Условия повышения эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия
Автор: Беспахотных Любовь Александровна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
Дата публикации: 07.12.2015
Статья просмотрена: 568 раз
Библиографическое описание:
Беспахотных, Л. А. Условия повышения эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия / Л. А. Беспахотных. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 127-130. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/171/9199/ (дата обращения: 17.12.2024).
Эффективность представляет собой относительный показатель, характеризующий отношение результата деятельности к затраченным на его получение ресурсам. Эффективность предприятия представляет собой характеристику внутренней среды предприятия, показатель использования ресурсов, организации производства, т. е. носит достаточно изолированный характер относительно внешнего окружения. Тогда как конкурентоспособность по природе своей имеет место только при наличии предприятий-конкурентов.
В свою очередь, конкурентоспособность предприятия — способность организации производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию в условиях конкретного рынка с наибольшим эффектом на основе эффективного использования имеющихся ресурсов.
Таким образом, эффективность предприятия является основой его конкурентоспособности, но не является ее гарантом.
Мы предлагаем проводить позиционирование сельскохозяйственных предприятий на основе показателей, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Показатели оценки конкурентоспособности предприятия
№ п/п |
Группа показателей |
Наименование показателя |
1 |
Производственные |
урожайность зерновых и зернобобовых, урожайность подсолнечника, молочная продуктивность, себестоимость 1 ц зерновых и зернобобовых, себестоимость 1 ц подсолнечника, себестоимость 1 ц молока |
2 |
Рыночные |
доля рынка зерновых, доля рынка подсолнечника, доля рынка молока, цена 1 ц зерновых и зернобобовых, цена 1 ц подсолнечника, цена 1 ц молока |
3 |
Итоговые |
окупаемость затрат, выручка на 1 га пашни, выручка на 1 работника, прибыль в расчете на 1 ц зерновых и зернобобовых, прибыль в расчете на 1 ц подсолнечника, прибыль в расчете на 1 ц молока |
Оценка уровня конкурентоспособности отдельного предприятия ведется путем сопоставления единичных показателей со среднерыночным значением:
К=∑Рi/Рср, где
Рi — единичный показатель по i-то критерию,
Рср– среднерыночное значение i-го критерия.
В соответствии с данной методикой нами было проведено позиционирование предприятий юго-западной почвенно-климатической зоны Воронежской области по общему уровню конкурентоспособности. По результатам оценки сформированы три группы предприятий по уровню конкурентоспособности: предприятия с высоким уровнем конкурентоспособности, со средним и предприятия с низким уровнем конкурентоспособности.
Логичным продолжением ранее изложенных положений является гипотеза, что для создания условий повышения конкурентоспособности необходимо обеспечить эффективность деятельности предприятия. Для решения данной задачи нами разработаны сценарии обоснования условий повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности для предприятия среднего уровня конкурентоспособности ООО «Восток-Агро» Россошанского района Воронежской области.
Исходными данными для пессимистического сценария являются данные об урожайности и продуктивности предприятия в 2010 г. Данный год был наиболее неблагоприятен для сельского хозяйства в виду установившейся жары и отсутствия осадков в течение летнего периода, что отрицательно сказалось на показателях урожайности, а следовательно, и продуктивности сельскохозяйственных животных.
Традиционный сценарий обоснования эффективных условий повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности базируется на данных об урожайности и продуктивности в 2013 г.
Для обоснования оптимистического сценария развития деятельности сельскохозяйственных предприятий используется гипотеза о повышении показателей урожайности и продуктивности на 20 % по отношению к данным 2013 г.
Разработку сценариев обоснования условий повышения конкурентоспособности и эффективности планируется осуществить при помощи методов экономико-математического моделирования. Целевая функция модели выглядит следующим образом:
где
- прибыль;
— выход товарной продукциис 1 га посева j-ой сельскохозяйственной культуры в денежном выражении;
- площадь посева j-й сельскохозяйственной культуры для различных целей;
–выход товарной продукцииc 1 головы k-й половозрастной группы j-ого вида животных в денежном выражении;
— поголовье животных k-й половозрастной группы j-ого вида животных;
— показатель прямых затрат на производство j-ого вида растениеводческой продукции в расчете на 1 га посева;
— показатель прямых затрат на производство животноводческой продукции в расчете на 1 голову k-й половозрастной группы j-ого вида животных.
Результативность каждого сценария отражается показателями экономической эффективности (таб. 2).
Целесообразно провести оценку конкурентоспособности предприятия в рамках каждого сценария обоснования условий ведения хозяйствования (таб. 3).
