Совершенствование инновационной деятельности для малого предпринимательства
Авторы: Царегородцева Елена Юрьевна, Окладникова Диляра Рамисовна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2017)
Дата публикации: 16.01.2017
Статья просмотрена: 2032 раза
Библиографическое описание:
Царегородцева, Е. Ю. Совершенствование инновационной деятельности для малого предпринимательства / Е. Ю. Царегородцева, Д. Р. Окладникова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 108-111. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/220/11704/ (дата обращения: 16.12.2024).
Формирование эффективных механизмов инновационной деятельности в отечественной экономики с применением потенциала малого бизнеса является актуальной проблемой и заключается в том, что накопленный опыт индустриально развитых и постиндустриальных стран, которые ориентированы на развитие рыночных отношений хозяйствования, безусловно свидетельствует, что малое предпринимательство является необходимым условием достижения экономического успеха, и представляет собой главный двигатель инновационного развития. В развитии такого сектора экономики заинтересованы все структуры, поскольку малый бизнес является основой, на которой будет создаваться вся экономическая пирамида, которая будет способна обеспечить рабочими местами значительную части населения и формирование среднего класса общества. Отсюда следует, что чем быстрее в отечественном государстве будет создаваться значительный слой субъектов малого бизнеса, тем активнее будет происходить становление эффективной модели рыночной экономики, в том числе реализация задач структурной перестройки экономики и ее переход на новый уровень технологического уклада.
В статье предложено совершенствование инновационной деятельности для малого предпринимательства — как неотъемлемая часть коммерциализации инновации в любом предприятии, которые стремятся стать лидерами на рынке. Таким образом целью статьи является совершенствование развития инновационного малого предпринимательства. На основании поставленной цели необходимо рассмотреть проблематику инновационной деятельности малого бизнеса на основе исследования отечественными и зарубежными авторами. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть анализ последних исследований и публикаций в области инновационной деятельности. 2. Рассмотреть тенденцию инновационной деятельности малых предприятий за последний период развития. 3. Дать рекомендации дальнейшему использованию и совершенствованию инновационной деятельности для малого бизнеса.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, малое предпринимательство, коммерциализация, малый бизнес
Процесс коммерциализации инновационной деятельности является проблемой для малых предприятий, и вместе с тем очень важным этапом инновационной активности малых предприятий (далее МП). Поэтому, происходит возмещение затрат основателя (разработчика) инновационного продукта и в дальнейшем получение прибыли от своей идеи.
Инновационная деятельностью — это деятельность, которая направленна поиск новых идей и их дальнейшую коммерциализацию с целью увеличения ассортимента и качества продукции, модернизацию технологий и организации производства [5].
Инновационная деятельность содержит в себе выявленные проблемы предприятий, осуществление инновационного процесса, а также его организацию. Преимущество инновационной деятельности предприятий заключается в том, что все разработанные идеи постепенно стареют. Отсюда следует, что инновация включает в себя изменения в экономике, промышленности, в поведении людей, и поэтому ей необходимо ориентироваться на рынок, удовлетворяя его потребности. Но несмотря на все особенности инновационной деятельности, проблема инноваций в малом бизнесе на сегодня остается открытой [6].
На сегодняшний день еще не сформировалась единая теоретическая позиция в формировании и разработки комплексных мер по развитию инновационного предпринимательства, что подразумевает целесообразным продолжение научных исследователей в данном направлении.
Проблему оценки инновационного развития малых предприятий изучали исследователи и многие ученые, среди которых можно выделить В. Ю. Бурова [2], М. П. Афанасьева, Н. Андерсона, Р. Л. Акоффа, С. Блока, Р. Вилес, Ф. Даманнура, А. Даунса, Г. Зальтмана, А. Г. Загороднего, Р. Зейлера, Р. Кантера, Д. Кэмпбелла, А. В. Козаченко, М. Н. Крейнина, О. Е. Кузьмина, В. Кушпина, Г. Макмиллана, Я. С. Мелнумова, Р. Х. Мэнли, Н. Николсона, А. А. Орлова, И. М. Петровича, Я. Д. Плоткина, П. Половинкина, А. Поршева, Е. Роджера, Н. Н. Ушакову, Р. А. Фатхутдинову, М. Т. Чумаченко, В. В. Шеремета, А. Яковлева [6] и других.
