Цель исследования заключается в процессе рассмотрения существующей системы поддержки малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе при существующей проблеме развития бизнеса данной отрасли и влияния органов местного самоуправления на его функционирование. Проанализирован вектор развития малого и среднего бизнеса, влияния государственной политики на этот процесс. Выявлен механизм модели управления им в современных условиях характеризуется высокой значимостью, поскольку его воспроизводственный потенциал далеко не исчерпан и находится только на уровне зарождения. Проанализирована динамику развития взаимодействия органов власти и сектору малого и среднего предпринимательства по агропромышленному сектору, на основе конкретных показателей. Выявлены проблемы в системе взаимодействия местных органов власти с малым и средним бизнесом, определены перспективы и пути развития системы поддержки малого и среднего бизнеса органами местного самоуправления, разработав рекомендации по совершенствованию управления механизмом поддержки малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе. Рассмотрена существующая система содействия развитию малого и среднего бизнеса, которая представляет собой конкретные мероприятия или группу мероприятий, прямо или косвенно улучшающих возможности представителей бизнеса при ведении их деятельности на данной территории. Анализ содействия развитию малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования показал, что тенденция к росту предпринимательской деятельности есть, но пока на низком уровне, так как влияние органов местной власти на этот процесс слабо выражено.
Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, поддержка, агропромышленный комплекс, органы власти
Сегодня существует актуальная проблема содействия малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе с органами власти всех уровней (федерального, регионального, муниципального). Поддержка малого и среднего предпринимательства в настоящее время должно быть одним из приоритетных стратегических направлений государства.
Механизмы содействия развитию предпринимательства представляют собой конкретные мероприятия или группу мероприятий, прямо или косвенно улучшающие возможности представителей бизнеса при ведении их деятельности в данном муниципальном образовании. При этом не следует забывать, что всякое воздействие в сфере рыночной экономики является вмешательством в саморегулирующийся механизм сил, действующих на рынке.
Реализация любых мер по поддержке отдельных предпринимательских структур должна отвечать одному из двух условий:
1) поддержка оказывается не единственному субъекту, а всем субъектам, относящимся к определенной категории предприятий или предпринимателей (например, установление льгот по аренде земли для всех предприятий сферы сельскохозяйственного производства; предоставление льготных условий приватизации арендуемых объектов недвижимости субъектами малого и среднего предпринимательства и др.);
2) поддержка оказывается единственному субъекту в случае, если он был отобран в ходе открытого конкурса, к участию в котором допускались все хозяйствующие субъекты, относящиеся к данной категории (например, предоставление муниципального поручительства на основе конкурса заявок и бизнес планов и др.).
И еще одно важное направление, характерное для администрации, благожелательной к предпринимателям — организация и активное участие в процессе разработки и реализации стратегии развития своего муниципального образования. С этой целью администрация использует определённые механизмы поддержки бизнеса.
Разработка муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере агропромышленного комплекса является важнейшим инструментом поддержки малого предпринимательства, в которых определяются:
1) перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
2) меры, принимаемые для реализации основных направлений и форм поддержки малого предпринимательства;
3) объем и источники финансирования программных мероприятий;
4) исполнители программы.
Органы местного самоуправления, выполняя свои функции в сфере организации хозяйственной деятельности на территории муниципального образования, также могут оказывать существенное влияние на возникновение и развитие, либо на сворачивание конкуренции. Это может достигаться политикой муниципалитета в сфере предоставления земельных участков и иной недвижимости для предпринимательской деятельности, в организации приватизации муниципального имущества и предприятий, в лицензировании отдельных видов деятельности, в организации размещения муниципальных заказов, в предоставлении льгот и с помощью других инструментов.
Система содействия развитию предпринимательства на муниципальном уровне представляет собой активные действия органов местного самоуправления, направленные на всемерную поддержку предпринимательства, развитие инфраструктуры предпринимательства, способствующие достижению экономического процветания данного муниципального образования.
Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Развитие инфраструктуры поддержки бизнеса силами органов власти возможно путём создания различные союзов и ассоциаций предпринимателей, ТПП; специальных организаций по содействию развитию предпринимательства; сети банковских, кредитных, страховых и иных организаций, активно сотрудничающих с бизнесом; привлечения на территорию муниципального образования инвестиций.
К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести различные общественные предпринимательские организации, которые представляют и лоббируют интересы предпринимателей либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем. К ним относятся:
- бизнес-школы, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей и персонал малых предприятий;
- агентства поддержки малого предпринимательства (это консалтинговые фирмы, оказывающие широкий спектр услуг малым предприятиям в регистрации, обучении персонала, получении инвестиций);
- технопарки (структуры, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий);
- технологические центры создаются, как правило, на базе научно-исследовательских институтов и центров;
- бизнес-инкубаторы — структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги;
- учебно-деловые центры, нацеленные на реализацию образовательных программ, а от бизнес-школ их отличает внимание к консалтинговому и организационному сопровождению проектов;
- социально-деловые центры, создаваемые при центрах занятости с целью создания новых рабочих мест для незанятого населения и безработных через развитие малого предпринимательства;
- бизнес-центры, оказывающие как правило, сервисные услуги предпринимателям и бизнесменам;
- региональные информационно-аналитические центры — агентствa поддержки малого бизнеса, инновационные центры поддержки предпринимательства, научно-производственных фирм.
