Основная цель муниципального управления — повышение качества и уровня жизни населения муниципального образования, в связи с чем, перед органами местного самоуправления стоит двуединая задача: управление текущими делами для достижения оперативных целей и управление развитием муниципального образования для достижения стратегических целей [2].
Отсюда встает вопрос о развитие механизма формирования доходов местного бюджета как основного источника финансирования социальных потребностей населения. В связи с этим необходимо выстроить оптимальную, сбалансированную систему доходов бюджета муниципального образования, с целью избежание ряда проблем. В то же время без эффективного местного самоуправления невозможно достижение данной цели и такая страна, как Россия с ее колоссальной территорией и огромной дифференциацией условий не в состоянии успешно развиваться как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе.
В настоящее время в России местные органы власти находятся в таком же положении, что имеющихся в распоряжении муниципалитетов собственных средств недостаточно для качественного выполнения возложенных на них функций, а кризис бюджетной системы не позволяет в полной мере обеспечить их необходимыми финансовыми ресурсами через каналы бюджетного регулирования, что обусловливает необходимость поиска органами местного самоуправления таких управленческих решений, которые позволят укрепить собственную материально-финансовую базу.
Все же одной из главных проблем на сегодняшний день является проблема повышения объема собственных налоговых источников. Отсюда вытекает проблема финансовой самостоятельности местного уровня власти.
Финансовая самостоятельность местного самоуправления определяется совокупностью полномочий его органов, осуществляющих мероприятия по решению вопросов местного значения в финансовой сфере на территории муниципального образования.
Финансовая самостоятельность местных бюджетов зависит от ряда факторов:
- уровня налоговой составляющей в доходах бюджета;
- уровня доходов, закрепленных на постоянной основе;
- сокращения уровня дотационности;
- наличия в налоговом и бюджетном законодательстве необходимых исходных условий для развития инициативы региональных и местных органов власти с целью максимальной мобилизации собственных финансовых ресурсов.
Очевидно, что самостоятельность бюджетов муниципальных образований предполагает наличие собственных источников финансовых ресурсов, которыми органы местного самоуправления вправе свободно распоряжаться и нести полную ответственность за их рациональное и эффективное использование [3].
С одной стороны, использование всех средств обеспечивает органам местного самоуправления осуществление их компетенции в полной мере, с другой стороны, обеспечивается система прямых и обратных связей при выполнении всех задач, только в больших масштабах и более сложных взаимозависимостях [4, с. 28–29].
Создание необходимых нормативных, экономических и финансовых условий для полноценного развития местных финансов послужит толчком для развития Российской Федерации в целом, так как экономическое благополучие зависит от благополучия каждого отдельного муниципального образования [5, с. 4].
В настоящее время, как отмечают большинство российских политиков и экономистов, система формирования доходов местных бюджетов имеет много недостатков, среди которых:
- тенденция к централизации доходных и расходных полномочий в бюджетах субъектов Федерации нарастает, что ведет к снижению значимости органов местного самоуправления;
- снижаются нормативы отчислений от федеральных, региональных налогов в местные бюджеты по наиболее стабильным налогам (НДФЛ);
- при формировании доходов местных бюджетов на протяжении последних нескольких лет возрастает их высокая зависимость от безвозмездных поступлений — межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Федерации. Все это означает, что финансовое положение муниципальных образований в значительной степени будет зависеть от финансовых возможностей самих субъектов Российской Федерации. Выше сказанное свидетельствует то что, особое внимание в настоящее время следует уделять поиску путей повышения финансовой самостоятельности местных бюджетов, за счет расширения налогового потенциала, поскольку местное самоуправление не может эффективно развиваться только на дотациях, субсидиях и субвенциях из бюджетов вышестоящего уровня. Только в этом случае органы местного самоуправления смогут качественно и в полной мере обеспечить решение вопросов местного значения.
Главная задача органов власти состоит в том, чтобы обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
В настоящее время можно выделить две проблемы финансового обеспечения муниципальных образований. Первая — неэффективное распределение налоговых доходов по нормативам между региональными и местными бюджетами. Вторая — высокая дотационность местных бюджетов. Распределение налоговых доходом в субъекте РФ регулируется двумя уровнями законов — Бюджетным кодексом РФ и законами субъектов РФ. Бюджетным кодексом РФ закреплены на постоянной основе определенные налоговые доходы.
Перечень налогов, подлежащих зачислению в местные бюджеты, базировался на следующих принципах:
1) равномерность размещения их налоговой базы по территории региона;
2) степень мобильности;
3) взаимосвязь налогов с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории.
В соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса РФ, дополнительно к закрепленным Кодексом налоговым доходам, регионы вправе закреплять за местными бюджетами единые нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, которые могут дифференцироваться в зависимости от вида бюджета — единые нормативы для всех поселений, муниципальных районов и городских округов.
Для обеспечения финансовой самостоятельности муниципальных образований принципиальное значение имеет не только наличие у муниципальных образований собственных налоговых доходов, но и их объем в общей структуре доходов местных бюджетов [5].
С одной стороны, построение сбалансированной и достаточной системы доходов местного бюджета невозможно без достижения соответствующего уровня социально-экономического развития территории. Для устранения данной проблемы следует реализовывать практические действия и решить следующие задачи:
1) развитие и структурная перестройка промышленного потенциала территории;
2) формирование и развитие элементов инфраструктуры рыночной экономики;
3) развитие социальной политики;
4) обустройство территории: градостроительство, благоустройство, развитие инженерной инфраструктуры и всех отраслей городского хозяйства;
5) экологическая политика;
6) развитие человеческого потенциала территории;
7) совершенствование организации и деятельности муниципальной власти.
Но с другой стороны, без реформирования системы местного налогообложения и передачи им дополнительных доходных источников невозможно сгладить значительные различия в экономическом развитии муниципальных образований и обеспечить соблюдение принципа финансовой самостоятельности местных бюджетов.
Таким образом, в целях повышения финансовой самостоятельности местных бюджетов можно предложить следующие меры:
1) следует уделить собственным налоговым доходам, которые формируются, как правило, при взимании налогов, принадлежащих тому же уровню налоговой системы, что и получающий их бюджет в рамках бюджетной системы. Собственные налоговые доходы должны предполагать наличие возможностей органов местного самоуправления на подведомственной территории влиять на формирование своей налогооблагаемой базы, укреплять финансовую самостоятельность, проводя грамотную налоговую политику. В этих целях возможно предоставление более широких полномочий по управлению элементами данных налогов;
2) справедливое распределение налогов и налоговых доходов по уровням бюджетной системы и совершенствование собственных (местных) налогов и сборов. К основным направлениям совершенствования является модернизацию земельного налога, налога на имущество физических лиц, а также патентной системы налогообложения;
3) совершенствование патентной системы налогообложения.
Укрепление финансовой самостоятельности будет способствовать повышению уровня управляемости бюджетными средствами, а самое главное, удовлетворению потребностей муниципальных образований.
Литература:
1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
3. МещеряковаЛ.А. Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 3 (51). с. 167–174.
4. Формирование налоговой составляющей доходов областного бюджета- Федорова Л. А. // Социально экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 3–4 с. 290–294.
5. Горбунова О. Н.. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России /. — м.: Профобразование, 2003. — 160 с.
6. Финансовая самостоятельность местных бюджетов: проблемы и перспективы- ГришановА.В. Известия высших учебных заведений. серия: экономика, финансы и управление производством. 2014.№ 1 (19). с. 15–22.