Бюджет любого населенного пункта представляет собой распределение средств, являющихся доходами и расходами, которые относятся к определенному хозяйственному субъекту на конкретный временной интервал. На сегодняшний день муниципальные образования имеют низкую степень обеспеченности собственными средствами, что создает существенную проблему для развития и обеспечения высокого социально-экономического уровня в муниципальном образовании.
Ключевые слова: бюджет, налоги, доходы, расходы, правовое регулирование, экономика, государство.
Доходы, определяющие бюджет, основываются на формировании в рамках законодательных норм, в том числе с позиции законодательства о бюджете, налогах, обязательных платежах.
Налоговая система России определяется совокупностью федеральных налогов и сборов, региональных и местных налоговых поступлений. При этом, следует отметить, что распределение налогов осуществляется в рамках нормативов, утвержденных Бюджетным кодексом РФ [2].
Налоги и сборы регионального уровня поступают в бюджет субъектов России, однако могут быть перечислены в местные бюджеты согласно утвержденным нормативам.
Местные же налоги и сборы имеют место зачисления в бюджеты муниципальных образований.
Также необходимо отметить наличие неналоговых доходов бюджета, которые характеризуются образованием посредством продажи имущества или его использования. Такое имущество находится в собственности государства. Также неналоговые доходы предполагают оказание платных услуг в адрес бюджетных учреждений, реализация мер ответственности в отношении граждан и юридических лиц, нарушивших законодательные нормы.
Финансы муниципального образования можно охарактеризовать как систему отношений социально-экономического уровня, складывающиеся в рамках образования, распределения и использования финансовых средств местного назначения.
В рамках положений ст. 12 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления осуществляют управление самостоятельно, в пределах своих полномочий. При этом, положения ст. 130 вышеназванного закона предполагает осуществление муниципального управления посредством самостоятельного регулирования вопросов местного уровня [1].
Необходимо отметить, что в настоящий момент муниципальные образования не имеют достаточного уровня обеспеченности финансовыми средствами, что обуславливает различные проблемы местного уровня. В частности, в рамках ст. 55 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определена обязательность соблюдения принципов формирования бюджетов, установленных бюджетным законодательством России. Однако, данная статья не носит конкретизирующего характера, что приводит к отсутствию строго регламентированной системы отнесения доходов к собственным доходам муниципальных образований [4].
Для уточнения доходов, относящихся к собственным доходам муниципалитетов, следует рассматривать ст. 47 Бюджетного кодекса РФ, положения которой определяют следующее: к собственным доходам бюджетов могут быть отнесены налоговые и неналоговые доходы, доходы, относящиеся к безвозмездным поступлениям [2].
Рассматривая вопрос налоговых доходов, следует проанализировать ст. 15 Налогового кодекса следует отметить, что налоги и сборы муниципальных образований включают налоги на имущество физических лиц, земельные налоги и торговые сборы. Данный перечень налогов и сборов достаточно незначителен. Такое положение дел обуславливает проблему, касающуюся недостаточности обеспечения расходов, которые сопряжены с деятельностью муниципального управления и направлены на повышение социально-экономического уровня жизни муниципалитета [3].
Таким образом, высказанное выше предположение о недостаточной обеспеченности муниципальных образований доходами для обеспечения покрытия расходов, является обоснованным. В частности, предположение можно подчеркнуть и официальной статистикой, публикуемой Министерством финансов России. На рис. 1 представлена динамика изменения показателя объема муниципального долга.
Рис. 1. Динамика показателя муниципального долга [5]
Несмотря на то, что динамика показателя муниципального долга характеризуется снижением за анализируемый период времени, муниципальный долг по-прежнему остается достаточно значимым. Такое положение дел фиксирует недостаток собственных доходов, получаемых муниципалитетами. При этом, отсутствие изменений структуры собственных доходов на законодательном уровне не дает возможности муниципальным образования повысить величину собственных доходов и достичь высокого уровня самостоятельности в вопросах удовлетворения имеющихся потребностей.
Таким образом, бюджеты муниципальных образований в настоящее время находятся в высокой степени зависимости от федеральных бюджетов, бюджетов субъектов РФ, следовательно, эффективность местного самоуправления характеризуется недостаточным уровнем. При этом, для повышения эффективности местного самоуправления и снижения зависимости от бюджетов высшего уровня, возникает потребность в пересмотре действующих законодательных норм, регулирующих вопросы формирования бюджетов местного уровня.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, N 144, 04.07.2020
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.05.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 03.08.98, ст.3823
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.05.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 03.08.98, ст.3824
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 40, 06.10.2003, ст.3822
- Министерство Финансов РФ. Статистика. URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/subbud/sub_debt/?id_65=129701-obem_i_struktura_gosudarstvennogo_dolga_subektov_rossiiskoi_federatsii_i_dolga_munitsipalnykh_obrazovanii (дата обращения: 01.06.2022)