В преуспевающей администрации должен быть создан бессрочно и успешно действует Координационный совет, как консультативный орган, в который входят представители местных властей, руководители и сотрудники предприятий и учреждений, представители всего сообщества. В ходе своей деятельности у предпринимателей возникает необходимость контактов с представителями муниципалитета. Во многих муниципальных образованиях уже созданы и активно действуют специальные подразделения по координации взаимодействия между администрациями и предпринимателями.
Задача муниципалитета заключается в том, чтобы оказать поддержку при создании таких структур и установить тесное взаимодействие в ходе их деятельности. Среди организационных форм взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами наиболее важной является установление цивилизованного контакта между муниципалитетом и предпринимателями. В качестве защиты прав и законных интересов предпринимателей проводится диалог между бизнесом (в лице объединений предпринимателей) и властью.
Организация диалога может происходить в различных формах, например:
- проведение круглых столов, где обсуждаются такие темы, как комплексное социально-экономическое развитие территории, программа содействия развитию предпринимательства, актуальные проблемы местной налоговой политики и другие;
- организация координационных советов по поддержке и развитию предпринимательства, как общественного консультационного органа при главе муниципального образования либо при главе администрации или его заместителе по экономическим вопросам;
- организация мест для обращения предпринимателей к местным органам власти по вопросам ведения бизнеса, по вопросам, связанным с арендой помещения, лицензированием и т. д.
Исходя из вышеизложенного, пути совершенствования муниципального управления в отношении предпринимательства заключаются в следующем:
1. налаживание постоянного диалога местной власти с жителями, для чего можно проводить как формальные встречи в рамках созданного при главе муниципалитета совета сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и неформальные встречи в хозяйствах населения и других территориях;
2. объединение с другими муниципальными образованиями с целью совместного решения проблем создания эффективно работающей инфраструктуры поддержки любого сельскохозяйственного товаропроизводителя;
3. поддержка любых инициатив, рождаемых как внутри предпринимательского сообщества, так и вне его — со стороны общественных организаций, консультантов, фондов и т. п., искать отечественные и международные проекты и гранты, по которым возможно обучать жителей малому предпринимательству и участию в кооперативном движении.
Создание органами власти оптимальных экономических условий для предпринимательской деятельности предполагает проведение соответствующей экономической политики, которая складывается из бюджетной, финансово кредитной, инвестиционной, научно-технической, ценовой, и других видов политики, при реализации которых в комплексе используются как косвенные (экономические), так и прямые (административно ведомственные) методы регулирования.
Совершенствование путей содействия развитию и поддержки органами государственной власти и местного самоуправления малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе является необходимой и основывается на общей выгоде и экономической целесообразности. Совместные усилия субъекта РФ и муниципальных образований, единое понимание задач и принципов функционирования экономики в агропромышленном комплексе, единая политика в экономической сфере, взаимное дополнение мер и мероприятий, направленных на развитие агропромышленного комплекса являются залогом успеха как экономического развития муниципалитетов, регионов, так и федерально экономической политики в целом.
Литература:
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
3. О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности: Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 2008 г. // СПС «Консультант Плюс»
4. Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 № 249-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
5. О Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002–2020 годы: Постановление Правительства Свердловской области от 3 октября 2002 г. № 1262-ПП
6. Балацкий Е., Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденция становления и специфика функционирования // Экономист. 2001, С. 125–132
7. Блинов А. О., Шапкин И. Н. Малое предпринимательство: теория и практика. М., 2003, С. 84
8. Горфинкель В. Я. «Предпринимательство. Гриф МО РФ», М.: Юнити, 2005. Инструменты поддержки бизнеса на региональном и местном уровне. Опыт проекта Оксфам // Под общей редакцией Исуповой С. С. М, 2007, С.126
9. Каганов В. Ш., Ващенко В. П. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник, М.: Академия менеджмента и рынка. Институт предпринимательства и инвестиций, 2001.C.38–56
10. Кавеев Х. Роль и место малых предприятий в экономике РФ // КоммерсантЪ — Власть. 2008. № 8. 35–48 с.
11. Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М., 2000, С. 210
12. Лысаковская Е. В. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса //Право и образование.2008. Вып. № 3. 112 с.
13. Инструменты поддержки бизнеса на региональном и местном уровне. Опыт проекта Оксфам / Под общей редакцией Исуповой С. С. М, 2007, С.37
14. Коган Э. Э. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации // Экономический лабиринт, № 7, сентябрь 2007. Развитие предпринимательства в системе местного самоуправления. 84 с.