Современная геополитическая ситуация в мире и практики формирования цивилизованного рынка, новые векторы экономического развития диктуют необходимость становления страны как сильного конкурентоспособного игрока на мировом рынке. Такой процесс невозможен без консолидации усилий органами исполнительной власти на развитии конкурентоспособности и продвижении каждого отдельного региона страны.
В современной экономической политике государство нацелено на ускоренное социально-экономическое развитие и продвижение на международные рынки своих территорий. Для таких задач существует ряд инструментов, направленных на самостоятельную активизацию деятельности регионов. В статье автор на примере Российской Федерации и отдельных субъектах РФ затронет ряд инструментов используемых для ускоренного развития субъектов РФ и продвижения их во внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: инвестиционный климат, продвижение территории, внешнеэкономическая деятельность, деловая активность, региональные рейтинги, маркетинг, территориальный маркетинг, инвестиционные площадки, экономический потенциал, практики, Башкортостан, Российская Федерация, региональный инвестиционный стандарт, регион.
Анализируя текущие проекты, реализуемые Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, можно выделить следующие используемые инструменты для стимулирования региональной экономической деятельности, а также для улучшения инвестиционного климата и продвижения территорий не только субъектов России, но и в целом государства:
– международные деловые события и инвестиционные площадки;
– региональные рейтинги;
– формирование специальных налоговых режимов;
– снижение нагрузки на субъекты МСП в рамках контрольно-надзорной деятельности;
– создание институтов защиты бизнесы;
– разработка регионального инвестиционного стандарта;
– образование ОЭЗ (особая экономическая зона);
– образование ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития).
Реализуя комплекс таких мероприятий, открывается возможность значительно расширить внешнеэкономическую деятельность территории, привлечь частные инвестиции в экономику региона, продвигать национальный и региональный продукт на международные рынки, стимулировать динамику привлечения иностранного капитала и образования новых компаний в регионах Российской Федерации.
В рамках текущей статьи представлены наиболее важные государственные инструменты для продвижения территорий.
Успешным инструментом в сфере деловой и инвестиционной активности, а также во ВЭД является образование инвестиционных площадок и деловых событий для многостороннего взаимодействия с представителями государственной власти стран мира, крупным международным бизнесом, инвестиционными и общественными фондами. Одним из таких является Санкт-Петербургский международный экономический форум, которому в этом году исполнилось 25 лет. ПМЭФ является ключевым событием для продвижения экономики государства и развития дипломатических отношений. Сегодня ПМЭФ является уникальной и самой важной площадкой для выстраивания взаимоотношений между государством и бизнесом как внутри страны, так и на международной арене. В рамках юбилейного ПМЭФ-2022 приняло участие более 13 500 участников из 141 страны мира [11]. Подписано более 890 соглашений на общую сумму 4 трлн 266 млрд рублей, из которых:
– более 160 соглашений в области социально-экономического и межрегионального сотрудничества;
– более 150 международных соглашений;
– более 110 соглашений в сфере высоких технологий;
– 80 соглашений в банковской сфере;
– 50 соглашений в сфере образования и науки.
Доли соглашений представлены на рис. 1.
Рис. 1. Соглашения в рамках ПМЭФ
В рамках реализации такого инструмента как организация международных деловых событий и инвестиционных площадок создан еще ряд популярных площадок для делового диалога, которые призваны продвигать государство в целом или отдельные регионы. Специализированные мероприятия проводятся как на отдаленных территориях с целью привлечения туда деловой активности, так и в крупных региональных центрах.
Для развития удаленных территорий Дальнего Востока проводится фондом «Росконгресс» и Правительством Российской Федерации Восточный экономический форум с 2015 года. ВЭФ является уникальной площадкой для укрепления и создания связей российского и мирового инвестиционного сообщества, всесторонней оценки экономического потенциала российского Дальнего Востока, представления его инвестиционных возможностей и условий ведения бизнеса на территориях опережающего развития.
