Особенности правового регулирования порядка предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (541) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 16.10.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Вакарь, О. А. Особенности правового регулирования порядка предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах / О. А. Вакарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 91-95. — URL: https://moluch.ru/archive/541/118389/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор раскрывает особенности правового регулирования порядка предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах. Приводится анализ нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, выявлены проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники многофункциональных центров при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также автор предлагает пути их решения.

Ключевые слова: услуги, государственные услуги, муниципальные услуги, многофункциональный центр, порядок, соглашение, административный регламент.

Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) являются важным компонентом в системе предоставления услуг населению в Российской Федерации. В условиях современных изменений в системе государственного управления и стремления к повышению качества обслуживания граждан, МФЦ становятся значимым инструментом для реализации прав граждан на получение государственных и муниципальных услуг. Их главная цель — обеспечить удобный и эффективный способ получения гражданами широкого спектра государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна». Они представляют собой единые точки доступа к широкому спектру услуг, упрощая взаимодействие граждан с государственными органами. Для успешного выполнения этой задачи крайне важно наладить процесс предоставления государственных услуг.

Правовой основой деятельности МФЦ, а также порядка предоставления МФЦ государственных и муниципальных услуг является Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон № 210-ФЗ). Этот закон определяет общие принципы и особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также порядок предоставления услуг через МФЦ. Вместе с тем, значимую роль играет постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», которое конкретизирует единые требования к организации работы многофункциональных центров.

Рассматривая порядок предоставления государственных и муниципальных услуг следует отметить, что обязательным элементом предоставления государственных и муниципальных услуг посредством многофункциональных центров в режиме «одного окна» является заключение соглашения о взаимодействии между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги (далее — соглашение о взаимодействии).

Примерная форма соглашения утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.01.2012 № 13 [10]. Принимая во внимание положения постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, публично-правовыми компаниями», а также руководствуясь вышеуказанным приказом Минэкономразвития России, органы, предоставляющие государственные услуги, заключают соглашения с уполномоченным МФЦ, которое предусматривает основные условия и порядок взаимодействия.

Так, например, приказом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 16.02.2023 № 201 утверждена форма примерного соглашения о взаимодействии между уполномоченным МФЦ и отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, которое в том числе содержит перечень предоставляемых МФЦ государственных услуг СФР, перечень МФЦ, в которых организуется предоставление государственных услуг СФР, перечень территориальных органов СФР, а также примерный порядок (стандарт) осуществления административных процедур по приему запросов (заявлений) о предоставлении государственных услуг СФР [11].

Таким образом, территориальные органы СФР, руководствуясь вышеназванным приказом при заключении соглашений с уполномоченным МФЦ в своем регионе, устанавливают для МФЦ порядок приема запросов (заявлений) и предоставлении государственных услуг СФР.

Обязательным «нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги», является административный регламент [1].

Регламентация представляет собой «способ организации правового регулирования общественных отношений посредством наделения их участников субъективными юридическими правами и обязанностями» [13].

Первое упоминание о необходимости регламентации государственных услуг в Концепции административной реформы в 2006–2010 годах [7].

На законодательном уровне понятие административного регламента, а также требования к структуре и разработке административных регламентов были закреплены только в 2010 году с принятием Федерального закона № 210-ФЗ [12].

Рассмотрим более подробно порядок разработки, а также требования к административным регламентам как к основному акту, регулирующему порядок предоставления услуги.

Исходя из положений статьи 15 Федерального закона № 210-ФЗ предоставление государственных услуг органов, предоставляющих услуги, в МФЦ осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления таких услуг и на основании соглашений о взаимодействии.

Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу или муниципальную услугу [1].

С вступлением в законную силу Федерального закона от 30.12.2020 № 509-ФЗ [2], были внесены существенные изменения в Федеральный закон № 210-ФЗ в том числе в статьи устанавливающие требования к разработке административных регламентов.

В целях реализации одного из направлений национальной программы «Цифровая экономика» [14] направленного на повышение эффективности государственного управления и оказания государственных услуг посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений, законодатель устанавливает новый порядок разработки административных регламентов.

С 2021 года обязательным требованием к структуре административного регламента является наличие «машиночитаемого описания процедур предоставления соответствующей услуги, обеспечивающего автоматизацию процедур предоставления такой услуги с использованием информационных технологий» [1]. А в июле 2021 года Правительство Российской Федерации утвердило новые правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг [5].

С учетом принятых нововведений, органы предоставляющие государственные услуги и органы, предоставляющие муниципальные услуги должны осуществлять разработку административных регламентов в «информационной системе, обеспечивающей ведение реестра государственных услуг в электронной форме». Согласование и экспертиза таких разработанных административных регламентов также должны осуществляться в указанной информационной системе [1].

