Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Неналоговые доходы и их роль в формировании консолидированного бюджета Республики Бурятии

Экономика и управление
09.06.2017
1268
Поделиться
Библиографическое описание
Бабужапов, Б. Н. Неналоговые доходы и их роль в формировании консолидированного бюджета Республики Бурятии / Б. Н. Бабужапов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44412/.


В статье идет речь о роли в формировании неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта. Рассматривается динамика доли неналоговых доходов в собственных доходах и в общей сумме доходов. Представлены таблицы и выводы к проведенным анализам.

Ключевые слова: доходы, роль, местный бюджет, бюджет субъекта, консолидированный бюджет

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, учреждениями, организациями и гражданами, и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством.

На территории Российской Федерации доходы бюджетов составляют налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные перечисления. Конечно, неналоговые доходы бюджетов в настоящее время существенно уступают по объемам налоговым поступлениям. Однако доминирующая роль налоговых доходов при формировании бюджета государства в значительной степени делает его зависимым от экономических, показателей, в частности, добывающих отраслей производства.

В этой ситуации особое значение приобретают неналоговые доходы государственных и местных бюджетов. Из анализа перечисленных в бюджетном законодательстве источников неналоговых доходов бюджетов (использование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, оказание платных услуг бюджетными учреждениями, применение мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности и другие) следует, что средства от такой деятельности в условиях экономической нестабильности могут иметь большое значение для формирования доходной части бюджета.

Неналоговые поступления являются составной частью доходов всех видов бюджетов — федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов, прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами и т. д. [1]

Для аналитических и статистических целей более полное представление о неналоговых доходах региона или Федерации в целом позволяют получить консолидированные показатели. Консолидированный бюджет Республики Бурятия представляет собой свод республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Бурятия. Местные бюджеты Республики Бурятия включают в себя бюджеты 21 муниципальных образований, г. Улан-Удэ и Северобайкальск, 263 сельских поселений.

Рассмотрим отношение неналоговых доходов к общей сумме доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия.

Таблица 1

Динамика доли неналоговых доходов всобственных доходах ив общей сумме доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за 2014–2016гг.

Наименование

2014г.

2015г.

2016г.

Неналоговые доходы, тыс. руб.

1 689,6

1 502,3

1 582,4

Налоговые и неналоговые доходы, тыс. руб.

24 212,9

29 002,6

29 799,6

Доходы-всего, тыс. руб.

50 409,6

52 843,5

51 535,3

Неналоговые доходы в собственных доходах, %

7,0

5,2

5,3

Неналоговые доходы в общей сумме доходов, %

3,4

2,8

3,1

Источник: составлено автором на основе данных отчетности об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2014–2016 гг. [2], [3], [4].

В целом, неналоговые доходы занимают небольшую долю в структуре доходов консолидированного бюджета, что видно из данных таблицы 1. Удельный вес неналоговых доходов в общей сумме доходов консолидированного бюджета РБ за рассматриваемый период держится в пределах трех процентов, а в собственных доходах заметно колеблется от 5 до 7 процентных пунктов. Снижение показателя в течение 2015–2016 гг. связано с незначительным снижением объема неналоговых поступлений при ощутимом увеличении суммы собственных доходов консолидированного бюджета РБ. Собственные доходы в течение анализируемого периода имеют возрастающий характер за счет платежей налогового характера.

Рассмотрим структуру неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии по уровням бюджетной системы.

Таблица 2

Структура неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за 2014–2016гг.

Наименование бюджета

2014г.

2015г.

2016г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Всего

1 689 543,7

100

1 502 294,7

100

1 582 390,7

100

в т. ч.: бюджет РБ

631 268,5

37,3

669 765,6

44,6

799 455,2

50,5

местный бюджет

1 058 275,2

62,7

832 529,1

55,4

782 935,5

49,5

Источник: составлено автором на основе данных отчетности об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2014–2016 гг. [2], [3], [4].

Как видно из данных таблицы 2, структура неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии по уровням бюджетной системы страны за анализируемый период претерпела значительные изменения. Роль местных органов власти в формировании неналоговых доходов бюджета характеризуется снижением их доли с 62,7 % до 49,5 %, или сокращением объема поступлений на 26,0 %.

К основным источникам неналоговых доходов местных бюджетов относятся доходы от пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и от деятельности предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности. Эти средства являются доходами, которые местные бюджеты получают из собственных независимых источников. Для большей активизации всех имеющихся у муниципальных образований ресурсов особое внимание должно быть уделено именно управлению неналоговыми доходами бюджета.

Со снижением доли неналоговых доходов местного бюджета в консолидированном бюджете Республики Бурятия, соответственно возрастает роль региональных органов власти по установлению и взиманию неналоговых платежей в бюджет. Регионы все чаще принимают нормативные акты, которые инициируют поступление в их бюджеты дополнительных неналоговых доходов. [6]

Таким, образом, неналоговые доходы играют большую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней, так как они являются одним из источников формирования государственного бюджета. Неналоговые поступления занимают незначительную долю в общей сумме доходов консолидированного бюджета субъектов РФ, но, несмотря на это, государство должно способствовать росту неналоговых поступлений в бюджеты.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017);
  2. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия на 01.01.15 г.;
  3. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия на 01.01.16 г.;
  4. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия на 01.01.17 г.;
  5. Сайт министерства финансов Республики Бурятия www.minfinrb.ru;
  6. Токаев Н. Х., Баснукаев М. Ш., Баматалиев А-В. Б. Неналоговые доходы: факторы формирования, тенденции и законодательное регулирование // Экономика. Налоги. Право. — 2016. — № 4. — С. 150–156.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
доходы
роль
местный бюджет
бюджет субъекта
консолидированный бюджет
Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 32-34):
Часть 1 (стр. 1-85)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 32-34стр. 85

Молодой учёный