Также для обсуждения социально-экономического развития регионов, реализации грамотной региональной политики, обмена практиками между регионами, обсуждения реализации национальных проектов, наращивания экономического потенциала и демонстрации инвестиционного потенциала регионов России с целью достижения наилучших условий качества жизни граждан создан Российский Инвестиционный Форум, который проходит ежегодно в г. Сочи и встречает делегации из всех субъектов РФ (в 2019 году приняли участие делегации из 84 субъектов РФ и 79 глав субъектов РФ, представители из 65 иностранных государств).
Следовательно, организация крупных диалоговых площадок является важным инструментом для демонстрации инвестиционного потенциала территорий, установления внешнеэкономических связей между субъектами России и представителями других государств, представителями российского и международного бизнеса.
Региональные рейтинги являются важным и успешным инструментом для развития конкурентоспособности регионов, провоцируя конкурентную гонку между субъектами России и стимулируя их активность по достижению тех или иных показателей. Доходы населения, здоровье и уровень образования населения, объем промышленного производства, ВРП, экологические и климатические условия, освоенность территории, развитие дорожной и социальной инфраструктуры, развитие малого и среднего бизнеса — показатели, характеризующие и оценивающие уровень регионального благополучия субъектов Российской Федерации.
Одним из наиболее популярных и актуальных для регионов является Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах Российской Федерации [2]. Рейтинг был разработан Агентством стратегических инициатив совместно с деловыми ассоциациям в 2014 году. Основной задачей рейтинга является оценка вклада региональных властей в создание благоприятных условий ведения бизнеса и определяет успешные практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне. В пилотный проект рейтинга в 2014 году вошел 21 субъект Российской Федерации. Первое полноценное рейтингование прошло в 2015 году. Деятельность региональных правительств по формированию привлекательной инвестиционной среды и комфортных условий для бизнеса оценили в 76 субъектах России. В 2016 году оценку прошло 85 субъектов, а уже в 2018 в рейтинге на общих условиях приняли участие все регионы России, 51 регион продемонстрировал общий рост интегрального показателя по сравнению с прошлым годом. Стоит отметить рост таких регионов как Республика Башкортостан, которая занимала в 2019 году 16 место, а с приходом обновленной региональной команды уже в 2021 году вошла в топ-5 вместе с такими субъектами, как г. Москва, Республика Татарстан, Тюменская и Тульские области. За период с 2019 по 2021 год Республика Башкортостан значительно усилила деловую активность в регионе и международное взаимодействие, ввела муниципальный инвестиционный стандарт, который повысил эффективность деятельности органов местного самоуправления по формированию благоприятного делового климата в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.
На сегодняшний день в перечне приоритетных региональных рейтингов для оценки территорий, позволяющих сформировать качественную оценку территориального развития, дополнительно стоит отметить следующие:
– рейтинг регионов по уровню содействия развитию конкуренции;
– рейтинг развития государственно-частного партнерства,
– рейтинг эффективности управления в субъектах РФ;
– рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ;
– рейтинг российских регионов по качеству жизни.
Анализ региона на основе рейтингования позволяет оценить как комплексно развитие территории, так и проанализировать приоритетные направления социально-экономического развития, оценить грамотность принятых решений в государственном управлении регионом, сформировать конкурентные преимущества региона, выявить проблемные точки для построения дальнейшей стратегии развития, усилить конкуренцию за инвестиции среди регионов и экономическое развитие.
