Неналоговые доходы и их роль в формировании консолидированного бюджета Республики Бурятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 09.06.2017

Статья просмотрена: 1242 раза

Библиографическое описание:

Бабужапов, Б. Н. Неналоговые доходы и их роль в формировании консолидированного бюджета Республики Бурятии / Б. Н. Бабужапов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44412/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье идет речь о роли в формировании неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта. Рассматривается динамика доли неналоговых доходов в собственных доходах и в общей сумме доходов. Представлены таблицы и выводы к проведенным анализам.

Ключевые слова: доходы, роль, местный бюджет, бюджет субъекта, консолидированный бюджет

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, учреждениями, организациями и гражданами, и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством.

На территории Российской Федерации доходы бюджетов составляют налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные перечисления. Конечно, неналоговые доходы бюджетов в настоящее время существенно уступают по объемам налоговым поступлениям. Однако доминирующая роль налоговых доходов при формировании бюджета государства в значительной степени делает его зависимым от экономических, показателей, в частности, добывающих отраслей производства.

В этой ситуации особое значение приобретают неналоговые доходы государственных и местных бюджетов. Из анализа перечисленных в бюджетном законодательстве источников неналоговых доходов бюджетов (использование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, оказание платных услуг бюджетными учреждениями, применение мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности и другие) следует, что средства от такой деятельности в условиях экономической нестабильности могут иметь большое значение для формирования доходной части бюджета.

Неналоговые поступления являются составной частью доходов всех видов бюджетов — федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов, прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами и т. д. [1]

Для аналитических и статистических целей более полное представление о неналоговых доходах региона или Федерации в целом позволяют получить консолидированные показатели. Консолидированный бюджет Республики Бурятия представляет собой свод республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Бурятия. Местные бюджеты Республики Бурятия включают в себя бюджеты 21 муниципальных образований, г. Улан-Удэ и Северобайкальск, 263 сельских поселений.

Рассмотрим отношение неналоговых доходов к общей сумме доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия.

Таблица 1

Динамика доли неналоговых доходов всобственных доходах ив общей сумме доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за 2014–2016гг.

Наименование

2014г.

2015г.

2016г.

Неналоговые доходы, тыс. руб.

1 689,6

1 502,3

1 582,4

Налоговые и неналоговые доходы, тыс. руб.

24 212,9

29 002,6

29 799,6

Доходы-всего, тыс. руб.

50 409,6

52 843,5

51 535,3

Неналоговые доходы в собственных доходах, %

7,0

5,2

5,3

Неналоговые доходы в общей сумме доходов, %

3,4

2,8

3,1

Источник: составлено автором на основе данных отчетности об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2014–2016 гг. [2], [3], [4].

В целом, неналоговые доходы занимают небольшую долю в структуре доходов консолидированного бюджета, что видно из данных таблицы 1. Удельный вес неналоговых доходов в общей сумме доходов консолидированного бюджета РБ за рассматриваемый период держится в пределах трех процентов, а в собственных доходах заметно колеблется от 5 до 7 процентных пунктов. Снижение показателя в течение 2015–2016 гг. связано с незначительным снижением объема неналоговых поступлений при ощутимом увеличении суммы собственных доходов консолидированного бюджета РБ. Собственные доходы в течение анализируемого периода имеют возрастающий характер за счет платежей налогового характера.

Рассмотрим структуру неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии по уровням бюджетной системы.

Таблица 2

Структура неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за 2014–2016гг.

Наименование бюджета

2014г.

2015г.

2016г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Всего

1 689 543,7

100

1 502 294,7

100

1 582 390,7

100

в т. ч.: бюджет РБ

631 268,5

37,3

669 765,6

44,6

799 455,2

50,5

местный бюджет

1 058 275,2

62,7

832 529,1

55,4

782 935,5

49,5

Источник: составлено автором на основе данных отчетности об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2014–2016 гг. [2], [3], [4].

Как видно из данных таблицы 2, структура неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии по уровням бюджетной системы страны за анализируемый период претерпела значительные изменения. Роль местных органов власти в формировании неналоговых доходов бюджета характеризуется снижением их доли с 62,7 % до 49,5 %, или сокращением объема поступлений на 26,0 %.

К основным источникам неналоговых доходов местных бюджетов относятся доходы от пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и от деятельности предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности. Эти средства являются доходами, которые местные бюджеты получают из собственных независимых источников. Для большей активизации всех имеющихся у муниципальных образований ресурсов особое внимание должно быть уделено именно управлению неналоговыми доходами бюджета.

Со снижением доли неналоговых доходов местного бюджета в консолидированном бюджете Республики Бурятия, соответственно возрастает роль региональных органов власти по установлению и взиманию неналоговых платежей в бюджет. Регионы все чаще принимают нормативные акты, которые инициируют поступление в их бюджеты дополнительных неналоговых доходов. [6]

Таким, образом, неналоговые доходы играют большую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней, так как они являются одним из источников формирования государственного бюджета. Неналоговые поступления занимают незначительную долю в общей сумме доходов консолидированного бюджета субъектов РФ, но, несмотря на это, государство должно способствовать росту неналоговых поступлений в бюджеты.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017);
  2. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия на 01.01.15 г.;
  3. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия на 01.01.16 г.;
  4. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия на 01.01.17 г.;
  5. Сайт министерства финансов Республики Бурятия www.minfinrb.ru;
  6. Токаев Н. Х., Баснукаев М. Ш., Баматалиев А-В. Б. Неналоговые доходы: факторы формирования, тенденции и законодательное регулирование // Экономика. Налоги. Право. — 2016. — № 4. — С. 150–156.
Основные термины (генерируются автоматически): доход, Бурятия, общая сумма доходов, консолидированный бюджет Республики, бюджет, консолидированный бюджет, консолидированный бюджет Республики Бурятии, местный бюджет, муниципальная собственность, федеральный бюджет.


