Задачи и характеристика организации деятельности многофункционального центра (на примере г. Тюмень)
Автор: Бакустина Евгения Андреевна
Рубрика: Административное право
Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (1) май 2017 г.
Дата публикации: 13.04.2017
Статья просмотрена: 1708 раз
Библиографическое описание:
Бакустина, Е. А. Задачи и характеристика организации деятельности многофункционального центра (на примере г. Тюмень) / Е. А. Бакустина. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2017. — № 1 (1). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/66/2349/ (дата обращения: 16.12.2024).
Предпосылками создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ) явились территориальная разобщенность органов, участвующих в предоставлении взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг, недостаточная информированность населения, несовершенство нормативно-правового регулирования порядка предоставления услуг, отсутствие информационного обмена между органами, участвующими в процессе предоставления услуг, что приводило к необоснованным затратам временных и финансовых ресурсов населения.
Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном учреждении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.
Основной идеей системы многофункциональных центров является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других государственных учреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.
В г. Тюмень создано государственное автономное учреждение Тюменской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области» (ГАУ ТО «МФЦ») [9]. ГАУ ТО «МФЦ» является учреждением, уполномоченным на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, предоставляющими государственные услуги [1].
К основным функциям и задачам МФЦ относится прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг, представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями. Помимо этого, многофункциональный центр осуществляет обработку персональных данных, связанных с предоставлением услуг, информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, о ходе выполнения запросов в рамках предоставления услуг [1] [3].
Многофункциональный центр уполномочен взаимодействовать с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам оказания государственных и муниципальных услуг, выдавать заявителям результирующие документы, принимать и обрабатывать данные из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления [6].
Автономное учреждение — некоммерческая организация и его учредителем является Тюменская область [2] [9]. ГАУ ТО «МФЦ» имеет восемь филиалов в г. Тюмень, а также представительства по югу области, в крупных селах и районных поселках [12].
Основными органами управления ГАУ ТО «МФЦ» являются наблюдательный совет и директор учреждения. Наблюдательный совет состоит из шести членов — представителей учредителя, органа исполнительной власти Тюменской области, представителей общественности и работников учреждения. Наблюдательный совет возглавляет председатель, являющийся начальником отдела административной реформы Аппарата Губернатора Тюменской области [12].
Наблюдательный совет рассматривает предложения учредителя и директора учреждения о внесении изменений в устав, проект плана финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность и другие аспекты в деятельности учреждения. К компетенции директора относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью многофункционального центра [12].
Важнейшей задачей многофункционального центра является осуществление своей деятельности в соответствии с требованиями комфортности и доступности для получателей государственных и муниципальных услуг [7]. Обеспечивается функционирование автоматизированной информационной системы, бесплатный доступ заявителей к федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг», возможность приема от заявителей денежных средств в счет уплаты государственной пошлины за предоставление услуг, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации [8].
Для организации взаимодействия с заявителями помещение многофункционального центра делится на функциональные зоны: сектор информирования и ожидания и сектор приема заявителей. Сектор информирования и ожидания включает в себя информационные стенды, содержащие актуальную и исчерпывающую информацию о перечне предоставляемых услуг и их сроках, о размерах государственной пошлины для получения услуги, о порядке обжалования действий (бездействий) работников МФЦ, режиме работе и адресах иных филиалов, находящихся на территории Тюменской области. Сектор оборудован стульями, кресельными секциями, скамьями и столами для оформления документов и комфортного ожидания [7].
Функционирует электронная система управления очередью, предназначенная для регистрации, учета заявителя, отображения статуса очереди и управления отдельными очередями в зависимости от видов услуг. Вызов заявителя из очереди осуществляется посредством системы управления электронной очередью (СУЭО) с учетом возможных приоритетов для отдельных видов услуг и компетенций сотрудников, в порядке постановки в очередь [10].
Сектор приема заявителей включает в себя окна для приема и выдачи документов. Каждое окно оформлено информационными табличками с указанием номера окна, фамилии, имени, отчества и должности сотрудника многофункционального центра, осуществляющего прием и выдачу документов. Рабочее место сотрудника оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным системам, печатающими и сканирующими устройствами, телефоном.
Обращение заявителей в многофункциональный центр может осуществляться также по предварительной записи, для этого необходимо создать личный кабинет на официальном портале МФЦ и выбрать удобную дату и время. Прием заявителей осуществляется 6 дней в неделю, с понедельника по субботу, с 8.00–20.00 [12]. Время ожидания в очереди для подачи документов и получения результата услуги не превышает 15 минут [1]. Также организована горячая линия многофункциональных центров, с целью информирования граждан об особенностях предоставления государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна».