Таблица 2
Показатели экономической эффективности
Показатели |
2013 г. (факт) |
Пессимистический сценарий |
Традиционный сценарий |
Оптимистический сценарий |
Произведено на 100 га пашни, ц |
|
|
|
|
зерна |
652 |
890 |
1 076 |
1 291 |
сахарной свеклы |
2 730 |
0 |
3 267 |
3 920 |
подсолнечника |
159 |
86 |
155 |
200 |
свинина |
0 |
0 |
0 |
0 |
Произведено в расчете на 100 га сельхозугодий |
|
|
|
|
молока, ц |
376 |
221 |
432 |
519 |
прироста КРС, ц |
12 |
25 |
25 |
25 |
товарной продукции, тыс. руб. |
1 414 |
733 |
1 745 |
2 024 |
прибыли, тыс. руб. |
-442 |
-829 |
42 |
431 |
Снижение урожайности и продуктивности до уровня 2010 г. логично приведет к снижению эффективности и конкурентоспособности ООО «Восток-Агро», что в свою очередь приведет к выпадению предприятия из группы средней конкурентоспособности в группу аутсайдеров.
Оптимизация производственно-отраслевой структуры при фактических значений урожайности и продуктивности привет к повышению эффективности, а соответственно и, конкурентоспособности, но этого повышения недостаточно, чтобы перейти в группу лидеров.
И только реализация оптимистического сценария представляет собой наиболее благоприятные условия для повышения эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет рост урожайности и продуктивности, оптимизации структуры посевных площадей с соблюдением требований организации севооборотов и обеспечения оптимального рациона кормления животных, так реализация этих мероприятий приведет к переходу ООО «Восток-Агро» из группы средних по уровню конкурентоспособности предприятий в группу лидеров.
Рассмотренные сценарии создания условий повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий еще раз подтверждают гипотезу о том, что эффективность является основой конкурентоспособности, но обеспечения эффективности сельскохозяйственного производства недостаточно для обеспечения конкурентоспособности предприятия в целом.
Таблица 3
Оценка конкурентоспособности по результатам обоснования условий повышения конкурентоспособности и эффективности
№ п/п |
Наименование сценария |
Производственные |
Рыночные |
Итоговые |
Сумма коэффициентов |
Наименование группы |
|||||||||||||||
Урожайность зерновых и зернобобовых, ц/га |
Урожайность подсолнечника, ц/га |
Молочная продуктивность, ц/гол |
Себестоимость 1 ц зерновых и зернобобовых, руб./ц |
Себестоимость 1 ц подсолнечника, руб./ц |
Себестоимость 1 ц молока, руб./ц |
Доля рынка зерновых, % |
Доля рынка подсолнечника, % |
Доля рынка молока, % |
Цена 1 ц зерновых и зернобобовых, руб./ц |
Цена 1 ц подсолнечника, руб./ц |
Цена 1 ц молока, руб./ц |
Окупаемость затрат. % |
Выручка на 1 га пашни, тыс. руб./га |
Выручка на 1 работника, тыс. руб./чел. |
Прибыль в расчете на 1 ц зерновых и зернобобовых, руб./ц |
Прибыль в расчете на 1 подсолнечника, руб./ц |
Прибыль в расчете на 1 ц молока, руб./ц |
||||
1 |
2013 г. факт |
1,09 |
0,84 |
1,41 |
-0,03 |
0,16 |
0,04 |
0,02 |
0,03 |
0,19 |
0,83 |
0,89 |
1,00 |
0,87 |
1,32 |
0,90 |
-0,41 |
0,96 |
1,06 |
11,17 |
средние |
2 |
Пессимистический |
0,93 |
0,34 |
0,72 |
0,30 |
-1,05 |
-0,87 |
0,04 |
0,02 |
0,12 |
0,61 |
0,84 |
1,00 |
0,63 |
0,68 |
0,46 |
-0,21 |
-0,87 |
-78,84 |
-75,14 |
аутсайдеры |
3 |
Традиционный |
1,19 |
0,84 |
1,41 |
0,05 |
0,16 |
0,04 |
0,08 |
0,03 |
0,22 |
0,95 |
0,84 |
1,00 |
1,16 |
1,63 |
1,10 |
0,83 |
0,84 |
1,04 |
13,42 |
средние |
4 |
Оптимистический |
1,43 |
1,01 |
1,69 |
0,21 |
0,30 |
0,20 |
0,09 |
0,04 |
0,25 |
0,88 |
0,84 |
1,00 |
1,35 |
1,89 |
1,28 |
1,48 |
1,04 |
14,96 |
29,93 |
лидеры |