Многофункциональный центр как форма предоставления государственных услуг (на примере ГБУ Курганской области «МФЦ») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 10.11.2022

Статья просмотрена: 569 раз

Библиографическое описание:

Воденников, М. М. Многофункциональный центр как форма предоставления государственных услуг (на примере ГБУ Курганской области «МФЦ») / М. М. Воденников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 121-125. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96189/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторами освещена тема предоставления государственных услуг органами исполнительной власти на базеГБУ Курганской области «МФЦ». Затрагивается актуальные в настоящее время проблемы межведомственного взаимодействия между органами исполнительной власти и МФЦ, а также основные трудности, возникающие при оказании государственных услуг.

Ключевые слова : многофункциональный центр, МФЦ, услуга, государственная услуга, муниципальная услуга, орган власти, межведомственное взаимодействие.

Вопрос взаимодействия власти и общества в России, как и во всём мире, во все времена был одним из главных. Одной из форм такого взаимодействия является оказание государственных услуг. В условиях развития современного информационного общества и перехода от традиционной бюрократической системы происходит упрощение взаимодействия между государством и обществом, повышение открытости деятельности органов власти. Меняется и сам характер взаимоотношений в сторону эффективности предоставляемых государственных услуг и удовлетворенности заявителя результатом оказания услуги.

Нормативной базой предоставления государственных и муниципальных услуг является Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ. Государственная услуга определяется как: «деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги» [1].

В Российской Федерации предоставление услуг населению реализуется через органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подведомственные им учреждения; территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти; органы местного самоуправления и подведомственные им учреждения; многофункциональные центры.

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) — это организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу “одного окна”» [1].

Принцип «одного окна» означает, что предоставление услуг различных органов власти, сосредоточено в одном месте, начиная от этапа подачи заявления и заканчивая этапом выдачи результатов оказанной услуги. Таким образом, личное обращение заявителя в орган власти не требуется, а МФЦ возлагает на себя обязанности по межведомственному взаимодействию. Одной из основных целей «одного окна» является сокращение необходимого количества документов, которые заявитель должен сам собрать и предоставлять в орган власти для принятия решения.

Остановимся на общих этапах предоставления государственных услуг в МФЦ, независимо от специфики этих услуг и предоставляющих органов:

1) Заявитель, предварительно записавшись на прием, или без предварительной записи, получив талон в терминале, ждёт, когда его вызовут на прием. Оказавшись в окне приёма, заявитель обязательно представляет документ, удостоверяющий личность, операционист удостоверяет личность и проверяет наличие необходимых документов;

2) Специалист по обработке документов МФЦ заполняет заявление на получение государственной услуги, формирует расписку о получении документов в 3-х экземплярах (один экземпляр расписки выдается заявителю для получения документов, 2-й экземпляр передается в орган вместе с остальными документами, а 3-й экземпляр остается в МФЦ, пока заявитель не получит результат услуги. Затем расписка уходит в архив МФЦ). Если предоставление услуги осуществляется в электронном виде, то все необходимые документы сканируются и отправляются в орган по защищенному каналу связи. В таком случае, расписка печатается в 2-х экземплярах;

3) на следующий день после дня приёма, курьером МФЦ документы доставляются в орган. При этом на каждую принятую услугу составляется отдельная ведомость в 2-х экземплярах (один экземпляр останется в органе, принявшим документы, а второй вернется отдел МФЦ с подписью приёмщика);

4) результат предоставления услуг, у которых предусмотрена выдача, доставляется в отдел МФЦ курьером по ведомости из органа. Если при предоставлении услуги документы отправлялись в орган в форме скан-образа, то сотрудником обработки документов из программы, в которой происходит обмен данными между МФЦ и органом, распечатывается итоговый документ, являющийся результатом услуги. Сотрудник, распечатавший данный результат, заверяет его своей подписью и печатью организации «Для документов»;

