведенных торгов, запросов котировок ипредложений |
млн.руб. |
В% от общей суммарной начальной цены контрактов, выставленных на торги, исумме контрактов по запросам котировок ипредложений |
млн.руб. |
В% от общей стоимости контрактов исделок, заключенных по результатам проведенных торгов изапросов котировок ипредложений |
|
Для государственных нужд — всего |
||||||
2010 |
129805 |
15,2 |
110750,5 |
3,1 |
93059,4 |
3,0 |
2011 |
122773 |
13,2 |
131153,8 |
3,5 |
106718,7 |
3,1 |
2012 |
156908 |
14,2 |
142742,9 |
2,9 |
117737,8 |
2,7 |
2013 |
185208 |
13,9 |
153579,7 |
3,2 |
126757,1 |
3,1 |
2014 |
310622 |
22,7 |
284329,9 |
6,5 |
226499,7 |
6,1 |
2015 |
876000 |
40,9 |
488000 |
13,9 |
||
В последнее время государство усиленно поддерживает объединение микропредприятий, чтобы они создавали единый кооператив. Впоследствии, это не допустит конкуренции, а наоборот сплотит предприятия в моменты финансовых и технических затруднений. Кроме того, появится возможность выйти на внешний рынок и занять там устойчивую позицию.
В настоящее время государство поддерживает предпринимателей в разных аспектах, например, проводится обучение бизнесменов, предоставляются различные субсидии, земельные участки и рабочие помещения, создаются специальные фонды, под поручительство которых предприниматели могут взять кредиты, и многое другое. В дальнейшем государственная программа по поддержке и развитию российского среднего и малого предпринимательства предполагает продолжение осуществления этих мер.
Первоочередной задачей государства в вопросе поддержания малых и средних предприятий является решение проблемы финансирования с помощью предоставления грантов и субсидий. В 2015 году успешно использовалась программа субсидии на уплату аванса по договору лизинга. Предприниматели среднего и малого бизнеса активно пользовались данной мерой государственной поддержки.На сегодняшний день эти субсидии распространяются на приобретение оборудования и транспорта, но в ближайшее время планируется расширить перечень, добавив к нему легковой транспорт. Максимальный размер такой субсидии составляет 10 млн. руб. Механизм субсидирования немного отличается от предоставления субсидии по части процентной ставки. В этом случае существует гарантия на её получение, т. е. предприниматель не касается процесса самого субсидирования, ему просто предоставляется скидка в лизинговой компании. Ознакомившись детально с этим вопросом, сразу видны плюсы получения лизинга, а не кредита: во-первых, лизинг получить легче, чем кредит, и он требует меньший размер первоначального взноса; а во-вторых, при налогообложении в обычном режиме, предпринимателю, взявшему транспорт или оборудование в лизинг, предоставляются налоговые льготы.
Несмотря на достаточно высокий дефицит Федерального бюджета на 2016 год (3,56 % ВВП) [3], Правительство старается максимально поддержать малый и средний бизнес. В некоторых регионах предприниматели могут получить субсидии на покрытие части затрат. Важно учесть, что такая помощь предоставляется на определенные сферы деятельности и нередко установлены критерии по количеству работников в производстве или эффективности. В основном, в данный перечень входят те виды предпринимательской деятельности, которые существенно влияют на развитие определенного региона.
Помимо вышесказанного, увеличивается субсидирование молодых предпринимателей. Талантливые и амбициозные студенты, выпускники высших учебных заведений могут получить средства для своего стартапа благодаря грантам на конкурсной основе. Проводятся всевозможные мероприятия, на которых начинающие предприниматели могут заинтересовать спонсоров или представителей государственного сектора своей идеей.
Также посредством субсидий государство пытается повлиять на снижение безработицы. Для этого предоставляются субсидии лицам, не имеющим работу (ожидающим на бирже труда, максимальной размер данной субсидии на данный момент составляет 58 тыс. руб.), которые собираются открыть свой бизнес, а также уже работающим предпринимателям. Последним субсидирование предоставляется в виде материальной поддержки для увеличения числа работников из числа безработных.