В целях исполнения норм законодательства Российской Федерации Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития Российской Федерации был разработан и введен в эксплуатацию Конструктор цифровых регламентов, который является информационной системой, обеспечивающей разработку, согласование и экспертизу административных регламентов, а также ведение реестра государственных услуг в электронной форме.

Таким образом, все административные регламенты должны быть переведены в машиночитаемый вид, то есть стандарт предоставления услуг, а также описание административных процедур для государственных и муниципальных услуг всех органов, разрабатывающих административные регламенты, максимально унифицированы, но при этом полностью соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации был утвержден план-график приведения административных регламентов предоставления государственных услуг в соответствие с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» изначально поэтапно до 1 января 2023 г., а впоследствии указанный плановый период был продлен до 31 декабря 2024 г. (далее — план-график) [8, 9].

Учитывая изложенное, в период с 2021 года по 2024 год органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, должны были разработать и утвердить новые цифровые административные регламенты предоставления услуг, которые могут использовать, в том числе работники МФЦ при предоставлении таких услуг.

Однако создание Конструктора цифровых регламентов (КЦР) не привело к полному переходу на машиночитаемые административные регламенты, так как по задумке создателей считалось возможным унифицировать все административные регламенты по всем государственным услугам под единый шаблон, что оказалось невозможным, так как каждая услуга имеет свои особенности, конструктор первоначально работал в режиме опытной эксплуатации, а его функционал постоянно существенно дорабатывался, что сказывалось на сроках разработки административных регламентов. Вместе с тем, административные регламенты, формируемые в КЦР состоят из шаблонной части регламента, которая единообразна для всех регламентов, а также сведений вносимых органами, разрабатывающими административные регламенты, путем направления запросов в разные справочники КЦР и пополнения справочных значений. В настоящее время шаблонная часть регламента по-прежнему не полностью соответствует нормам законодательства Российской Федерации, устанавливающим требования к регламентам [5], а функционал КЦР также не позволяет разработать административные регламенты, в соответствии с положениями законодательства, регулирующими порядок предоставления конкретной услуги.

За указанный период в Конструкторе цифровых регламентов утверждено и зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации всего считаное количество регламентов.

Учитывая сложившуюся практику, законодатель предусмотрел для органов, разрабатывающих административные регламенты, возможность разработки и утверждения регламентов в соответствии с особенностями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации [6] и без использования информационной системы. Однако утверждение административных регламентов без использования информационной системы не освобождает органы, предоставляющие государственные услуги, от исполнения плана-графика.

Таким образом, на сегодняшний день МФЦ вынуждены предоставлять государственные услуги, руководствуясь положениями административных регламентов, в большинстве своем утвержденных еще до внесения изменений в Федеральный закон № 210-ФЗ и разработанных в соответствии с нормами законодательства, регулирующими порядок предоставления той или иной услуги, действующими еще на момент утверждения этих административных регламентов. Однако законодательство претерпевает изменения и большинство принятых ранее административных регламентов на сегодняшний момент уже не совсем актуальны и не соответствуют нормам действующего законодательства Российской Федерации.

Также ввиду невозможности утверждения новых цифровых административных регламентов по некоторым государственным услугам вообще отсутствуют утвержденные административные регламенты. МФЦ предоставляют такие услуги руководствуясь временным порядком, разработанным органом, предоставляющим услугу.

Полагаю, что решение проблемы отсутствия актуальных административных регламентов возможно путем разработки и утверждения административных регламентов с учетом особенностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2023 № 1706.

Утверждение машиночитаемых административных регламентов на сегодняшний день возможно только в случае доработки КЦР: приведения шаблонной формы административного регламента в четкое соответствие нормам законодательства Российской Федерации, устанавливающим требования к регламентам, а также доработки функционала конструктора, позволяющего отразить все особенности предоставления той или иной государственной услуги, установленные норами права.

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации»
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изменениями и дополнениями)// Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть II) ст. 7932
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, публично-правовыми компаниями» (с изменениями и дополнениями)// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 октября 2011 г. № 40 ст. 5559
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2021 г. № 1228 «Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)// Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2021 г. № 31 ст. 5904
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.2023 № 1706 «Об особенностях разработки, согласования, проведения экспертизы и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг в 2024 и 2025 годах, в том числе без использования федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей ведение федерального реестра государственных услуг»// Собрание законодательства Российской Федерации от 23 октября 2023 г. № 43 ст. 7711
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах» (с изменениями и дополнениями)// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. № 46 ст. 4720
  8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. № 3836-р «Об утверждении плана-графика приведения административных регламентов предоставления государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов в соответствие с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» поэтапно до 1 января 2023 г».// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2022 г. № 1 (часть IV) ст. 345
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2023 № 2889-р «Об утверждении плана-графика приведения административных регламентов предоставления государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов в соответствие с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») и признании утратившими силу распоряжений Правительства Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 23 октября 2023 г. № 43 ст. 7780
  10. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.01.2012 № 13 «Об утверждении примерной формы соглашения о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями). — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 14.10.2024).
  11. Приказ Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 16.02.2023 № 201 «Об утверждении Примерного соглашения о взаимодействии между уполномоченным многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг и отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации». — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 14.10.2024).
  12. Костина С. Н. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг: учеб. пособие / С. Н. Костина, Г. А. Банных, Л. И. Воронина; [под общ. ред. С. Н. Костиной]; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 123 с.
  13. Словарь финансовых терминов // dіс.асаdеmіс.ru : [сайт]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/17418?ysclid=m24jmbowtz528366324
  14. Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, Протокол от 04.06.2019 № 7) // СПС «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, услуга, регламент, административный регламент, порядок предоставления, орган, информационная система, административный регламент предоставления, многофункциональный центр предоставления, муниципальная услуга.


