Доходы местных бюджетов, пути их роста | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Финансы, деньги и кредит

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (1) июль 2015 г.

Дата публикации: 22.06.2015

Статья просмотрена: 2549 раз

Библиографическое описание:

Афенкина, Е. М. Доходы местных бюджетов, пути их роста / Е. М. Афенкина. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2015. — № 1 (1). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/10/203/ (дата обращения: 22.12.2024).

Ключевые слова: экономика, финансовая система, финансы, государственные и муниципальные финансы, государственный бюджет, бюджетная система РФ.

 

Растущий уровень развития экономической деятельности России приводит страну к усложнению работы и к расширению функций местных органов власти. Бюджетная система нашей страны является основной финансовой составляющей органов государственной власти и местного самоуправления в сферах экономического, социального развития всех территорий государства, где сформировано довольно большое число местных бюджетов. В связи с масштабами страны внешний контроль над движением бюджетных средств, а также контроль бюджетного процесса в целом, практически не осуществляется или отсутствует. Сегодня руководители муниципальных образований сталкиваются с проблемой постоянной нехватки средств на текущие нужды и развитие городов, районов, округов и поселений. Трудности осуществления быстрого укрепления доходной базы местных бюджетов и развития их самостоятельной работы усложняет и приостанавливает процесс финансового оздоровления страны.

Местные бюджеты — важная составляющая финансовой системы государства, так как это источники финансирования широкого круга мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения в муниципальных образованиях страны. Местный бюджет является формой социальных и экономических отношений, которые строятся в процессе формирования, распределения и использования муниципальных финансовых ресурсов, предназначение которых финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления [1, c.50–98].

Из бюджетов осуществляется финансирование и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь, местной промышленности, коммунального хозяйства, объема предлагаемой продукции и услуг, необходимых для удовлетворения спроса населения.

К муниципальным финансам относятся финансы сельских и городских поселений, городов, районов и округов. Более 12 тыс. муниципальных образований Российской Федерации имеют утверждённый статус. Примерно половина из них не обладают самостоятельным бюджетом [2, c.25–33].

Общеэкономическая эффективность использования муниципальных финансов напрямую зависит от законодательно установленных функциональных полномочий органов местного самоуправления. В нашей стране закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет ряд действия в области местного самоуправления на территориях муниципальных образований. Во-первых, осуществляется формирование и изменение уставов муниципальных образований, контроль над соблюдением всех условий документов, во-вторых, распоряжение и пользование муниципальной собственностью и местными финансами, в-третьих, принимаются меры по формированию, утверждению и исполнению местного бюджета, по введению местных налогов и сборов, по решение других финансовых вопросов местного значения.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, местный бюджет муниципального образования является формой образования и расходования денежных средств, направляющихся на выполнение функций и решение задач, отнесённых к предметам ведения местного самоуправления. Местные бюджеты имеют своё назначение и функции, отражающие их экономическую сущность:

-          формирование денежных фондов, обеспечивающих финансирование деятельности местных органов власти;

-          распределение и использование этих фондов между отраслями местного хозяйствования;

-          контроль над финансовой деятельностью предприятий, учреждений и организаций, подотчётных этим органам власти [3, c.99–108].

Муниципальные бюджеты занимают немаловажную роль в осуществлении общегосударственных, экономических и социальных задач, таких как, распределение государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества России. Данные средства распределяются через систему местных бюджетов, включающих городские, районные, поселковые и сельские бюджеты, что способствует эффективной реализации социальной политики государством.

Рассматривая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов, стоит охарактеризовать следующие значимые факторы.

Во-первых, за счёт консолидации финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования, местные органы власти получают финансовую базу для реализации своих полномочий согласно Конституцией РФ, в которой указано, что «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». А также «Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют управление муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, организовывают охрану общественного порядка, и решают иные вопросы местного значения». Главное предназначение местных бюджетов обеспечить создание финансовой базы.