Кроме финансовой поддержки, для развития бизнеса предпринимателям необходимо расширять рынок сбыта, искать спонсоров и партнеров. Для решения данных проблем государством предоставляются выставочно-ярмарочные площадки. Этот вид государственной поддержки помогает преимущественно начинающим предпринимателям, например, для рекламы товаров или услуг, поиска деловых партнёров и реализации продукции на торговой площадке.
Качественное обучение предпринимателей является важной задачей для развития малого и среднего предпринимательства. По всей России действует не единая программа обучения, а каждый субъект Федерации проводит лекции и тренинги на темы, которые актуальны для данного региона. Затрагиваются наиболее важные вопросы бизнеса с учетом ошибок отечественных предпринимателей и с ориентацией на успешный зарубежный опыт.
При анализе деятельности российских предприятий малого и среднего бизнеса были выявлены следующие наиболее «слабые места»: бизнес-планирование, ведение налоговой отчетности, оптимальный выбор налогового режима, ведение кадрового делопроизводства.
По оценкам самих предпринимателей, в 2016 году государство стало предоставлять большее количество земельных участков и торговых помещений. Для начинающего бизнесмена очень важно то, что это делается на льготных условиях, и в итоге, более выгодно, чем аренда или покупка вышеперечисленного у частных лиц. Кроме этого, активно ведётся деятельность бизнес-инкубаторов для молодых предпринимателей.
Бизнес-инкубаторы предлагают малым предприятиям размещение на своей территории, при этом организация пользуется определенными льготами (офисными и консалтинговыми услугами, доступной арендой помещения) [17]. Венчурные фондына региональном уровне представляют собой коммерческие организации, за счет которых предприятия малого и среднего бизнеса инвестируют средства в сферы сельского хозяйства, биотехнологий, фармацевтику, здравоохранение и прочие субстанции, связанные с научно-техническим прогрессом [18].
Задачи государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2017 год следуют из определенных в ФЗ-88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации в период до 2030 года» основных функций государственных и муниципальных фондов.
Так как предприниматели называют одной из основных проблем вопрос кредитования, то в ближайшие годы планируется провести субсидирование части процентной ставки по кредитам. Но в ближайшее время такая мера будет касаться не всех. В первую очередь возвратить часть процентов смогут сельхозпроизводители и те предприниматели, у которых есть затраты на приобретение оборудования для модернизации товаров и услуг или создания инновационного продукта. Но гарантии на такой возврат сразу не дают. При получении кредита предприниматель может заполнить заявку на субсидию, и если её одобрят, то компенсацию выплатят. Кроме того, необходимо знать на какие конкретные цели и в какие сроки кредитования для получения данной субсидии.
Проблему доступа малых и средних предприятий к кредитованию и финансированию также возможно решить с помощью микрофинансирования, создания организаций-поручителей («Национальная гарантийная система»), а также запуска механизма секьюризации. Данный механизм поможет привлечь иностранные и отечественные инвестиции в сферу малого и среднего бизнеса, а также средства банков, которые от этого также получают выгоду — ликвидность их активов, размещенных на рынках ценных бумаг, повышается. Но для осуществления этого процесса необходимо придерживаться международных стандартов в развитии российских экономических институтов.
Кроме того, в дальнейших планах у Правительства РФ развивать новые методы финансирования, к которым относятся биржи с обращением акционерного или долгового капитала. «Московская биржа» уже имеет специальный сектор «Рынок инноваций и инвестиций», но на сегодняшний день он находится на первоначальной стадии развития.
В перспективе планируется совершенствование уже действующих мер: будет сокращаться количество унитарных предприятий, а доля государственных заказов для малых предприятий — увеличиваться. В этом направлении, по словам Дмитрия Медведева, планируется достичь результата в 25 % от общей стоимости контрактов и сделок, заключенных по результатам проведенных торгов и запросов котировок и предложений к 2018 году, хотя в 2015 данный показатель составлял 13,9 %
Для увеличения количество предприятий малого сектора государство намерено пропагандировать предпринимательскую деятельность и, соответственно, развивать финансово-кредитные организации для обеспечения финансирования предприятий. По оценкам, одной такой организации как АО «Корпорация МСП» будет недостаточно, поэтому планируется создать ещё несколько информационных центров с полным спектром услуг для бизнесменов.