В зарубежных странах, относящиеся к европейским, малый бизнес рассматривается как наиболее важный тип хозяйствования, в основе которого лежит непосредственно поиск нововведений и возможностей производства товаров, услуг на основе научных исследований. Согласно американским ученым Дж. Кей и С. Дейвис, которые рассматривают малое предпринимательство как особый вид деятельности, который содержит основные обязательные условия и требования [4]. В следствии чего, основатель инновационной идеи инициирует соединения ресурсов, капитала и труда в один процесс производства товара или услуги, а также, он решает задачу в принятии важного решения в процессе производительности продукции, которые в последующем будут определять направление инновационной деятельности малого бизнеса. Также, они считают, что под инициатором проекта понимается предприниматель, который стремиться воплотить на основе коммерческой инновационные технологии, а также продукты услуги, с вводом новых форм организации деятельности, которые не имеют аналогов, где инициатор проекта идет на определенный риск.
Помимо всего сказанного, стоит согласиться также с П. Друкер, который выдвигает две предпринимательские функции, которые, на наш взгляд, освещают особые характерные признаки предпринимательства: речь идет о маркетинге и инновации [3]. Ученый утверждает, что бизнес отличается от всех человеческих организаций тем, что он обеспечивает сбыт товаров и услуг, то есть любую организацию, использующую маркетинг при разработке или продаже продукта, можно назвать бизнесом. Вторая функция бизнеса — инновации, то есть предоставление более качественных и дешевых товаров и услуг (недостаточно просто производить дешевые товары и услуги, бизнес должен обеспечивать более качественные и более дешевые). Таким образом, можно говорить о том, что распространение инноваций в экономике является прямым предназначением и функцией предпринимательства. Проблема успешной разработки и реализации инновационных проектов в контексте проведения экономических реформ в России приобретает принципиальное значение. К сожалению, в современных условиях инновационный потенциал малого предпринимательства в России недоиспользуется.
По данным Росстата удельный вес инновационного товара в малом предпринимательстве, работ, услуг в совокупном объеме отгруженного товара, сделанных работ, в российской экономике, составляет 8,5 % по подведенным итогам 2015 года (8,6 % по итогам за 2014 год). Удельный вес организаций, которые производят технологические инновации по данным Евростата, составляют 10,1 %, вместе с тем как в развитых европейских странах такой показатель чуть больше 30 % [7]. Таким образом, потенциал разработок в данном направлении еще не истратил себя.
В странах мира рейтинг по уровню инновационной деятельности малого и среднего бизнеса и результатов, остается неизменным, лидером по-прежнему остается Швейцария. За ней следуют Великобритания, Швеция, Финляндия, Нидерланды, Соединённые Штаты Америки, Сингапур, Дания, Люксембург и Гонконг.
Тенденция отгруженной инновационных продуктов малого предпринимательства можно рассмотреть на графике, где в результате объем отгруженной продукции составил в 2009. — 0,7 %, в 2010г. — 1,2 %, в 2011–1,9 %, в 2012–2.8 %, в 2013 году — 1 %, в 2014 году — 1,1 %, в 2015 году — 3,1 % [7].
Рис. 1. Тенденция инновационной деятельности малого предпринимательства на отечественном рынке, %
За последний период экономического развития наблюдается устойчивая тенденция главных показателей инновационной деятельности. Главный показатель — доля инноваций в результате общего объема отгруженной продукции инновационных предприятий увеличилась и составила 4,1 %. Тем не менее, несмотря на наличие ярко выраженных конкурентных преимуществ по отдельным показателям, сравнение с лидерами демонстрирует масштабное отставание России по многим измерениям рейтинга.
Динамику глобального инновационного индекса России по малому предпринимательству за 2014–2016 гг. представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика глобального инновационного индекса России за2014–2016 гг. [8]
Период |
ГИИ |
Ресурсы инноваций |
Результаты инноваций |
Эффективность инноваций |
2016 |
43 |
44 |
47 |
69 |
2015 |
48 |
52 |
49 |
60 |
2014 |
49 |
56 |
45 |
49 |
Представленные данные глобального инновационного индекса за 2016 период говорит о том, что Россия понемногу улучшает свои позиции по субиндексу ресурсов инноваций (44 место), но не по малому бизнесу. Вместе с тем, эффективность инновационной деятельности страны заметно слабее (69).
Структура Глобального инновационного индекса малого предпринимательства за 2016 представлена на рис. 2.
Рис. 2. Структура Глобального индекса инновационного малого предпринимательства за 2016 [8]
Малый инновационный бизнес (далее — МИБ) — это предприятия, которые имеют на балансе применяемые объекты промышленной собственности (патенты, полезные модели промышленные образцы,), а также те, систематизируют и дают защиту объектам интеллектуальной собственности с коммерческой тайны.
