В данной статье исследуются проблемы взаимодействия между бизнесом и государственными органами, обеспечивающих реализацию государственной политики в области предпринимательства. С помощью функционального анализа дана оценка механизму взаимодействия местных исполнительных органов (далее — МИО) и их территориальных подразделений с бизнесом, а также мерам государственной поддержки предпринимателей, информационной доступности и цифрового обеспечения государственных органов. Существующие на сегодняшний день формы взаимодействия бизнеса и власти в отечественной практике через Национальную палату предпринимателей РК «Атамекен», ассоциации, институты развития, а также представительств бизнеса в законодательных, консультативно — совещательных органов не дают ожидаемого результата для их развития. Это позволило выявить проблемные зоны во взаимодействии МИО с бизнес-структурами, требующих трансформации и новых подходов, направленных на оперативный и упрощенный процесс. Для решения вопроса об эффективном сотрудничестве нами предлагается разработать единое структурированное информационное и цифровое пространство, как для начинающих предпринимателей, так и для действующих.
Ключевые слова: взаимодействие, бизнес, государство, ассоциации, консультационно-совещательные органы, бизнес-бот, информационное обеспечение, информационно-коммуникационные технологии.
Одним из главных признаков современного и экономического развитого государства является создание благоприятных условий для процессов ведения предпринимательской деятельности, направленных на устойчивое развитие бизнес — сообщества. Государством принимаются различные программы, в рамках которых предусмотрены финансовые и нефинансовые меры государственной поддержки, операторами которых в большинстве случаев являются государственные институты развития, а также МИО. В рамках создания умной системы государственного управления необходимо принятие инновационного экосистемного подхода к оказанию государственных услуг, сопровождающееся другими мерами. [1]
На сегодняшний день одной из актуальных проблем в Казахстане является низкое взаимодействие бизнеса и государства, что приводит к отсутствию информационного обеспечения как у бизнес — сообщества, так и государственных органов. Следует отметить, что проблема взаимодействия власти и бизнеса обусловлена тем, что на данный момент уже отчетливо видно, что казахстанскому предпринимательству присущи определенные черты, несвойственные другим странам, и международный опыт невозможно продублировать на казахстанские реалии так как, имеется разница в каналах взаимодействия бизнеса и власти, также обусловленная спецификой регионов.
Кроме того, одним из проблемных и актуальных вопросов при взаимодействии бизнеса и государства является региональный разрыв в основных подсистемах общества экономической, социальной, политической, духовной, которые влияют на уровень развитости информационной инфраструктуры и уровня цифровой грамотности населения. Решение этих вопросов определило актуальность и выбор темы научной статьи.
Анализ процесса взаимодействия бизнеса и государства
На сегодняшний день государственными органами в рамках реализации государственной политики в области предпринимательства проводится ряд различных мероприятий, в рамках которых необходимо взаимодействовать совместно с бизнес — сообществом для обсуждения и выработки предложений, совместные пути решения, а также выявления проблемных вопросов.
Одной из форм взаимодействия бизнеса и власти являются консультативно — совещательные органы, ( далее — КСО) действующие при всех уровнях системы государственной власти, решения которых носят рекомендательный характер, деятельность КСО регламентируется советующими положениями.
В рамках данного исследования основными КСО по вопросам предпринимательства в разрезе исполнительных органов власти определены 16 комиссии и представлены в таблице 1.