Помимо снижения административных барьеров для входа на рынок, государственная поддержка будет распространяться на развитие конкуренции среди организаций, для увеличения эффективности их работы и выхода на крупные рынки.
В связи с нынешней экономической и политической ситуацией, основным направлением развития будет социальная сфера, то есть создание семейных предприятий и поддержка предпринимателей, создающих бизнес в этой сфере.
Для поддержания отечественного бизнеса была выбрана политика импортозамещения и развития экспорта отечественных товаров и услуг. Эта задача лежит на «Российском экспортном центре» и «Фонде развития промышленности».
Что касается проблемы налогообложения, то на ближайшие три года государством установлен мораторий на увеличение налоговой нагрузки предприятиям. Также будут корректироваться условия применения специальных налоговых режимов для предпринимателей, особое внимание будет уделено патентной системе налогообложения.
Подводя итоги, можно сказать, что в последние годы правительственными программами усиливается государственная поддержка малых предприятий. Основные направления государственной политики в этой сфере нашли отражение в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Как и в предыдущие годы, в «Стратегии развития МСП» Правительства РФ прописаны пункты по усовершенствованию доступа предпринимателей к движимому и недвижимому имуществу, программам для переквалификации работников, а также меры по антимонопольной политике.
В современных условиях политика государства направлена на развитие национального бизнеса, в том числе, планируется укрупнение и усиление российских организаций. Кроме того, активно привлекаются иностранные инвестиции для увеличения финансирования, и расширяется список льгот для начинающих предпринимателей.
В ближайшие годы государственная поддержка будет включать в себя такие меры, как развитие семейных предприятий для улучшения социальной сферы, пропаганда предпринимательской деятельности среди молодежи с помощью тематических лекций и выставок, усовершенствование работы бизнес-инкубаторов и венчурных фондов. Кроме того, для ускорения решения проблем малых предприятий были созданы и будут продолжать создаваться специальные организации такие, как АО «Корпорация МСП» и «Национальная гарантийная система».
Литература:
- Приказ ФСГС от 15.09.2010 N 315 «Об утверждении ститистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за размещением заказов на поставки товаров (работ, услуг) и отгрузкой нефтепродуктов.
- Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в период до 2030. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016г. № 1083-р.
- Вислогузов В., «Ускользающая красота бюджета», газета «Коммерсант», № 244 от 12.01.2017, с. 9
- Климова Н. В. Малый бизнес в России: государственная поддержка или разорение? — Национальные интересы: приоритеты и безопасность № 31, 2013. С 49–55.
- Перов К. А. Разработка механизма поддержки участия малого предпринимательства в поставках продукции для государственных и муниципальных нужд.
- Популо А. А., Популо Г. М. Перспективы развития форм и методов государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. — Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2015. С.113–118.
- Росстат, Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России», 2015 — M., 2015. — 96 с.
- Станякин С. В. Стимулирование развития промышленного комплекса на основе формирования эффективной государственной контрактной системы.
- Тер-Аракелян, Максим Геворкович. Формирование интеграционных образований с участием малых промышленных предприятий.
- Царев В. Е., Вершина Д. А. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: недостатки и механизмы // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 610–614.
- Ресурсный центр малого предпринимательства. Индекс ОПОРЫ RSBI — http://rcsme.ru/ru
- Ресурсный центр малого предпринимательства. Статистика МСП — http://rcsme.ru/ru/statistics
- Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации, Департамент развития контрактной системы. Объем гозакупок от 16.01.2016 — http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/2016160105)
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Налог на прибыль — https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/profitul/
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Налоговая аналитика — https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm
- Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. Мониторинг мер поддержки. Официальная статистика. — http://smb.gov.ru/
- Государственная поддержка малого и среднего бизнеса. — 2014. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.reghelp.ru/podderjka_malogo_i_srednego_biznesa.shtml
- Разработаны дополнительные меры поддержки малого и среднего предпринимательства. — 2014. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.garant.ru/news/536028/
- Поддержка малого предпринимательства:2016–2017 — http://ipipip.ru/podderjka-malogo-biznesa.php