Вместе с тем, инновационная деятельность малых предприятий, как отмечают эксперты, в отличие от существующего сектора научно- исследовательских разработок, не может быть создана по указанию. Для этого необходимы большие разработки, чем финансирование. Речь идет, в том числе, об образовании инновационных форм, как инструмента совершенствования развития малого бизнеса с использованием необходимых условий для формирования инноваций, их внедрении, коммерциализации, расширении направлений стратегического менеджмента, а также присоединения субъектов государственных инновационных институтов.
В целях улучшения ресурсного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности малого инновационного бизнеса (далее МИБ) и решения проблем, авторами предлагается совершенствование инновационной деятельности с введением государственной поддержки в виде инновационной формы как инструмента эффективного развития малого предпринимательства. Данная форма будет иметь вид организации государственных инновационных институтов в виде фондов. Государственное финансирование научной деятельности будет осуществляться по принципу программно-целевого планирования и будет непосредственно связано с возможностями бюджета.
В целях эффективной работы инновационной формы необходимо руководствоваться стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 г., включающая пять ключевых задач: расширить класс инновационных предпринимателей, повысить инновационную деятельность малого и среднего бизнеса, поднять инновационную деятельность государства, сформировать сбалансированный сектор исследований, повысить прозрачность инновационной системы. Стратегия предполагает увеличение доли инновационных предприятий к 2020 г. до 40–50 %, доли российского высокотехнологичного экспорта в общемировом — до 20 %, доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25–35 % [1, с. 1212].
В заключение можно отметить, что совершенствование инновационной деятельности малых предприятий, является необходимым направлением для эффективного развития отечественной экономики.
Литература:
- Бибарсов К. Р. Риски и их влияние на реализацию механизма стратегического управления инновационными проектами // К. Р. Бибарсов, Экономика и предпринимательство, № 11 ч. 3, с. 1212
- Буров В. Ю. Теория и методология развития системы государственного противодействия теневой экономической деятельности субъектов малого предпринимательства/ В. Ю. Буров, диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 2015, с. 189.
- Друкер Питер Ф. Практика менеджмента: пер. с англ. — М.: Вильямс, 2002. — 398 с.
- Дж. Кей и С. Дейвис. Экономикс — Учебник / Дж. Кей, Издательство: ИНФРА-М, 2003 — с. 236
- Кретова Н. В. Риски инновационных проектов и методы их управления на стадии внедрения инновации // Е. Ю. Попова, Н. В. Кретова, Экономика и предпринимательство, 2016, № 11, ч. 3 — с. 657.
- Хохлова Г. И., Окладникова Д. Р. Специфические аспекты инновационно-инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в иркутской области // Г. И. Хохлова, Д. Р. Окладникова, Вестник, № 5 (76), с — 211–212
- Федеральной службы государственной статистики: http:// www.gks.ru
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — http://www. hse.ru
Ключевые слова
малое предпринимательство, инновации, инновационная деятельность, малый бизнес, коммерциализацияПохожие статьи
Развитие конкурентной среды как фактор экономического роста
С развитием экономических теорий пришло понимание, что формирование благоприятной конкурентной среды необходимо для долгосрочного экономического роста, однако, такое позитивное влияние не является автоматическим. Поэтому, основной целью работы являет...
Программы развития студенческой молодежи в области образования: тенденции 2016 г. (по материалам Омского государственного технического университета)
Высшее профессиональное образование оказывает первостепенное влияние на обеспечение всех отраслей народного хозяйства высококвалифицированными кадрами. Только грамотные, эрудированные, нацеленные на достижение высоких результатов и следование самым в...
Совершенствование взаимоотношений субъектов предпринимательства в агропромышленном комплексе с государственными органами власти
Цель исследования заключается в процессе рассмотрения существующей системы поддержки малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе при существующей проблеме развития бизнеса данной отрасли и влияния органов местного самоуправлени...
Роль мотивации в системе удержания квалифицированных сотрудников организации в современных рыночных условиях хозяйствования
Статья посвящена исследованию роли мотиваций квалифицированного персонала с целью его удержания на предприятии. Автором определено, что мотивация является серьезным инструментом стабилизации деятельности не только персонала, но и всего предприятия. Т...