Таблица 1
Перечень КСО в разрезе исполнительных органов власти
Наименование КСО |
Рабочий орган |
Функции и задачи |
Реквизиты акта об образовании комиссии |
Совет отечественных предпринимателей |
МНЭ РК |
Выработка рекомендаций и предложений по вопросам СЭР РК и совершенствования ЗРК по вопросам предпринимательства |
Распоряжение Премьер — Министра от 07.02.2022 года № 24 — р |
Межведомственная комиссия по вопросам регулирования предпринимательской деятельности |
МНЭ РК |
Выработка предложений и рекомендаций по вопросам совершенствования ЗРК РК, регулирующего предпринимательскую деятельность |
Распоряжение Премьер — Министра от 16.11.2018 года № 146 — р |
Совет по вопросам привлечения инвесторов (инвестиционный штаб) |
МИД РК |
Выработка предложений и рекомендаций по инвестиционным проектам |
Распоряжение Премьер — Министра от 19.03.2021 года № 64 -р |
Совет по улучшению инвестиционного климата |
МНЭ РК |
Реализация единой инвестиционной политики в РК |
Распоряжение Премьер — Министра от 29.09.2016 года № 90 — р |
Межведомственная комиссия по промышленной политике |
МИИР РК |
Осуществление межведомственной координации по вопросам формирования и реализации промышленной политики |
Распоряжение Премьер — Министра от 28.04.2022 года № 89 — р |
Координационный совет по участию Республики Казахстан в Евразийском экономическом союзе |
МТИ РК |
Выработка предложений по вопросам носящим стратегический характер в рамках участия РК в ЕАЭС |
Распоряжение Премьер — Министра от 15.10.2021 года № 169-р |
Региональный координационный совет |
Акиматы областей, городов республиканского значения, столицы (Управление предпринимательства) |
Подготовка рекомендации и предложений по определению и развитию государственных программ |
Постановление акиматов областей, городов республиканского значения, столицы |
Земельные комиссии |
Акиматы областей, городов республиканского значения, столицы (Управление земельных отношений) |
Основной задачей комиссии является рассмотрение вопросов земельного характера (заявления о предоставлении земельных участков, изменение целевого назначения) |
Приказ Заместителя Премьер — Министра РК — Министра сельского хозяйства РК от 27.08.2018 года № 359 |
Экспертный совет по вопросам предпринимательства |
Акиматы областей, городов республиканского значения, столицы (Управление предпринимательства) |
Выработка предложений по совершенствованию деятельности государственных органов. Выработка предложений по совершенствованию ЗРК затрагивающего интересы предпринимательства |
Постановление Правительства РК от 28.12.2015 года № 1090 |
Деловой совет города Алматы |
Акимат города Алматы |
Создание благоприятного предпринимательского климата в городе Алматы |
Распоряжение Акима города Алматы № 171 от 26.08.2022 года |
Рабочая комиссия по контролю местного содержания |
Акиматы областей, городов республиканского значения, столицы (Управление предпринимательства) |
Обеспечение динамичного роста доли местного содержания в государственных закупках |
Распоряжение акиматов областей, городов республиканского значения, столицы |
Совет директоров АО «СПК» |
АО «СПК» регионов |
Создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности реализация правительственных инициатив |
Постановление Правительства РК от 31.03.2010 года № 266 |
Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции |
НПП «Атамекен» |
Защита прав предпринимателей, внесение предложений по совершенствованию законодательства |
Приказ |
Согласно таблице 1, основными функциями и задачами КСО как инструмента взаимодействия бизнеса и власти является обсуждение и выработка предложений по вопросам, регулирующих сферу предпринимательства.
Вместе с тем в условиях нынешних реалий механизм взаимодействия в формате КСО в полной мере не способствует развитию предпринимательства поскольку деятельность ограничена нормами положениями, к примеру такими как: проведение заседаний по необходимости, заочная форма заседаний комиссии (по согласованию) , отсутствие публикаций протоколов заседания на интернет-ресурсах государственных органов, что в целом негативно влияет на экономическую активность, защиту прав и законных интересов бизнес — сообщества.
В вопросе о взаимодействии бизнеса и государства ключевую роль играет Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстана «Атамекен» (далее — НПП). В этой связи нами изучена его деятельность на примере Палаты предпринимателей г. Алматы, которая является территориальным подразделением НПП. Основным документом, регламентирующим функции Палаты является Закон РК «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» (Закон Республики Казахстан от 4 июля 2013 года № 124- V).
Для реализации и осуществления основных направлений, Палата в своей деятельности взаимодействует с государственными органами и с бизнесом — сообществом, предусмотренными Законами, а также иными нормативно-правовыми актами Республики Казахстан.
