В статье затронута актуальная тема муниципальных финансов, касающаяся формирования доходов местных бюджетов. В работе обозначены факторы, оказывающие влияние на данный процесс. Выделены проблемы при формировании доходов, а также предложены возможные меры решения данных проблем.
Ключевые слова: местный бюджет, муниципальное образование, местное самоуправление, доходы.
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что муниципальный бюджет является основным источником для реализации функций, целей и задач, стоящих перед муниципальными образованиями. Бюджеты муниципальных образований выступают важным инструментом и фактором развития территорий. Несбалансированность бюджета является фактором, препятствующим обеспечению высокого уровня качества жизни населения и решению актуальных вопросов преобразования экономики территорий.
Муниципальный бюджет является важнейшим базовым элементом экономики местного самоуправления. [3, с. 275] Бюджетный кодекс определяет муниципальный бюджет, как форму образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Бюджет муниципального образования обладает следующими характеристиками:
– обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности населения соответствующего муниципального образования, также формирует и поддерживает систему социальных гарантий и служит целями благоустройства;
– наличие достаточного количества муниципального бюджета призвано обеспечить стабильность местной власти, а также ее относительную независимость от вышестоящих структур;
– используется для реализации финансовых интересов муниципалитета как собственника. [4, с. 1581]
Процесс формирования и расходования средств местного бюджета имеет первостепенное значение в управлении финансовыми ресурсами каждого муниципального образования, поскольку осуществление полномочий, отнесенных к местному самоуправлению, должно опираться на прочную финансово-экономическую основу. В настоящее время наблюдается слабая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, из-за чего наблюдается зависимость местного самоуправления от органов государственной власти.
Согласно данным об исполнении местных бюджетов, в объеме поступивших по состоянию на 01.10.2021 доходов, налоговые доходы составили 1039,8 млрд. рублей (28,6 %), неналоговые — 207,4 млрд. рублей (5,7 %), безвозмездные поступления, в т. ч. межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней (с учетом субвенций и возвратов остатков прошлых лет) — 2382,8 млрд. рублей (65,7 %).
Такое положение является предпосылкой формирования финансовой зависимости муниципальных образований от отчислений из бюджетов других уровней, что сказывается на выполнении своих функций органами муниципальных образований.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что муниципалитеты в основном заинтересованы в исполнении минимального перечня своих расходных обязательств, а это означает, что муниципальные образования должны иметь собственные средства, которыми смогут самостоятельно распоряжаться и направлять на осуществление своих обязательств.
Этот вопрос имеет наибольшую актуальность для органов муниципальной власти, которые в настоящее время не располагают финансовыми ресурсами, необходимыми для совершенствования территории муниципального образования, а также финансирования других расходов.
Большая доля муниципальных образований имеет одинаковые трудности:
– недостаток собственных финансовых ресурсов, необходимых для осуществления предусмотренных законом расходных полномочий;
– необходимость обеспечения сбалансированности бюджета, приводящая к большому объему муниципальной задолженности;
– недостаток средств из вышестоящих бюджетов для реализации делегированных государственных полномочий.
Повышение самодостаточности местных бюджетов, расширение доходного потенциала, повышение эффективности использования бюджетных средств является базовыми компонентами бюджетной политики не только на уровне муниципальных образований, но и вышестоящих уровней бюджетной системы. [5, с. 49]
Одним из основных фактором, негативно влияющим на формирование местных бюджетов, является несовершенство действующего законодательства. На данном этапе необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в части укрепления налоговой базы муниципальных образований.
В то же время, органы местного самоуправления не вправе устанавливать налоги на муниципальном уровне, так как это противоречит налоговому законодательству, они могут вводить только те налоги, которые устанавливаются федеральными органами власти.
Решением проблемы является создание устойчивой налоговой базы на уровне местного самоуправления, содержащей в себе наилучшее соотношение финансирования местных бюджетов за счет налогов и за счет дотационной помощи. Также необходимо принять меры по законодательному закреплению учета соразмерности материальных возможностей муниципалитета возложенным на него функциям.