Правила приема посетителей осуществляется на основании Регламента организации приема заявителей [10]. Описан общий порядок использования системы управления электронной очередью, особенности обслуживания заявителей по живой очереди и по предварительной записи. Система управления электронной очередью используется в целях повышения комфортности обслуживания заявителей, оптимизации процесса предоставления услуг в многофункциональном центре. Вызов заявителя из очереди осуществляется по талонам в порядке постановки в очередь.
Для получения талона в терминале электронной очереди необходимо выбрать орган власти и требуемую услугу из списка, а также выбрать тип записи — «живая очередь» или «предварительная запись». Вызов заявителя осуществляется посредством голосового информирования о вызове талона с указанием его номера и номера окна. Каждый талон имеет свой префикс, обозначающий определенную группу услуг. При обращении в окно, заявитель должен предъявить талон для подтверждения факта постановки в очередь [10].
Сотрудники многофункционального центра в своей трудовой деятельности руководствуются должностными инструкциями [11]. В рамках исследования актуальной для рассмотрения является должностная инструкция оператора, так как функции приема документов от заявителей осуществляет именно этот сотрудник. В должностные обязанности оператора входит осуществление приема заявлений и иных документов, необходимых для предоставления услуги, определение полноты комплекта предоставленных документов, ежедневное формирование пакетов документов для отправки в органы исполнительной власти и местного самоуправления, осуществление выдачи заявителям документов по результатам услуги в установленные сроки [11].
Также оператор обязан обеспечить защиту информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, соблюдать режим обработки и использования персональных данных, обеспечить защиту передаваемых в орган власти сведений от неправомерного доступа, уничтожения, распространения, что осуществляется посредством шифрования пакета документов и заверения усиленной квалифицированной электронной подписью оператора [4].
Многофункциональный центр для реализации поставленных перед ним задач использует автоматизированную информационную систему [7]. С помощью системы решается задача по взаимодействию с единой системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах [5] [8].
Автоматизированная информационная система интегрирована с региональным порталом государственных и муниципальных услуг, с системой электронной очереди в МФЦ [7]. Также система решает задачу экспертной поддержки заявителей, работников центра по приему, выдаче, обработке документов, поэтапной фиксации хода предоставления услуг с контролем сроков исполнения. Функции центра — хранение сведений об истории обращений заявителей и автоматическое распределение нагрузки между сотрудниками достигаются опять же посредством системы.
Синхронизированное предоставление взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг различными ведомствами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в рамках многофункционального центра позволяет получить комплексную услугу комфортно, качественно и современно. Основное назначение МФЦ заключается в том, чтобы в рамках одного здания аккумулировать услуги всех органов власти и ликвидировать общение заявителя с чиновниками и ведомствами.
Таким образом, характерными направлениями деятельности многофункционального центра являются обеспечение единого стандарта предоставления государственных и муниципальных услуг, ликвидация рынка посреднических услуг, повышение качества и степени комфортности предоставления услуг гражданам.
Литература:
- Федеральный закон РФ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — № 5. — Ст. 20.
- Федеральный закон РФ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — № 2. — Ст. 8.
- Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — № 2. — Ст. 36.
- Федеральный закон РФ от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — № 7. — Ст. 12.
- Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — № 9. — Ст. 10.
- Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — № 9. — Ст. 15.
- Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — № 5. — Ст. 20.
- Приказ Федерального казначейства РФ от 30.11.2012 № 19-н «Об утверждении информационной системы о государственных и муниципальных платежах» (с изменениями и дополнениями) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2015. — № 1. — С. 5–7.
- Распоряжение Правительства Тюменской области от 21.02.2013 № 234-рп «О создании государственного автономного учреждения Тюменской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области» // Официальный портал органов государственной власти Тюменской области, URL: http://admtyumen.ru (дата обращения: 01.04.2017).
- Регламент организации приема заявителей с использованием системы управления электронной очередью ГАУ ТО «МФЦ». Утв. директором ГАУ ТО «МФЦ» А. Н. Нагибиным от 12.01.2015 // Текущий архив ГАУ ТО «МФЦ» г. Тюмень.
- Должностная инструкция оператора филиала ГАУ ТО «МФЦ». Утв. директором ГАУ ТО «МФЦ» А. Н. Нагибиным от 17.12.2014 // Текущий архив ГАУ ТО «МФЦ» г. Тюмень.
- Портал сети многофункциональных центров Тюменской области, URL: http://mfcto.ru (дата обращения: 01.04.2017).