5) заявитель обращается за получением результата услуги лично или через доверенное лицо.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в МФЦ осуществляется на основе соглашения о взаимодействии между органом власти и МФЦ [2]. Перечень функций, осуществляемых МФЦ в соответствии с соглашением, определён в статье 16 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ. Соглашение о взаимодействии в ГБУ Курганской области «МФЦ», например, содержит следующие основные части:

1) наименование сторон соглашения о взаимодействии;

2) предмет соглашения;

3) перечень услуг, предоставляемых через МФЦ;

4) права и обязанности органа, предоставляющего услуги;

5) права и обязанности многофункционального центра;

6) порядок информационного обмена. Порядок участия МФЦ в предоставлении государственных услуг;

7) осуществление контроля органа, предоставляющего услугу порядка и условий организации предоставления государственных услуг в МФЦ;

8) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение соглашения;

9) порядок внесения изменений и срок действия соглашения о взаимодействии;

10) материально-техническое и финансовое обеспечение предоставления услуг через МФЦ;

11) начало предоставления государственных услуг;

12) реквизиты и подписи сторон.

Правовые основы организации деятельности МФЦ определены в Постановлении Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», в котором содержатся требования к условиям и качеству предоставления услуг. Количество окон обслуживания МФЦ рассчитывается в зависимости от численности населения, из расчета не менее одного окна обслуживания на каждые 5 000 жителей, проживающих в муниципальном образовании, в котором располагается МФЦ [3].

При оказании государственных и муниципальных услуг МФЦ вступает во взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими организациями — участниками системы межведомственного электронного взаимодействия. Так, например, органами власти должно быть организовано электронное взаимодействие с МФЦ по оказанию 37 госуслуг [2]. В настоящее время возможность электронного взаимодействия с ГБУ «МФЦ» Курганской области по некоторым услугам организована УМВД России по Курганской области, УФССП России по Курганской области, Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации.

В регионах РФ может быть реализовано несколько моделей управления МФЦ:

1) Централизованная модель — создание МФЦ субъектом РФ. В муниципальных образованиях субъекта РФ создаются обособленные подразделения. Субъект РФ создает уполномоченный МФЦ, который осуществляет заключение соглашений о взаимодействии с органами власти и организациями, предоставляющими услуги. Кроме этого, уполномоченный МФЦ ведет реестр заключенных договоров и соглашений, а также является оператором АИС (автоматизированной информационной системы) МФЦ.

2) Децентрализованная модель предполагает создание муниципальными образованиями самостоятельных отделов МФЦ.

3) Смешанная модель объединяет в себе оба варианта: создание МФЦ как субъектом РФ, так и муниципальным образованием.

Государственное бюджетное учреждение Курганской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (ГБУ «МФЦ») создано в соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 24 января 2011 года № 17 «О создании Государственного бюджетного учреждения Курганской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» [4]. Учредителем Учреждения является Курганская область. Функции и полномочия Учредителя Учреждения от имени Курганской области осуществляет Правительство Курганской области.

В городских отделах ГБУ «МФЦ» Курганской области оказывают 236 государственных услуг таких ведомств как:

– Управление Министерства внутренних дел РФ по Курганской области;

– Управление Федеральной службы Государственной Регистрации Кадастра и Картографии по Курганской области;

– Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области;

– Главное управление социальной защиты населения Курганской области;

– Департамент экономического развития Курганской области;

– Управление ЗАГС Курганской области;

– Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области;

– Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области;

– ГУ «Курганское региональное отделение Фонда социального страхования РФ»

– Управление Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области (предоставление информации по исполнительным производствам).

Согласно данным официального сайта МФЦ Курганской области, всего по области оказывается 867 услуги, из которых 676 муниципальных услуг, 120 региональных, 40 федеральных и 31 иная услуга [5].

