В статье на основе аналитических данных обозначены основные проблемы наполняемости доходной базы местных бюджетов, а также определены основное направления и способы ее укрепления.
Ключевые слова: доходная база, доходы местных бюджетов, налоговый потенциал, инициативное бюджетирование.
Выполнение государством своих функций, поддержание экономической стабильности в стране, непрерывное социально-экономическое развитие отдельных территорий невозможно без наличия соответствующей финансовой базы, основу которой составляют доходы бюджета.
С целью обеспечения полномочий органов исполнительной власти муниципального уровня достаточными источниками финансирования вопросы формирования доходов местных бюджетов требуют обоснованного научного осмысления и практического решения.
Для современного этапа развития межбюджетных отношений характерно повышенное внимание к проблеме укрепления доходной базы муниципалитетов с целью обеспечения самодостаточности местных органов власти и получения жителями территорий необходимого количества общественных благ.
При эффективной политике в области планирования бюджетной доходов и грамотном подходе к планированию и мобилизации доходов муниципальных бюджетов повышаются инвестиционные возможности, качество жизни населения, растет производительность труда.
Доходная база местных бюджетов формируется за счет налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.
По данным Министерства финансов Российской Федерации в совокупном объеме поступлений собственных доходов бюджетов муниципальных образований в 2018 году налоговые и неналоговые доходы составляли 53,7 %, межбюджетные трансферты (без учета субвенций) и другие безвозмездные поступления — 46,3 %. В 2017 году удельный вес этих групп составлял 55,6 % и 44,4 % соответственно.
При этом в собственных доходах бюджетов муниципального уровня в целом по Российской Федерации на налоговые доходы в 2018 году приходилось 44,1 %, что на 0,7 % ниже уровня 2017 года. На долю неналоговых доходов в 2018 году приходилось 9,6 %, в 2017 году — 10,8 % [1].
При этом как налоговые, так и неналоговые доходы помимо сокращения своего удельного веса в общем объеме поступлений местного бюджета характеризуются неравномерностью распределения по видам муниципальных образований со значительным перевесом в пользу городских округов и муниципальных районов.
Несмотря на то, что безвозмездные поступления в виде трансфертов (за исключением субвенций) категориально входят в структуру собственных доходов местных бюджетов, при большом удельном весе они ослабляют финансовую устойчивость бюджетов.
Таким образом, в качестве основных направлений укрепления доходной базы бюджетов муниципальных образований следует рассматривать повышение собираемости налоговых и неналоговых доходов.
В стремлении укрепления налоговой составляющей доходной базы муниципалитетов можно выделить следующие основные направления работы:
− сокращение числа выпадающих из налогообложения объектов недвижимого имущества (строения, земельные участки) путем проведения инвентаризации объектов земельной и имущественной собственности;
− выявление земельных участков, при налогообложении которых используется ставка земельного налога, не соответствующая фактическому виду использования земельного участка;
− повышение налогооблагаемой базы за счет актуализации кадастровой стоимости недвижимого имущества и земельных участков;
− выявление иногородних организаций, заключивших муниципальные контракты для выполнения работ на период более одного месяца, в целях проведения мероприятий по постановке их на налоговый учет по месту осуществления деятельности [2];
− выявление предпринимателей, которые не состоят на налоговом учете;
− стимулирование осуществления инвестиционных вложений, укрепление и развитие производственной базы, повышение уровня деловой активности населения, стимулирование развития малого бизнеса;
− повышение информированности жителей муниципалитетов путем проведения консультаций и разъяснительной работы, нацеленной на повышение уровня их осведомленности об обязанности осуществления в установленном законодательством порядке государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на объекты недвижимости и уплаты имущественных налогов [2];
− выявление граждан, которые трудоустроены неофициально и получают заработную плату «в конвертах» [3];
− выявление хозяйствующих субъектов с признаками выплаты серой заработной платы [3];
− обеспечение легализации теневой деятельности экономики, включая теневой оборот земель;
− совершенствование механизма мобилизации, учета и контроля за полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей, применения системы административных мер к лицам и организациям, уклоняющимся от уплаты налогов, включая создание межведомственных комиссий.
Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты муниципальных образований, хотя и играют весомую роль в пополнении их доходной базы, не покрывают совокупный объем расходных обязательств местного уровня власти.
В направлении укрепления доходной базы муниципалитетов за счет мобилизации неналоговых доходов рекомендуется предпринять следующие меры:
− проведение работы по выявлению земельных участков, права на которые не зарегистрированы, с целью их передачи в собственность муниципалитета и дальнейшего использования, приносящего доход (продажа, сдача в аренду);
− усиление контроля за правильностью и своевременностью перечислений в местный бюджет арендной платы за земельные участки, доходов от сдачи в аренду нежилых помещений, поступлений по договорам купли-продажи объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности;
− организация работы по преодолению и сокращению уровня убыточности хозяйствующих субъектов, находящихся в муниципальной собственности.
С целью повышения независимости и самостоятельности отдельных муниципалитетов нужно выявлять и мобилизовывать внутренние ресурсы наполнения доходной части местных бюджетов.
В рамках реализации данного направления считаем целесообразным использование механизма инициативного бюджетирования, которое представляет собой один из способов формирования доходов бюджета посредством участия населения и внесения им определенных «инициативных платежей» с целью финансирования отдельных вопросов местного значения.
При этом поступление инициативных платежей происходит на добровольной основе, а вносителями средств могут являться граждане, индивидуальные предприниматели и организации.
В отдельных муниципальных образованиях в качестве источника неналоговых доходов бюджета выступают средства самообложения граждан, которые по аналогии с инициативными платежами осуществляются для решения конкретных вопросов местного значения. Однако по сравнению с самообложением инициативное бюджетирование предоставляет возможность быстрого принятия решения без проведения референдума, требующего дополнительных финансовых затрат.
Основные экономические и социальные эффекты от применения инициативного бюджетирования отражены на рис. 1 [4].
Рис. 1. Эффекты от внедрения инициативного бюджетирования
Схему реализации механизма инициативного бюджетирования можно определить следующим образом. При формировании муниципального бюджета на предстоящий год в нем предусматриваются средства, которые будут использованы в качестве источников финансирования проектов граждан. Затем органы власти информируют население о сути инициативного бюджетирования и собирают заявления от граждан и организаций на инициативное участие. На следующей стадии специальная комиссия производит отбор проектов, а на этапе их реализации население принимает активное участие в них, осуществляя софинансирование и общественный контроль за выполнением проектов.
В числе основных вопросов, которые частично могут решаться за счет применения инициативного бюджетирования можно назвать: ремонт водопровода, ремонт дорог и тротуаров, строительство детских площадок, устройство ограждений детских учреждений, замену окон в детских садах, покраску и ремонт фасадов школ, спил аварийных деревьев на территории детских садов и школ, благоустройство скверов т. п.
Ключевой при инициативном бюджетировании должна являться инициатива жителей муниципалитетов по вопросам развития их территории, а не обязанность по перечислению инициативных платежей на решение текущих задач.
Таким образом, обозначенные направления укрепления доходной базы местных бюджетов будут способствовать не только существенному пополнению муниципальной казны за счет повышения налогового и неналогового потенциала территории, но и улучшению социально-экономической ситуации в муниципальном образовании, повышению его финансовой самостоятельности.
Литература:
- Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2018 год [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru.
- Пути увеличения собственных доходов городского бюджета // Электронный журнал Бюджет.ru. — 2019. — № 8. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://bujet.ru/article/383622.php.
- Долгих, И. Н. Оценка и пути повышения налогового потенциала муниципальных образований / И. Н. Долгих // Региональная экономика: теория и практика. — 2014. — № 27 (354). — С. 38–45.
- Замбровская, Т. А. Инициативное бюджетирование как инновационный подход к пополнению бюджетов публично-правовых образований / Т. А. Замбровская, А. В. Грищенко // Финансовый менеджмент. — 2018. — № 6. — С. 55–62. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?Id=36589430.