Во-вторых, образование бюджетов муниципалитетов и сосредоточение в них денежных ресурсов даёт финансовую самостоятельность в расходовании средств на социальное и экономическое развитие субъекта. Благодаря местным бюджетам органам муниципальной власти обеспечивают планомерное развитие учреждений медицинского и образовательного обслуживания, культуры, жилищной и дорожной инфраструктуры.

В-третьих, местные бюджеты позволяет осуществлять выравнивание уровней социально-экономического развития территорий государства. Для осуществления данной цели формируются и реализуются различные региональные программы, адаптированные на социальное и экономическое развитие регионов, связанное с благоустройством поселков и городов, с развитием дорожных путей и восстановлением культурных памятников.

В-четвертых, органы муниципальной власти, управляя финансовыми средствами бюджета, уменьшают, либо увеличивают нормативы финансовых затрат на оказание услуг в непроизводственных учреждениях (в больницах, школах, и др.).

В-пятых, концентрация части финансовых ресурсов в местных бюджетах даёт возможность органам исполнительной и представительной власти централизованно направлять данные ресурсы на решение стратегических задач по улучшению благосостояния и приоритетных отраслей региона.

В-шестых, местные бюджеты дают возможность финансовым органам муниципалитетов воздействовать на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, осуществлять эффективное использования трудовых и материальных ресурсов, создавать новые условия для открытия и ведения местного производства и бизнеса.

Подчёркивая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать макроэкономический климат экономики России, где, например, нынешний уровень инфляция вызывает ослабление национальной валюты, бюджетный дефицит и ухудшение работы финансовой системы страны. Это не позволяет местным бюджетам в полной мере проявлять свою роль.

Однако, сегодня перед государством стоит задача повышения роли бюджетов в экономическом и социальном развитии регионов, для чего предпринимаются меры по обеспечению бюджетного финансирования местных органов власти и расширению их прав в соответствии с Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Организационно-правовая основа формирования доходов местных бюджетов представлена взаимосвязанной системой нормативно-правовых актов и норм, регулирующих принципы образования доходов местных финансов, их источников и направлений использования денежных поступлений местных бюджетов.

Функционирование местных бюджетов РФ происходит на основе целостной нормативно-правовой системе актов, разработка которых проводилась на федеральном, местном уровнях и уровне субъектов федерации. Основным документом федерального значения, который обуславливает деятельность органов местного самоуправления и функционирования местных бюджетов, является Конституция РФ. [4, c.58–69] Другие федеральные нормативные правовые акты представлены в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Бюджетном и Налоговом Кодексах РФ. В главе 8 Конституции РФ представлены права, обязанности, основные принципы организации местного самоуправления, возможности и формы ответственности органов местного самоуправления.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентируются общие территориальные, правовые, экономические принципы организации местного самоуправления в РФ. Глава 8 «Экономическая основа местного самоуправления» данного закона помимо общих положений, экономических и финансовых основ местного самоуправления в РФ, определяет принципы межбюджетных отношений. Данные положения устанавливают полномочия муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, структуру собственных доходов муниципальных образований, принципы зачисления федеральных налогов и сборов в местные доходы, подходы по выравниванию обеспеченности местных бюджетов.

Налоговый кодекс РФ в статье 15 определяет перечень местных налоговых сборов, нормативно-правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, которые принимаются представительными органами муниципальных образований. Раздел «Местные налоги» НК РФ указывает плательщика местных налогов, объект налогообложения, порядок исчисления и уплаты местных налогов.

Информация по вопросам функционирования местных бюджетов представлена в Бюджетном кодексе РФ. Первая часть Бюджетного кодекса Российской Федерации формирует бюджетное законодательство РФ, определяет компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления в сфере бюджетных правоотношений. Глава 9 БК РФ регулирует состав налоговых и неналоговых поступлений местных бюджетов, закрепляя ряд норм, касающихся бюджетного регулирования. Статья 64 регламентирует полномочия органов местного самоуправления в вопросах формирования доходов местных бюджетов. Глава 16 «Межбюджетные трансферты» статьи 135–136 регулируют формы и условия предоставления безвозмездных платежей местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ. В статьях 137, 138 оговаривается процесс установления порядка распределения и расчёта дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и поселений. Статьи 139, 140 указывают порядок установления цели и условия предоставления субсидий местным бюджетам, методики распределения субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ.