Таблица 2
НПА, регулирующие процессы взаимодействия бизнеса и государства
Уровни НПА |
Название |
1. Основной закон государства |
Конституция Республики Казахстан |
2. Кодексы |
– Предпринимательский кодекс РК – Налоговый кодекс РК – Трудовой Кодекс Республики Казахстан – Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях – Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» – Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Особенная Часть) – Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан – Уголовный Кодекс Республики Казахстан – Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан – Земельный кодекс Республики Казахстан |
2. Законы и другие НПА |
– Закон «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»» – Закон «О государственных закупках» – Закон «О государственных услугах» – Закон «О специальных экономических и индустриальных зонах» – Правил по определению страны – происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, выдаче сертификата о происхождении товара и отмене его действия, установлении форм сертификата по определению страны происхождения товара – О некоторых вопросах обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования (Экономика простых вещей) – Об утверждении Плана мероприятий по реализации первоочередных мер поддержки бизнеса |
3. Государственные программы |
Государственная программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025" Государственная программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы «Еңбек» |
3. Учредительные документы |
– Устав Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан – Положение о Правлении Национальной палаты предпринимателей Республики – Положение о Президиуме Национальной палаты предпринимателей Республики – Положения об органах и структурных подразделениях Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» – Типовой Устав Палаты предпринимателей области (города республиканского значения, столицы) |
4. Правила и иные документы |
– Правила аккредитации и квалификационные требования к аккредитации ассоциаций (союзов), саморегулируемых организаций в сфере предпринимательской деятельности в системе Национальной палаты – Кодекс этики должностных лиц и работников НПП РК, Палат предпринимателей областей, города республиканского значения и столицы, а также юридических лиц с участием НПП РК в качестве единственного учредителя – Перечень бесплатных услуг НПП «Атамекен» |
В соответствии с НПА основными направлениями деятельности Палаты является:
- Защита прав предпринимателей;
- Снижение административных барьеров;
- Поддержка отечественного бизнеса;
- Развитие человеческого капитала;
- Нефинасовая поддержка (сервисная поддержка).
На рисунке 1 представлена Схема взаимодействия Палаты предпринимателей города Алматы с бизнес — сообществом.
Рис. 1. Схема взаимодействия Палаты предпринимателей города Алматы с бизнес-сообществом
- В рамках защиты прав предпринимателей и снижения административных барьероввсоответствии с Законом «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан», а также уставом НПП, Палата оказывает юридическую помощь, представляет интересы предпринимателей в судах и государственных органах, участвует в разработке НПА, а также проводит мониторинг по выявлению и снижению административных барьеров для бизнеса, путем анализа действующего законодательства, вырабатывает рекомендации по снижению административных барьеров, проводит работу по оптимизации разрешительной системы, реформированию контрольно-надзорной деятельности государственных органов, проводит общественный мониторинг, ведет Реестр проблемных вопросов и карты решения проблем предпринимателей, также проводит работу по внедрению анализа регуляторного воздействия, проводит экспертизу нормативных правовых актов и участвует в разрешении споров во внесудебном порядке в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об арбитраже»;
- В рамках поддержки отечественного бизнеса — оказывает помощь отечественным товаропроизводителям в государственных закупках, осуществляет оформление, удостоверение и выдачу сертификатов происхождения товаров (СТ-1, СТ-2, EAV, A СТ-КЗ) ведёт сопровождение проектов государственно — частного партнерства;
- Развитие человеческого капитала (Образование и наука) — оказывает помощь бизнесу в создании учебных центров, внедрение дуального обучения (помощь в заключении договоров), совместно с МОН проводит курсы по переподготовке педагогических кадров в рамках образовательной программы по предмету основы предпринимательства;
- В рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025» (далее — Программа) НПП «Атамекен» является оператором нефинансовой поддержки основной целью которого является: информационно — аналитическое обеспечение, развитие компетенций предпринимателей, а также расширение деловых связей.
Вместе с тем в рамках Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы «Еңбек» является оператором проекта «Бастау Бизнес», участниками которого могут стать как безработные, так и самозанятые люди, желающие начать бизнес.
Кроме того, одним из важных направлений программы является инструмент — « Сервисная поддержка предпринимателей» в рамках которой в специализированных Центрах обслуживания предпринимателей (далее — ЦОП) предоставляются безвозмездные услуги и индивидуальные консультации в онлайн и офлайн формате.