Увеличение доходов местного бюджета за счет увеличения налоговых поступлений весьма проблематично. Это связано, прежде всего, с сильными правовыми ограничениями местных бюджетов в налоговой сфере. Также большое значение имеет тот факт, что повышение налоговых ставок, расширение круга объектов налогообложения, а также отмена льготных категорий субъектов налогообложения вызывает негативный общественный резонанс. В результате чего, органы местного самоуправления могут реально стимулировать увеличение налоговых поступлений в бюджет только за счет возврата недоимки.
Это можно осуществить путем проведения информационной работы с населением. Необходимо информировать налогоплательщиков не только о сроках и порядке уплаты местных налогов, но и о направлениях использования полученных средств.
Также одной из возможных мер по увеличению доходной базы территорий за счет местных налогов является введение в экономический оборот неучтенных земельных и имущественных объектов. К таким объектам относятся самовольно занятые земельные участки, возведенные без разрешительных документов здания, несоответствия по площади земельных участков и недвижимого имущества, реконструкция, перепланировка, изменение целевого назначения, бесхозное содержание зданий, сооружений, строений, жилых и нежилых помещений.
Для решения данных проблем необходимо провести инвентаризацию и регистрацию объектов недвижимого имущества в органах, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Для увеличения неналоговых доходов следует разработать комплекс мероприятий, направленный на такие неналоговые доходы, по которым муниципалитеты имеют реальные мобилизационные возможности. В первую очередь, доходы от использования муниципального имущества. Систематизация информации о наличии и использовании такого имущества поможет увеличению данного рода поступлений. Для этого рекомендуется провести следующие мероприятия:
– осуществлять инвентаризацию муниципального имущества для выявления неиспользуемого и определения направлений его эффективного использования;
– составить и утвердить перечень сдаваемого в аренду недвижимого имущества в целях увеличения дохода, получаемого в виде арендной платы или иной платы за передачу такого недвижимого имущества во временное владение и пользование;
– проводить своевременную корректировку объема арендной платы с целью максимально приблизить ее к рыночной стоимости и сформировать четкое обоснование исключений из этого правила;
– выявлять неиспользуемые основные фонды, переданные муниципальным органам, для реализации соответствующих мер по их сдаче в аренду или продаже.
Одним из малоиспользуемых способов увеличения доходов муниципальных бюджетов является стимулирование инвестиционной активности, поскольку отсутствуют эффективные инструменты, направленные на повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований. Инвестиции в производственные проекты и объекты социальной инфраструктуры обеспечивают рост доходов местных бюджетов не только по статьям безвозмездных поступлений, но и налоговых, а также позволяют сгладить проблемы с занятостью населения. Внедрение инструментов инвестиционной привлекательности малых территорий необходимо осуществлять с учетом долгосрочных прогнозов развития, так как отсутствие перспектив не создаст основы для эффективной реализации инвестиционных проектов.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что ограниченность доходов местных бюджетов связана с действующими нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, однако данная ситуация в большей степени затрагивает налоговые поступления. При формировании неналоговых доходов органы местного самоуправления обладают более широкими полномочиями, что позволяет им повысить эффективность и собираемость доходов от использования муниципальной земли и недвижимости. Поэтому органам местного самоуправления необходимо проводить работу по разработке целого комплекса мер, направленных на увеличение доходной части местных бюджетов.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
- Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
- Бебякина М. А. Повышение доходов местных бюджетов / М. А. Бебякина // Экономика и социум. — 2017. — № 6–1 (37). — С. 274–281.
- Глубокая, И. И. Финансы местного самоуправления: понятия, источники, особенности формирования местных бюджетов / И. И. Глубокая, Е. И. Якупова // Эволюция российского права: Материалы ХIХ Международной научной конференции молодых учёных и студентов / Уральский государственный юридический университет, 2021. — С.1577–1583
- Коновалова, С. А., Актуальные проблемы в системе местных бюджетов РФ / С. А. Коновалова, К. Ю. Багратуни // E-Scio. — 2019. — № 7 (34). — С. 47–52.
- Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/