Неналоговые источники формирования доходов бюджета Белгородской области и резервы увеличения их поступлений
Авторы: Кобзева Екатерина Александровна, Черкашина Екатерина Александровна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
Дата публикации: 23.11.2014
Статья просмотрена: 2369 раз
Библиографическое описание:
Кобзева, Е. А. Неналоговые источники формирования доходов бюджета Белгородской области и резервы увеличения их поступлений / Е. А. Кобзева, Е. А. Черкашина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6710/ (дата обращения: 25.12.2024).
Региональные бюджеты занимают важное место в бюджетной системе Российской Федерации. За счет средств региональных бюджетов осуществляются приоритетные направления государственной политики.
Бюджет Белгородской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов запланирован с дефицитом в размере 5 852 015тыс. рублей, 5 222 796 тыс. рублей и 4 522 955 тыс. рублей соответственно. Таким образом, планируется, что дефицит будет постепенно уменьшаться, оставаясь, тем не менее, существенным на ближайшую перспективу.
В связи с этим необходимо выявить резервы роста доходов бюджета Белгородской области с целью обеспечения региональных органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для решения приоритетных социально-экономических задач.
Развитие собственного доходного потенциала с одновременным снижением зависимости от межбюджетных трансфертов — одна из ключевых задач региональной бюджетной политики.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Таким образом, основу доходной части бюджета составляют налоговые, неналоговые поступления и безвозмездные поступления. Все существующие налоги, в том числе и региональные, регламентированы Налоговым кодексом Российской Федерации. В связи с этим, региональные органы власти во влиянии на налоговую политику ограничены.
К неналоговым доходам бюджетов относятся доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами Белгородской области и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований [5].
Отличительной особенностью неналоговых доходов является то, что объем и полнота их поступления в бюджет, а также своевременность их зачисления полностью зависят от принятой тем или иным регионом политики в отношении данных доходов.
В связи с этим, особое внимание в вопросе о повышении поступлений в региональный бюджет следует уделить мобилизации неналоговых доходов. Неналоговые источники доходов бюджета Белгородской области представлены на рис. 1.
Неналоговые доходы субъектов РФ — это поступающие в распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах [6]. Неналоговые доходы могут выступать в качестве как обязательных, так и добровольных платежей.
Они отличаются от налогов также особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления — с другой.
Отмечая важность исследуемых источников пополнения регионального бюджета, необходимо выявить резервы их увеличения.
Так, в качестве источников и способов привлечения дополнительных средств в региональный бюджет можно выделить:
1. Стимулирование наращивания прибыльности государственных и муниципальных унитарных предприятий.
2. Оптимизация управления доходами, имеющими целевое финансирование.
3. Повышение эффективности использования имущества, находящегося в собственности субъекта региона РФ.
Так, в качестве резерва пополнения доходной части бюджета можно использовать предоставление земельных участков под коммерческое строительство с применением схем компенсационных выплат. Использование компенсационных выплат не только позволит направить дополнительные средства в бюджет за счет более полного учета изменений конъюнктуры рынка недвижимости, но и создаст равные условия для всех инвесторов, осуществляющих коммерческое строительство.
При совершении сделок по сдаче государственного имущества в аренду, передаче его в доверительное управление, а также сделок по его отчуждению для оценки стоимости имущества часто привлекаются независимые оценщики. По результатам некоторых проверок были выявлены факты, как занижения стоимости оцениваемых объектов, так и завышения, что в конечном итоге приводило к потерям бюджета. Соответственно региональные органы власти должны принимать практические меры по усилению внимания со стороны структур, занимающихся вопросами имущественно-земельного комплекса, к работе по организации и контролю за деятельностью независимых оценщиков, привлекаемых к оценке стоимости госсобственности.
4. Продажа неэффективной собственности субъекта региона инвесторам. Данная мера будет способствовать снижению затрат на содержание объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
5. Повышение отдачи от вложений в финансовые и иные активы.
6. Проведение региональных лотерей. Лотерея — форма добровольного привлечения средств населения путем продажи лотерейных билетов, при которой часть привлеченных средств разыгрывается в виде денежных или вещевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов. Привлекательность лотерей для населения позволяет использовать их в целях пополнения финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.
Рис.1. Неналоговые источники доходов бюджета Белгородской области
В качестве ещё одного резерва пополнения доходной части бюджета можно использовать предоставление земельных участков под коммерческое строительство с применением схем компенсационных выплат. Использование компенсационных выплат не только позволит направить дополнительные средства в бюджет за счет более полного учета изменений конъюнктуры рынка недвижимости, но и создаст равные условия для всех инвесторов, осуществляющих коммерческое строительство.
Таким образом, современные тенденции развития финансовой системы свидетельствуют о расширении самостоятельности субъектов Российской Федерации в области управления финансами. Всё это, тем самым, свидетельствует о необходимости выявления резервов роста доходной части бюджета субъектов.
В области бюджетной политики субъекту Российской Федерации следует стремиться к наиболее эффективному использованию внутренних резервов расширения доходной базы. В частности, было предложено увеличение доходов бюджета за счет следующих неналоговых источников:
- наращивание прибыльности предприятий, находящихся в собственности субъекта РФ;
- получение доходов от более эффективного использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
- продажа неэффективной собственности;
- проведение региональных лотерей;
- повышение отдачи от вложений в финансовые активы.
Литература:
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: федер. закон от 5 июля 2000 г. № 117-ФЗ (действующая редакция от 01.10.2013)// Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
3. Закон Белгородской области от 28.11.2002 № 54 (ред. от 11.07.2014) «О транспортном налоге» (принят Белгородской областной Думой 28.11.2002)// Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
4. Закон Белгородской области «О налоге на имущество организаций» от 27 ноября 2003 г. № 104 (ред. от 20.12.2013)// Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
5. Закон Белгородской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Белгородской области» от 16 ноября 2007 г. № 162 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
6. Химичева Н. И. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. — Ф59 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 749 с.
7. Титова И. Н., Девкина А. С. Структурный анализ дохода бюджета Белгородской области // Экономика и социум. — 2014. — № 1 (10).
8. Черкашина Е. А., Соловьева Н. Е., Панченко А. Е. Анализ опыта организации системы налогового администрирования в США и Германии // Экономика и современный менеджмент: теория и практика, Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. С. 108–114.