Региональный инвестиционный стандарт является равноценно сильным инструментом повышения конкурентоспособности территорий и стимулирования деятельности региональных органов для продвижения территории и формирования благоприятного бизнес-климата. Инвестиционный стандарт был разработан Агентством стратегических инициатив и внедрен в 2012 году в 11 пилотных регионов России [3]. В декабре 2012 года в рамках заседания Государственного совета РФ признан успешным опыт пилотного внедрения инвестиционного стандарта. Поручением Президента РФ по итогам Государственного совета региональный инвестиционный стандарт стал обязательным для внедрения всем регионам. Инвестиционный стандарт в рамках развития социально-экономического потенциала и территориального маркетинга позволил в регионах запустить специализированный портал, демонстрирующий инвестиционный потенциал региона, каналы прямой связи между инвесторами и руководством региона, создание специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Также региональный инвестиционный стандарт позволяет ускорить развитие регионального потенциала, улучшить условия ведения бизнеса и удовлетворить потребности компаний как потребителей территориального продукта.
Таким образом вышеперечисленные инструменты нацелены не только на развитие экономики региона, но и на создание привлекательных условий для жизни и видения предпринимательской и инвестиционной активности. Инструменты как проведение деловых событий позволяют соприкоснуться с потенциальной аудиторией территориального продукта, дать возможность ознакомиться с особенностями территорий, условиями ведения бизнеса, развитием туристического потенциала, развитие инновационной деятельности, национальными и региональными продуктами. Такие инструменты, как региональный инвестиционный стандарты и национальный рейтинг инвестиционной привлекательно позволяют укрепить динамику развития конкурентоспособности регионов и стимулировать развитие комфортных условий для развития деловой активности.
Каждый субъект Российской Федерации обладает как индивидуальными особенностями развития и привлекательности территории, так и негативными факторами, влияющими на дальнейшее развитие и продвижение региона. Одним из ярких примеров является Республика Крым, обладающая уникальностью географического расположения, высоким туристическим потенциалом, выходом к Черному и Азовскому морю, слабонасыщенным рынком, но с обратной стороны слаборазвитая инфраструктура и международные ограничения по ведению бизнеса в данном регионе. Крым располагает рядом конкурентных преимуществ, прежде всего, это накопленный потенциал в сфере здравоохранения и рекреации. При создании благоприятных условий и при поддержке соответствующих государственных ведомств образование и наука станут второй по значимости после курортно-рекреационного экономики Крыма.
Начиная с 2014 года Республика Крым за счет развития экономики региона и продвижения своей территории с целью привлечения частных инвестиций достигла следующих показателей на сегодняшний день:
– объем производства сельского хозяйства достиг 43,8 млрд рублей за 2018 год;
– за 11 месяцев 2020 года экспорт АПК составил 15 тыс. тонн;
– в 2016 году объем промышленного производства в Крыму составил 101 млрд рублей, в 2018 году доля промышленности составила 18 % объема ВРП (за период объем промышленного производства вырос в 1,9 раз);
– Республика Крым вошла в топ-10 лучших курортов страны, более 6,8 млн туристов в год посещает регион;
– общий объем инвестиций к 2019 г. вырос в 2,4 раза;
– в Крыму на текущий период реализуется более 180 инвестиционных проектов.
Динамика показателей социально-экономического развития в Республике Крым представлена на рис. 2.
Рис. 2. Динамика показателей социально-экономического развития в Республике Крым [9]
Такой рост привлекательности территории был обеспечен за счет мер, реализуемых как Правительством Российской Федерации, так Советом Министров Республики Крым. Одним из ключевых инструментов продвижения территории выступает проведение ежегодного Ялтинского международного экономического форума. Основной задачей форума является создание управляемой модели непрерывного систематизированного взаимодействия бизнеса и власти в наиболее актуальных областях интеграции Республики Крым в экономику Российской Федерации, разработка приоритетных направлений развития региона и обеспечение внедрения передовых практик и технологий для успешной реализации инвестиционных проектов на территории Крыма. Таким образом, основной миссией форума является содействие полноценной интеграции Крыма в состав России, укрепление и дальнейшее развитие инвестиционного и инновационного потенциала республики. В рамках проведения V Ялтинского международного экономического форума более 4500 делегатов из 89 стран мира, подписано более 100 соглашений на общий объем инвестиций более 215 млрд рублей. Таким образом позиционирование Российского Крыма на международной арене за счет дипломатических взаимодействий с другими государствами и взаимодействий между бизнесом в рамках ЯМЭФ укрепилось. Усилился рост международных инвестиций и количество новых уникальных проектов в регионе. В свою очередь, Ялтинский международный экономический форум является перспективным инструментом и может использоваться в качестве успешной практики для дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности и наращивания потенциала.