На сегодняшний день в ЦОП города Алматы для субъектов предпринимательства предоставляются следующие услуги в онлайн и офлайн форматах:
– услуги, связанные с ведением бухгалтерского и налогового учета, а также составлением статистической отчетности;
– оказание юридических услуг;
– услуги по вопросам маркетинга;
– услуги, связанные с государственными закупками, закупками национальных компаний и недропользователей;
В рамках реализации приоритетных направлений Палаты в разрезе районов города Алматы действуют 8 районных филиалов.
Вместе с тем в рамках реализации концепции развития государственного управления Республики Казахстан до 2030 года построение «человекоцентричной» модели — «Люди прежде всего» необходимо провести комплексный реинжиниринг и смену парадигмы механизмов взаимодействия бизнеса и власти с использованием информационно — коммуникационных технологий (далее — ИКТ) дальнейший вектор развития, которого будет заключаться в оперативных и эффективных взаимодействиях всех категорий субъектов предпринимательства с властью.
Использование новейших технологий для бизнеса обеспечивает ускорение производства и оптимизацию управления предприятием, упрощает регистрацию предприятия, получение согласований и разрешений, а также снижает трудности при преодолении барьеров для входа на рынок. Таким образом, электронные государственные услуги ориентированы на создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. [2]
Вместе с тем необходимо отметить количественные данные за период работы «бизнес-бота» (рисунок 2).
Рис. 2. Данные за период работы «Бизнес-бота»
Как видно из рисунка 2, удельный вес по взаимодействию субъектов предпринимательства составляет вопросы мер государственных поддержек с институтами развития и государственными органами.
Вместе с тем распространение ИКТ вызывает ускорение социально-экономических процессов, в этих условиях малый̆ и средний̆ бизнес становится особенно уязвимым. Поэтому во многом устойчивость малого и среднего бизнеса зависит от эффективности применения новейших технологий. Во-первых, не следует изолироваться от ИКТ, так как это новый̆ рабочий̆ инструмент, а во-вторых, их необходимо использовать максимально широко, не ограничиваясь рядом простейших задач, разумно встраивать в предпринимательскую деятельность, приспосабливать к ней̆, учитывая потребности клиентов и собственные возможности. [3]
Выводы и рекомендации
В рамках трансформации и построения «человекоцентричной модели» системы государственного управления необходимо на всех уровнях системы государственных органов внедрять инструменты ИКТ с использованием методов проектного управления, внедрять для взаимодействия бизнеса и государства.
Одним из ценных опытов использования ИКТ во взаимодействии с бизнесом в период январских событий в качестве пилотного проекта по предоставлению информационного обеспечения, а также консультационной помощи Филиалом Турксибского района Палаты предпринимателей города Алматы нами разработан чат — бот «Turksib — Business bot» ( Далее — бизнес бот ) на кроссплатформенной системе мессенджера «Telegram».
Основной задачей бизнес бота является оперативное предоставление информации интересующих бизнес — сообщества Турксибского района.
Функционал и информационное наполнение бизнес бота представлены на (таблице 2)
Рис. 3. Структура содержания «Бизнес-бота»
Использование и применение современных технологий в системе государственного управления во взаимодействии с бизнесом играет ключевую роль в улучшении делового климата страны, позволяя обеспечить комплексное решение для всех категории субъектов предпринимательства, а также отдельных групп с предпринимательской инициативой.
Вместе с тем в рамках реализации концепции «слышащего государства» необходимо внедрить стандарты предоставления информационного обеспечения с использованием ИКТ и методов проектного управления, что позволит создать эффективную сервисную модель государства.
Литература:
- Эффективное правительство для нового века — реформирование государственного управления в современном мире Р.Абучакра, М. Хури.;
- Электронное взаимодействие государства и бизнеса проблемы и перспективы. Гуляева В. Б.;
- Обзоры ОЭСР по государственному управлению: Обзор центральных органов государственного управления в Казахстане.;
- SCRUM Революционный метод управления проектами. Джефф Сазарленд;
- Взаимодействие государства, бизнеса и общества позитивная реинтеграция Плаксин С. М. М.: СПРОС-КонфОП, 2009. https://publications.hse.ru/books/80284071 ;
- Закон Республики Казахстан от 4 июля 2013 года № 129-V «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2021 г.) https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31416500;