За оказанием государственных и муниципальных услуг в Центры «Мои Документы» Курганской области в 2021 году поступило 625212 обращений. Больше всего обращений пришлось на ноябрь 2021 года — 71671, далее по убыванию следуют декабрь — 62370 обращений и октябрь — 59618 обращений. В отделе телефонного обслуживания (call-центр) ГБУ «МФЦ» в 2021 году зафиксировано 262699 звонков. Специалисты приняли 162422 звонка от заявителей, обратившихся за консультациями по предоставляемым услугам, и совершили 100277 звонков заявителям в порядке информирования о готовности документов.

Популярными в ГБУ «МФЦ» являются услуги Управления Росреестра по Курганской области (регистрация права на недвижимое имущество), УМВД России по Курганской области (выдача и замена паспорта, регистрационный учёт по месту пребывания и по месту жительства), Главного управления социальной защиты населения Курганской области (субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, назначение и выплата пособия на ребенка, пособие на ребенка от 3 до 7 лет).

В МФЦ услуги МВД составляют 20 % от всех предоставляемых государственных услуг. В 2021 году в центрах «Мои Документы» региона было предоставлено рекордное число услуг МВД России — 124 798 услуг. Наиболее популярны у заявителей многофункциональных центров следующие услуги МВД:

  1. Государственная услуга по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (59 887);
  2. Выдача справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (26 206);
  3. Государственная услуга по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (24 615).

Деятельность МФЦ способствует повышению качества и сокращению сроков предоставления государственных и муниципальных услуг, упрощению процедур их получения (за счет экстерриториального принципа предоставления), противодействию коррупции за счет отсутствия личного общения с предоставляющими услуги служащими, повышению информированности заявителей о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг, удовлетворенности заявителей взаимодействием с государственными органами.

Однако на текущий момент существует ряд проблем, связанных с предоставлением государственных услуг через МФЦ. Количество оказываемых услуг из года в год только увеличивается, следовательно, специалист по приёму документов должен своевременно осваивать информацию по предоставлению новых услуг, знакомиться с требованиями регламента и знать необходимый комплект документов. Однако, в связи с большой загруженностью, выполнить вовремя это не всегда удаётся. Отсюда возникает большое количество ошибок и увеличивается время приёма.

Другая насущная проблема — высокая текучесть кадров, вызванная целым рядом причин. Это большая личная ответственность специалиста по приему за возможный отказ в предоставлении услуги, что в совокупности с низкой заработной платой приводит к оттоку кадров.

Следующая проблема предоставления государственных услуг через МФЦ, на наш взгляд, является основной. Речь о межведомственном взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг. В настоящий момент этот механизм до конца не налажен. Основная причина в организации такого взаимодействия кроется в отсутствии совместного подхода по созданию и поддержанию единой информационной среды, несовместимость программного обеспечения различных органов, его устаревание. Сроки предоставления результатов межведомственных запросов значительно увеличиваются, а, соответственно и сроки оказания услуги.

Решением проблемы может стать создание единой базы данных и информационной сети для поддержки деятельности МФЦ по всем оказываемым услугам. Такая единая база, доступ к которой имеют органы государственной власти и местного самоуправления, взаимодействующие с МФЦ, позволит сократить количество ошибок и сроки приёма документов за счет постоянной актуализации содержащейся в ней информации. Для реализации единых подходов к обеспечению качества предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ на всей территории Российской Федерации в законодательстве должны быть четко закреплены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению деятельности МФЦ [6].

Актуальным является и проблема финансирования деятельности МФЦ. В связи с тем, что в МФЦ оказываются федеральные, региональные и муниципальные услуги, необходимо разработать механизмы предоставления средств из бюджетов соответствующих уровней на возмещение затрат МФЦ, сформировать соответствующую нормативную правовую базу. В настоящее время все затраты несет учредитель.

Последней проблемой является степень осведомленности заявителей о возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде через портал «Госуслуги», а не только в МФЦ. Пока не все граждане знают о возможности получения государственных и муниципальных услуг через интернет, многие обращаются непосредственно в государственные (муниципальные) органы или в МФЦ, тем самым создавая очереди. При этом получить необходимую услугу возможно электронно, не выходя из дома, существенно сократив затраты времени. Главное, не только информировать о возможностях, предоставляемых сервисом «Госуслуги», но и учить пользоваться.