Государственные инструменты продвижения территорий. Успешные практики территориального маркетинга в регионах Российской Федерации
Современная геополитическая ситуация в мире и практики формирования цивилизованного рынка, новые векторы экономического развития диктуют необходимость становления страны как сильного конкурентоспособного игрока на мировом рынке. Такой процесс невозмо...
Институционально-инновационные факторы технологического развития национальной экономики Республики Молдова в условиях глобальной информатизации
На этапе формирования постиндустриального общества актуализировалась проблема воплощения стратегии перехода к интеллектуально-ориентированной модели экономического развития, комплексной модернизации социально-экономической системы государства, что об...
Тенденции развития человеческого потенциала в организациях банковской сферы
Статья посвящена исследованию тенденций развития человеческого потенциала организаций банковской сферы. Автором отмечено, что переход России к рыночным отношениям объективно обусловил развертывание инновационных процессов и быстрое развитие рыночной ...
Влияние цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России
В статье представлены результаты изучения влияния цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России и Республики Казахстан. Цифровая революция охватила всю мировую экономику. В настоящее время идёт переход на дополнение и...
Стратегии выхода компании на международный рынок
В статье актуализируется вопрос развития мировой экономики, что сопровождается различным структурным изменениям. В этой связи авторы указывают на три взаимосвязанных процесса: «интернационализацию», «глобализацию» и «транснационализацию». Эти процесс...
Европейская система образования в русле глобализации: факторы влияния рыночной экономики
В статье рассматриваются факторы формирования и управления системой образования в условиях глобализации. Отмечается, что в условиях современного технологического прогресса, широкого внедрения информационных технологий, интеллектуального капитала, рас...
Похожие статьи
Развитие конкурентной среды как фактор экономического роста
С развитием экономических теорий пришло понимание, что формирование благоприятной конкурентной среды необходимо для долгосрочного экономического роста, однако, такое позитивное влияние не является автоматическим. Поэтому, основной целью работы являет...
Программы развития студенческой молодежи в области образования: тенденции 2016 г. (по материалам Омского государственного технического университета)
Высшее профессиональное образование оказывает первостепенное влияние на обеспечение всех отраслей народного хозяйства высококвалифицированными кадрами. Только грамотные, эрудированные, нацеленные на достижение высоких результатов и следование самым в...
Совершенствование взаимоотношений субъектов предпринимательства в агропромышленном комплексе с государственными органами власти
Цель исследования заключается в процессе рассмотрения существующей системы поддержки малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе при существующей проблеме развития бизнеса данной отрасли и влияния органов местного самоуправлени...
Роль мотивации в системе удержания квалифицированных сотрудников организации в современных рыночных условиях хозяйствования
Статья посвящена исследованию роли мотиваций квалифицированного персонала с целью его удержания на предприятии. Автором определено, что мотивация является серьезным инструментом стабилизации деятельности не только персонала, но и всего предприятия. Т...
Государственные инструменты продвижения территорий. Успешные практики территориального маркетинга в регионах Российской Федерации
Современная геополитическая ситуация в мире и практики формирования цивилизованного рынка, новые векторы экономического развития диктуют необходимость становления страны как сильного конкурентоспособного игрока на мировом рынке. Такой процесс невозмо...
Институционально-инновационные факторы технологического развития национальной экономики Республики Молдова в условиях глобальной информатизации
На этапе формирования постиндустриального общества актуализировалась проблема воплощения стратегии перехода к интеллектуально-ориентированной модели экономического развития, комплексной модернизации социально-экономической системы государства, что об...
Тенденции развития человеческого потенциала в организациях банковской сферы
Статья посвящена исследованию тенденций развития человеческого потенциала организаций банковской сферы. Автором отмечено, что переход России к рыночным отношениям объективно обусловил развертывание инновационных процессов и быстрое развитие рыночной ...
Влияние цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России
В статье представлены результаты изучения влияния цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России и Республики Казахстан. Цифровая революция охватила всю мировую экономику. В настоящее время идёт переход на дополнение и...
Стратегии выхода компании на международный рынок
В статье актуализируется вопрос развития мировой экономики, что сопровождается различным структурным изменениям. В этой связи авторы указывают на три взаимосвязанных процесса: «интернационализацию», «глобализацию» и «транснационализацию». Эти процесс...
Европейская система образования в русле глобализации: факторы влияния рыночной экономики
В статье рассматриваются факторы формирования и управления системой образования в условиях глобализации. Отмечается, что в условиях современного технологического прогресса, широкого внедрения информационных технологий, интеллектуального капитала, рас...