Стоит отметить успешные практики территориального маркетинга Республики Башкортостан за счет развития деловой активности и туристического потенциала в регионе. В период с 2019 по н. в. в Башкортостане был реализован комплекс мероприятий, направленный на улучшения условий ведения бизнеса и инвестиционной деятельности.
В первую очередь в рамках осуществления деятельности органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для инвестиционной и предпринимательской активности был создан Стандарт деятельности органов местного самоуправления по развитию предпринимательства в муниципальных районах (городских округах) Республики Башкортостан [4]. Стандарт разработан для реализации следующих направлений деятельности органов местного самоуправления:
– создание благоприятного делового климата;
– привлечение инвесторов и поддержка субъектов предпринимательства;
– инфраструктурное развитие и поддержка инвестиционной и предпринимательской деятельности;
– сопровождение инвесторов;
– защита бизнеса, снижение давления органов контрольно-надзорной деятельности.
Разработка делового календаря мероприятий Республики Башкортостан с целью развития деловой активности в регионе. Республикой Башкортостан разработано и организовано ряд ежегодных мероприятий, направленных на продвижение как Республики в целом, так и определенных малых и удаленных территорий. Важными событиями для международного взаимодействия и привлечения инвестиций являются такие мероприятия, как «Форум малого и среднего бизнеса стран-участниц ШОС и БРИКС»; «Международная неделя бизнеса»; «Международный форум Защита бизнеса»; двухсторонние конференции «Башкортостан-Казахстан», «Башкортостан-Узбекистан», «Башкортостан-Беларусь». Для развития уникальных отраслей рынка Башкортостана проводятся такие отраслевые мероприятия, как «Международный форум «АпиМир», иные мероприятия направленные на развитие рекреации и туризма. Республика также занимается поддержанием и развитием деловой активности в удаленных муниципальных образованиях, Правительство Республики Башкортостан ежегодно проводит в г. Сибай Всероссийский инвестиционный сабантуй «Зауралье», задачей которого трансформировать малый и удаленный город в экономический центр Башкирского Зауралья. По итогам Всероссийского инвестиционного сабантуя «Зауралье» в 2021 году заключено соглашение между Главой Республики Башкортостан Р. Ф. Хабировым и генеральным директором «Макдоналдс Россия» Марком Карена об открытии 7 ресторанов Макдоналдс на территории Башкортостана, включая г. Сибай.
Не мало важным является развитие евразийской коммуникации на пространстве Республики Башкортостан, а именно за счет образования Евразийского научно-образовательного центра и Евразийского экономического центра, которые направлены на объединения регионов Поволжья и Урала для взаимодействия с государствами евразийского пространства, развития между ними трансфера технологий, обмена успешными практиками в научной и экономической деятельности, а также привлечения международных проектов и инвестиций. Евразийский научно-образовательный центр мирового уровня представляет собой новую кластерную модель научно-образовательной, производственно-технологической, пространственно-инновационной и культурной трансформации Республики Башкортостан в ключевого агента страны по обеспечению глобальной конкурентоспособности образования, исследований, бизнеса, качества жизни и гармонизации экономических и гуманитарных связей в евразийских интеграционных проектах, активной участницей которых является Российская Федерация. Евразийский экономический центр, в свою очередь,
В рамках реализации туристического потенциала территории Правительство Республики Башкортостан интенсивно развивает туристические объекты: геопарк «Янган-Тау», геопарк «Торатау». В июле 2022 года планируется открытие музейно-исторического комплекса «Шульган-Таш».