Несмотря на озвученные выше недостатки, работа МФЦ способствует дальнейшему формированию и развитию информационного общества, так как обеспечивает доступ к порталам государственных и муниципальных услуг, тем самым способствуя повышению уровня компьютерной и правовой грамотности населения, преодолению информационного неравенства между субъектами Российской Федерации.

Так, например, в курганских городских и районных отделах ГБУ «МФЦ» с 27 сентября 2022 года началось предоставление сервиса Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по прохождению процедуры идентификации личности по заявлению на оформление персонифицированной карты для посещения спортивного соревнования — «Карты болельщика».

Для оформления карты болельщика требуется учетная запись на портале «Госуслуги» — стандартная, упрощенная или подтвержденная. Создать учетную запись и подтвердить ее также можно в МФЦ.

С 26 октября 2022 года во всех отделах ГБУ Курганской области «МФЦ» началось предоставление услуги по составлению и выдаче заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, поступивших с Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Можно сделать вывод, что МФЦ является точкой доступа населения к электронным государственным и муниципальным услугам.

Литература:

  1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 31. — Ст. 4179. — Текст: непосредственный.
  2. Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 N 797 (ред. от 28.04.2022) «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, публично-правовыми компаниями» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 40. — Ст. 5559. — Текст: непосредственный.
  3. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 (ред. от 07.05.2022) «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 53, ч.1. — Ст. 7932. — Текст: непосредственный.
  4. Постановление Правительства Курганской области от 24.01.2011 N 17 (ред. от 22.10.2019) «О создании Государственного бюджетного учреждения Курганской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (вместе с «Уставом Государственного бюджетного учреждения Курганской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», «Перечнем мероприятий по созданию Государственного бюджетного учреждения Курганской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг») — Текст: электронный // URL: https://kurganobl.ru/assets/files/documents/2013/pravitelstvo/5rasp_pko_24_01_2011_17.pdf (дата обращения: 07.11.2022).
  5. Сайт ГБУ Курганской области «МФЦ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.mfc45.ru/ (дата обращения: 07.11.2022).
  6. Распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011–2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 26. — Ст. 3826. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): Курганская область, Российская Федерация, услуга, орган, орган власти, государственная услуга, местное самоуправление, исполнительная власть, межведомственное взаимодействие, Многофункциональный центр.


Похожие статьи

Проблемные аспекты организации предоставления государственных услуг органами исполнительной власти субъекта РФ

В статье проведен анализ проблемных аспектов организации предоставления государственных услуг органами исполнительной власти субъекта РФ. Рассмотрены проблемы, возникающие в процессе оказания государственных услуг. Особо внимание уделено организации ...

Предоставление государственных услуг в электронном виде: сущность, достоинства, нормативно-правовая основа

В статье рассматриваются современные способы оказания гражданам различных государственных и муниципальных услуг путем их предоставления через информационно-справочную систему «Государственные услуги». Подвергается анализу сама платформа «Госуслуги», ...

Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье автор анализирует актуальные организационно-правовые подходы административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многоф...

Особенности правового регулирования порядка предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах

В статье автор раскрывает особенности правового регулирования порядка предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах. Приводится анализ нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственны...

Из опыта практики взаимодействия НКО и органов местного самоуправления (на примере Тулы)

В статье представлена актуальная информация об успешных практиках взаимодействия таких институтов гражданского общества как органы местного самоуправления и некоммерческие организации на примерах реализации муниципальной программы «Поддержка и развит...

Проблемы и пути совершенствования качества и доступности государственных муниципальных услуг на примере отделений МФЦ

Предметом данной работы является изучение проблем и путей совершенствования качества и доступности государственных муниципальных услуг на примере отделений МФЦ. В статье представлено исследование качества работы отделений МФЦ путем опроса 421 граждан...

