Многофункциональные центры государственных и муниципальных услуг, их роль и правила организации деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фирсова, Е. Г. Многофункциональные центры государственных и муниципальных услуг, их роль и правила организации деятельности / Е. Г. Фирсова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6388/ (дата обращения: 17.12.2024).

Высокий уровень развития общества требует качественных изменений во взаимоотношениях внутри него, повышения эффективности исполнения государством своих функций и оказания услуг населению.

Административная реформа, проводимая в России в течение достаточно длительного периода времени, направлена, главным образом, на повышение эффективности и качества исполнения государством своих функций и предоставления услуг обществу. В дальнейшем приоритетным направлением проведения административной реформы в России Правительство Российской Федерации обозначило последующее повышение эффективности предоставление государственных услуг с использованием современных технологий. Основными механизмами реализации данного направления были определены многофункциональные центры (МФЦ) и переход на предоставление услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг в сети «Интернет» [1, с. 23].

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр, МФЦ) — российская организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая установленным требованиям и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна» [2].

Данный принцип предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. При этом взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя. Более наглядно принцип организации деятельности МФЦ можно изобразить схематически (Рис.№ 1).

Схема функционирования МФЦ " Официальный портал органов власти Чувашской Республики

Рис. 1.

 

Деятельность МФЦ осуществляется на основе Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [2].

Основная цель МФЦ — это упрощение и сокращение сроков процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых общественно значимых государственных и муниципальных услуг. Для удобства посетителей будет внедрена система управления потоками заявителей, так называемая «электронная очередь», автоматическая информационно-справочная система.

МФЦ — наиболее успешных и перспективных форм обслуживания населения стало предоставление государственных услуг в режиме «одного окна» посредством созданных многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Для населения подобные центры — наглядный результат реформирования системы государственного управления, социально-управленческая инновация, призванная облегчить жизнь гражданам и бизнесу.

Деятельность МФЦ организована в соответствии c правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской федерации от 22 декабря 2012 года № 1376. Данный нормативно-правовой документ полностью регламентирует процесс оказания услуг в многофункциональных центрах, описывает порядок, форму и последовательность их оказания. После анализа данного документа эти правила изложены мною в более емкой и краткой форме далее по тексту настоящей статьи.

Основные правила организации деятельности многофункциональных центров.

1.      Многофункциональный центр организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

2.      Многофункциональный центр действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом. Многофункциональный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями комфортности и доступности для получателей государственных и муниципальных услуг.

3.      В многофункциональном центре обеспечиваются:

а)     функционирование автоматизированной информационной системы многофункционального центра;

б)     бесплатный доступ заявителей к федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", региональному порталу государственных и муниципальных услуг (функций);

в)     возможность оплаты государственных и муниципальных услуг.

4.      В многофункциональном центре может быть также организовано предоставление:

а)     услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг;

б)     услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ),

в)     дополнительных (сопутствующих) услуг (нотариальные услуги, услуги банка, копировально-множительные услуги, услуги местной, внутризоновой сети связи общего пользования, а также безвозмездные услуги доступа к справочным правовым системам).

5.      Для организации взаимодействия с заявителями помещение многофункционального центра делится на следующие функциональные секторы (зоны):

а)     сектор информирования и ожидания;

б)     сектор приема заявителей.

6.      В многофункциональном центре организуется отдельная телефонная линия, предназначенная для ответов на вопросы заинтересованных лиц.

7.      Помещения многофункционального центра, предназначенные для работы с заявителями, располагаются на нижних этажах здания и имеют отдельный вход. В случае расположения многофункционального центра на втором этаже и выше здание оснащается лифтом, эскалатором или иными автоматическими подъемными устройствами, в том числе для инвалидов.

8.      При предоставлении государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах обеспечиваются следующие условия обслуживания заявителей:

а)     обращение заявителей в многофункциональный центр осуществляется, в том числе по предварительной записи;

б)     время ожидания в очереди для подачи документов и получения результата услуги не превышает 15 минут;

в)     прием заявителей в многофункциональном центре осуществляется не менее 5 дней в неделю. График (режим) работы многофункционального центра предусматривает возможность обращения за получением государственных и муниципальных услуг в вечернее время, до 20.00, и не менее чем в один из выходных дней (суббота, воскресенье).