Республика Башкортостан за счет комплексного развития отраслей региональной экономики в ускоренном темпе за счет представленных выше инструментов развивает и продвигает свой регион среди субъектов Российской Федерации, становясь сильным туристическим и инвестиционным центром, конкурентоспособным соперником в гонке за инвестиции.
Развитие территориального маркетинга и механизмы повышения конкурентоспособности регионов, как правило, реализуются в рамках специальных программ повышения конкурентоспособности, либо интегрировано в стратегию социально-экономического развития субъекта РФ, опирающуюся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи регионального развития.
Отталкиваясь от действующих реализуемых федеральных проектов, направленных на повышение конкуренции среди регионов и стимулирования экономического роста, я считаю, что такие проекты необходимо развивать и повысить уровень вовлечения других регионов в конкурентную гонку. Также необходимо развивать международные форумы и инвестиционные площадки не только на уровне страны, а в каждом регионе. По примеру Республики Башкортостан необходимо проводить деловые события, направленные на установления деловых коммуникаций как на международном уровне, так и внутри России, региональная власть не должна стесняться неразвитости удаленных территорий, а наоборот демонстрировать лучшие позитивные стороны и потенциал своих городов для дальнейшего успешного развития.
Немаловажным является, что в рамках экономической политики региона должны решаться такие проблемы, как снижение административных барьеров для ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности, повышение качества инфраструктуры города для бизнес-потребностей, улучшение инфраструктуры для жизни населения, повышение качества жизни населения, продвижение региональных продуктов как внутри страны, так и в рамках экспортной деятельности, создание институтов защиты бизнеса и снижение давления на бизнес со стороны органов контрольно-надзорной деятельности.
Таким образом комплекс федеральных и региональных инструментов, направленных на реализацию экономической политики и продвижения территорий страны при колоссальных усилиях региональных и муниципальных органов управления даст огромный толчок в продвижении территории для привлечения населения, сокращения оттока жителей, запуска международных и федеральных проектов внутри территории, наращивании частных инвестиций. Но при всем этом необходимо, в первую очередь, ориентироваться на потребности представителей всех сегментов потребителей территориального продукта, необходимо комплексно развивать все отрасли региональной экономики. Чтобы о субъекте России говорили, и он стал центром притяжения, он должен стать территорией, на которой хочется жить, на которой будут реализованы все потребности населения с минимальными личными финансовыми затратами.
Литература:
- Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. N 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». — https://base.garant.ru/
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. No 642-р «Перечень показателей, используемых для расчета национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации». — http://static.government.ru/
- Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации («Региональный инвестиционный стандарт»). — https://www.economy.gov.ru/
- Распоряжение Главы Республики Башкортостан от 1 марта 2019 года № РГ-67 «Об утверждении Стандарта деятельности органов местного самоуправления по развитию предпринимательства в муниципальных районах (городских округах) Республики Башкортостан».- https://npa.bashkortostan.ru/
- Башмаков Д. В. «Маркетинг территорий: учебное пособие» / Д. В. Башмаков. — М. ИИУ МГОУ, 2015. — 216 с.
- Ергунова, О. Т. «Маркетинг территории» [учеб. пособие] / О. Т. Ергунова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. –Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017–136 с. ISBN 978–5-7996–2179–7
- Ларсаева Л. Д. Конкурентоспособность региональной экономики и ее факторы в современных условиях // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — С. 150–153
- Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, https://asi.ru/
- Корпорация развития Республики Крым, https://kr82.ru/
- Министерство экономического развития Российской Федерации, https://www.economy.gov.ru/
- Петербургский международный экономический форум, https://forumspb.com/
- Правительство Республики Башкортостан, https://pravitelstvorb.ru/ru/
- Совет министров Республики Крым, https://rk.gov.ru/