Центр профессионального развития сотрудников как инструмент оптимизации работы на примере автономного учреждения Курской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг»

В статье приведен пример успешной практики внедрения изменений в процесс обучения новых сотрудников АУ КО «МФЦ». Концепция учебного центра предусматривает создание на основе принципов бережливого производства эффективного инструмента профессиональног...

Реализация проекта электронного правительства в условиях административной реформы в Российской Федерации (на примере Московской области)

В данной статье рассматривается тема внедрения механизмов электронного правительства в повседневную жизнь в ходе проводимой административной реформы в Российской Федерации. Методика применения электронной формы взаимодействия обеспечивает прозрачност...

Оценка качества предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ Республики Башкортостан в электронном виде

В статье приводится актуальность предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах Республики Башкортостан в электронном виде, определены критерии оценки эффективности предоставляемых услуг в электронном виде. Предста...

Направления совершенствования документационного обеспечения управления в муниципальных органах власти

В настоящей статье представлен анализ мероприятий по рационализации делопроизводства и совершенствованию документооборота в муниципальных органах управления. На примере администрации муниципального образования город Краснодар автор показывает, что в ...

Похожие статьи

Проблемные аспекты организации предоставления государственных услуг органами исполнительной власти субъекта РФ

В статье проведен анализ проблемных аспектов организации предоставления государственных услуг органами исполнительной власти субъекта РФ. Рассмотрены проблемы, возникающие в процессе оказания государственных услуг. Особо внимание уделено организации ...

Предоставление государственных услуг в электронном виде: сущность, достоинства, нормативно-правовая основа

В статье рассматриваются современные способы оказания гражданам различных государственных и муниципальных услуг путем их предоставления через информационно-справочную систему «Государственные услуги». Подвергается анализу сама платформа «Госуслуги», ...

Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье автор анализирует актуальные организационно-правовые подходы административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многоф...

Особенности правового регулирования порядка предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах

В статье автор раскрывает особенности правового регулирования порядка предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах. Приводится анализ нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственны...

Из опыта практики взаимодействия НКО и органов местного самоуправления (на примере Тулы)

В статье представлена актуальная информация об успешных практиках взаимодействия таких институтов гражданского общества как органы местного самоуправления и некоммерческие организации на примерах реализации муниципальной программы «Поддержка и развит...

Проблемы и пути совершенствования качества и доступности государственных муниципальных услуг на примере отделений МФЦ

Предметом данной работы является изучение проблем и путей совершенствования качества и доступности государственных муниципальных услуг на примере отделений МФЦ. В статье представлено исследование качества работы отделений МФЦ путем опроса 421 граждан...

Центр профессионального развития сотрудников как инструмент оптимизации работы на примере автономного учреждения Курской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг»

В статье приведен пример успешной практики внедрения изменений в процесс обучения новых сотрудников АУ КО «МФЦ». Концепция учебного центра предусматривает создание на основе принципов бережливого производства эффективного инструмента профессиональног...

Реализация проекта электронного правительства в условиях административной реформы в Российской Федерации (на примере Московской области)

В данной статье рассматривается тема внедрения механизмов электронного правительства в повседневную жизнь в ходе проводимой административной реформы в Российской Федерации. Методика применения электронной формы взаимодействия обеспечивает прозрачност...

Оценка качества предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ Республики Башкортостан в электронном виде

В статье приводится актуальность предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах Республики Башкортостан в электронном виде, определены критерии оценки эффективности предоставляемых услуг в электронном виде. Предста...

Направления совершенствования документационного обеспечения управления в муниципальных органах власти

В настоящей статье представлен анализ мероприятий по рационализации делопроизводства и совершенствованию документооборота в муниципальных органах управления. На примере администрации муниципального образования город Краснодар автор показывает, что в ...

Задать вопрос