9.      Многофункциональный центр использует автоматизированную информационную систему, обеспечивающую:

а)     взаимодействие с единой системой межведомственного электронного взаимодействия, региональной системой межведомственного электронного взаимодействия, а также с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах и инфраструктурой универсальной электронной карты;

б)     доступ в соответствии с соглашениями о взаимодействии к электронным сервисам органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе через единую систему межведомственного электронного взаимодействия, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

в)     интеграцию с региональным порталом государственных и муниципальных услуг;

г)     интеграцию с электронной очередью;

д)     экспертную поддержку заявителей, работников многофункционального центра и работников центра телефонного обслуживания по вопросам порядка и условий предоставления государственных и муниципальных услуг;

е)     поддержку деятельности работников многофункционального центра по приему, выдаче, обработке документов, поэтапную фиксацию хода предоставления государственных и муниципальных услуг с возможностью контроля сроков предоставления государственной или муниципальной услуги и проведения отдельных административных процедур;

ж)   формирование электронных комплектов документов, содержащих заявления (запросы) о предоставлении государственной или муниципальной услуги в форме электронного документа, электронные образы документов, необходимых для оказания государственной или муниципальной услуги;

з)      поддержку принятия решений о возможности, составе и порядке формирования межведомственного запроса в иные органы и организации;

и)    поддержку формирования комплекта документов для представления в орган, предоставляющий государственную услугу, или в орган, предоставляющий муниципальную услугу, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и соглашений о взаимодействии;

к)     хранение сведений об истории обращений заявителей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к программно-аппаратному комплексу информационных систем персональных данных;

л)     автоматическое распределение нагрузки между работниками многофункционального центра;

м)    использование электронной подписи в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при обработке электронных документов, а также при обмене электронными документами с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления или привлекаемыми организациями;

н)    доступ заявителя к информации о ходе предоставления государственной или муниципальной услуги;.

10.  Обслуживание заявителей в привлекаемой организации осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

а)     прием заявителей осуществляется не менее 3 дней в неделю и не менее 6 часов в день;

б)     максимальный срок ожидания в очереди — 15 минут [3].

МФЦ — наиболее успешных и перспективных форм обслуживания населения стало предоставление государственных услуг в режиме «одного окна» посредством созданных многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Для населения подобные центры — наглядный результат реформирования системы государственного управления, социально-управленческая инновация, призванная облегчить жизнь гражданам и бизнесу [4,c.21].

Таким образом, можно подытожить и выделить основные преимущества организации предоставления услуг по принципу «одного окна», в том числе через МФЦ, а именно:

-        Использование наиболее высоких стандартов обслуживания;

-        Предоставление услуг с минимальными затратами времени заявителей;

-        Организация работы МФЦ в наиболее удобном для заявителей режиме;

-        Создание в МФЦ специально оборудованных мест приема и выдачи документов, мест ожидания и информирования.

 

Литература:

 

1.                  «МФЦ — основа сервисного государства», сборник материалов международной научно-практической конференции 28–29 мая 2014 года, г. Липецк

2.                  Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

3.                  Постановление Правительства Российской федерации от 22 декабря 2012 года № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».

4.                  Хайдуков Д. С. Особенности обучения специалистов Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг// Мировой опыт и отечественные традиции управления человеческими ресурсами: Сб. материалов Второй Международной научно-практической конференции МГУ / Под общ. ред. д.ф.н., проф. В. П. Пугачева;. —М.: МАКС Пресс, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): многофункциональный центр, услуга, Российская Федерация, многофункциональный центр предоставления, предоставление, Предоставление услуг, административная реформа, государственное управление, Единый портал, социально-управленческая инновация.

Похожие статьи

Практика и перспективы функционирования системы электронных торгов для обеспечения государственных и муниципальных нужд в России

Основы функционирования и рычаги управления качеством гостиничных предприятий в Российской Федерации посредством внедрения систем менеджмента качества

Состояние и правовое регулирование транспортной безопасности в Российской Федерации, роль органов прокуратуры в данной сфере

Роль негосударственных некоммерческих организаций в охране окружающей природной среды и вопросы социального партнерства

Актуальные проблемы обязательного автомобильного страхования в Российской Федерации и пути их разрешения

Правовые основы обеспечения защиты прав лиц в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

Значение и роль прокурора в системе органов административной юрисдикции

Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности на современном этапе: проблемные вопросы и пути их решения (по законодательству Украины)

Законодательное регулирование применения контрольно-кассовой техники: современное состояние и пути совершенствования

Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС и пути их преодоления

Похожие статьи

Практика и перспективы функционирования системы электронных торгов для обеспечения государственных и муниципальных нужд в России

Основы функционирования и рычаги управления качеством гостиничных предприятий в Российской Федерации посредством внедрения систем менеджмента качества

Состояние и правовое регулирование транспортной безопасности в Российской Федерации, роль органов прокуратуры в данной сфере

Роль негосударственных некоммерческих организаций в охране окружающей природной среды и вопросы социального партнерства

Актуальные проблемы обязательного автомобильного страхования в Российской Федерации и пути их разрешения

Правовые основы обеспечения защиты прав лиц в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

Значение и роль прокурора в системе органов административной юрисдикции

Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности на современном этапе: проблемные вопросы и пути их решения (по законодательству Украины)

Законодательное регулирование применения контрольно-кассовой техники: современное состояние и пути совершенствования

Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС и пути их преодоления