Конституции республик, законы и уставы субъектов РФ относятся к нормативно-правовым актам органов государственной власти субъектов РФ, регулирующие финансовые отношения по поводу формирования и использования местных денежных фондов в процессе их оборота. Немаловажными правовыми документами также считаются акты президентов республик, глав администрации субъектов, правительств и других органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и постановления законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Положения по вопросам функционирования местных бюджетов, содержащиеся в уставах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить основным условиям, принципам организации местных финансов, которые закреплены Конституцией РФ и федеральными законами.

В качестве вывода, можно сказать, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления в настоящее время признаются самостоятельной и независимой от органов государственной власти системой, но подчинённой Конституции и законам РФ. Правовые документы издаются муниципалитетами, советами и представителями самоуправляющихся территорий, таких как городские и сельские поселений.

 

Литература:

 

1.         Годин А. М. Бюджетная система российской Федерации: Учебник. — М.: Дашков и К0, 2011. — C. 150.

2.         Барский А. Финансовая база местного самоуправления // Вопросы экономики. — 2008. — № 5. — С. 225

3.         Годин А. М., Бюджетная система российской Федерации: Учебник. — М.: Дашков и К0, 2011. — С. 301.

4.         Тютина Ю. В. Состав и особенности правового регулирования местных финансов // Финансы и кредит. — 2009. — N 6. — С. 156.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, бюджет, РФ, Конституция РФ, местный бюджет, местный орган власти, муниципальная собственность, общий принцип организации, государственная власть.

Ключевые слова

экономика, государственный бюджет, финансы, финансовая система, государственные и муниципальные финансы, бюджетная система РФ., бюджетная система РФ

Похожие статьи

Специфика внутреннего долга Российской Федерации

В статье проведен анализ динамики и объема внутреннего государственного долга, а также его структуры. Отражено влияние выпуска государственных ценных бумаг на формирование внутреннего долга РФ. Рассмотрены основные виды, выпускаемых государством, цен...

Нормативно-правовое регулирование региональных налогов

В статье рассмотрено нормативно-правовое регулирование региональных налогов и порядок установления их элементов, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации.

Предпосылки для ускоренного развития экономики Азербайджана

Финансы компании строительной отрасли

Современные оценки качества управления региональными (муниципальными) финансами, проводимые на федеральном уровне

Проблема аккумуляции сбережений населения во вклады коммерческих банков в современных условиях

Влияние социальных интересов на эффективность проектов реального сектора экономики

Проблемы становления и развития малого бизнеса в России и Германии, методы государственной поддержки

Проблема повышения эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов в России

В статье приведено понятие и назначение государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Их место в российской экономике, оценка их использования, а также анализ формирования. Автор оценивает использование данных ресурсов и предлагает пути повыше...

Влияние экологических факторов на показатели качества жизни населения

Похожие статьи

Специфика внутреннего долга Российской Федерации

В статье проведен анализ динамики и объема внутреннего государственного долга, а также его структуры. Отражено влияние выпуска государственных ценных бумаг на формирование внутреннего долга РФ. Рассмотрены основные виды, выпускаемых государством, цен...

Нормативно-правовое регулирование региональных налогов

В статье рассмотрено нормативно-правовое регулирование региональных налогов и порядок установления их элементов, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации.

Предпосылки для ускоренного развития экономики Азербайджана

Финансы компании строительной отрасли

Современные оценки качества управления региональными (муниципальными) финансами, проводимые на федеральном уровне

Проблема аккумуляции сбережений населения во вклады коммерческих банков в современных условиях

Влияние социальных интересов на эффективность проектов реального сектора экономики

Проблемы становления и развития малого бизнеса в России и Германии, методы государственной поддержки

Проблема повышения эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов в России

В статье приведено понятие и назначение государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Их место в российской экономике, оценка их использования, а также анализ формирования. Автор оценивает использование данных ресурсов и предлагает пути повыше...

Влияние экологических факторов на показатели качества жизни населения

Задать вопрос