Ключевые слова

доходы, роль, местный бюджет, консолидированный бюджет, бюджет субъекта

Похожие статьи

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за 2014–2016 гг.

В данной статье основное содержание исследования составляет анализ динамики и структуры неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия за последние три года. На основе проведенного анализа представлены выводы.

Перспективы трансформации налога на доходы физических лиц в контексте снижения закредитованности населения

В статье представлены результаты анализа поступлений НДФЛ как доли в совокупных и налоговых и неналоговых доходах бюджетов регионов Сибирского федерального округа и консолидированного бюджета субъектов РФ. Рассмотрена структура поступлений НДФЛ в кон...

Роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета

В статье анализируется структура доходов федерального бюджета в 2013–2015 годах. Рассматривается роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета.

Анализ межбюджетных трансфертов Республики Бурятии

В данной статье анализ консолидированного бюджета на примере Республики Бурятия за три последних года. Рассматривается структура, динамика и исполнение бюджета за анализируемый период.

Анализ динамики доходов в бюджетную систему от налогов и сборов в Российской Федерации

В статье рассмотрены поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за последние 13 лет. На основании представленной динамики проведен корреляционно-регрессионный анализ и выявлены факторные признаки...

Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов РФ и государственного бюджета Республики Саха (Якутия)

В данной статье проводится анализ налога на доходы физических лиц в формировании дохода бюджета РФ и государственного бюджета РС(Я). Рассмотрены динамики поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и государственный бюджет Республики Саха (Якутия)...

Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета Российской Федерации

В статье рассмотрены роль и значение косвенных налогов в доходах бюджета Российской Федерации. Авторами проведен сравнительный анализ поступлений по прямым и косвенным налогам в консолидированный бюджет РФ.

Эконометрическое моделирование доли налога на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета РФ

В настоящей статье рассматривается возможность измерения влияния таких факторов как доход консолидированного бюджета РФ и доли налога на прибыль в консолидированном бюджете. На основе имеющихся показателях доли налога на прибыль организаций в доходах...

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг.

Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг.

Анализ формирования и исполнения регионального бюджета по расходам в современных условиях (на примере Уральского федерального округа)

В статье рассматриваются основные характеристики расходной части регионального бюджета на примере УрФО. Анализируются данные исполнения регионального бюджета УрФО с 2018–2019 гг. и сравниваются показатели исполнения расходов субъектами УрФО.

Похожие статьи

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за 2014–2016 гг.

В данной статье основное содержание исследования составляет анализ динамики и структуры неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия за последние три года. На основе проведенного анализа представлены выводы.

Перспективы трансформации налога на доходы физических лиц в контексте снижения закредитованности населения

В статье представлены результаты анализа поступлений НДФЛ как доли в совокупных и налоговых и неналоговых доходах бюджетов регионов Сибирского федерального округа и консолидированного бюджета субъектов РФ. Рассмотрена структура поступлений НДФЛ в кон...

Роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета

В статье анализируется структура доходов федерального бюджета в 2013–2015 годах. Рассматривается роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета.

Анализ межбюджетных трансфертов Республики Бурятии

В данной статье анализ консолидированного бюджета на примере Республики Бурятия за три последних года. Рассматривается структура, динамика и исполнение бюджета за анализируемый период.

Анализ динамики доходов в бюджетную систему от налогов и сборов в Российской Федерации

В статье рассмотрены поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за последние 13 лет. На основании представленной динамики проведен корреляционно-регрессионный анализ и выявлены факторные признаки...

Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов РФ и государственного бюджета Республики Саха (Якутия)

В данной статье проводится анализ налога на доходы физических лиц в формировании дохода бюджета РФ и государственного бюджета РС(Я). Рассмотрены динамики поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и государственный бюджет Республики Саха (Якутия)...

Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета Российской Федерации

В статье рассмотрены роль и значение косвенных налогов в доходах бюджета Российской Федерации. Авторами проведен сравнительный анализ поступлений по прямым и косвенным налогам в консолидированный бюджет РФ.

Эконометрическое моделирование доли налога на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета РФ

В настоящей статье рассматривается возможность измерения влияния таких факторов как доход консолидированного бюджета РФ и доли налога на прибыль в консолидированном бюджете. На основе имеющихся показателях доли налога на прибыль организаций в доходах...

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг.

Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг.

Анализ формирования и исполнения регионального бюджета по расходам в современных условиях (на примере Уральского федерального округа)

В статье рассматриваются основные характеристики расходной части регионального бюджета на примере УрФО. Анализируются данные исполнения регионального бюджета УрФО с 2018–2019 гг. и сравниваются показатели исполнения расходов субъектами УрФО.

Задать вопрос