Похожие статьи

Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье автор анализирует актуальные организационно-правовые подходы административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многоф...

Предоставление государственных услуг в электронном виде: сущность, достоинства, нормативно-правовая основа

В статье рассматриваются современные способы оказания гражданам различных государственных и муниципальных услуг путем их предоставления через информационно-справочную систему «Государственные услуги». Подвергается анализу сама платформа «Госуслуги», ...

Многофункциональный центр как форма предоставления государственных услуг (на примере ГБУ Курганской области «МФЦ»)

В статье авторами освещена тема предоставления государственных услуг органами исполнительной власти на базе ГБУ Курганской области «МФЦ». Затрагивается актуальные в настоящее время проблемы межведомственного взаимодействия между органами исполнительн...

Проблемы и пути совершенствования качества и доступности государственных муниципальных услуг на примере отделений МФЦ

Предметом данной работы является изучение проблем и путей совершенствования качества и доступности государственных муниципальных услуг на примере отделений МФЦ. В статье представлено исследование качества работы отделений МФЦ путем опроса 421 граждан...

Проблемные аспекты организации предоставления государственных услуг органами исполнительной власти субъекта РФ

В статье проведен анализ проблемных аспектов организации предоставления государственных услуг органами исполнительной власти субъекта РФ. Рассмотрены проблемы, возникающие в процессе оказания государственных услуг. Особо внимание уделено организации ...

Государственная регистрация юридических лиц

В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, как в теоретическом, так и практическом аспектах. Автором проведен анализ процесса, регулирующего процедуру регистрации юридических лиц, и выявлены ос...

Оценка качества предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ Республики Башкортостан в электронном виде

В статье приводится актуальность предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах Республики Башкортостан в электронном виде, определены критерии оценки эффективности предоставляемых услуг в электронном виде. Предста...

Проблемы организации мониторинга качества оказания государственных (муниципальных) услуг

В статье описываются существующие в наше время проблем, связанных со становлением систем мониторинга качества предоставляемых муниципальных и городских услуг, как-то отсутствие проработанных подходов к определению характеристик и методов оценки качес...

Правовые вопросы социального обслуживания населения в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (на примере Камчатского края)

Статья посвящена правовым основаниям социального обслуживания населения в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Анализируется содержание основополагающих нормативно-правовых актов, регулирующих социальное обслуживание граждан в Рос...

Проблемы правового регулирования и специфика платных медицинских услуг в гражданском праве

Научная работа посвящена исследованию проблемы правового регулирования платных медицинских услуг в гражданском праве. Рассматривается гражданско-правовое регулирование сферы медицинских услуг, её содержание и сущность; проанализированы понятия «медиц...

Похожие статьи

Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье автор анализирует актуальные организационно-правовые подходы административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многоф...

Предоставление государственных услуг в электронном виде: сущность, достоинства, нормативно-правовая основа

В статье рассматриваются современные способы оказания гражданам различных государственных и муниципальных услуг путем их предоставления через информационно-справочную систему «Государственные услуги». Подвергается анализу сама платформа «Госуслуги», ...

Многофункциональный центр как форма предоставления государственных услуг (на примере ГБУ Курганской области «МФЦ»)

В статье авторами освещена тема предоставления государственных услуг органами исполнительной власти на базе ГБУ Курганской области «МФЦ». Затрагивается актуальные в настоящее время проблемы межведомственного взаимодействия между органами исполнительн...

Проблемы и пути совершенствования качества и доступности государственных муниципальных услуг на примере отделений МФЦ

Предметом данной работы является изучение проблем и путей совершенствования качества и доступности государственных муниципальных услуг на примере отделений МФЦ. В статье представлено исследование качества работы отделений МФЦ путем опроса 421 граждан...

Проблемные аспекты организации предоставления государственных услуг органами исполнительной власти субъекта РФ

В статье проведен анализ проблемных аспектов организации предоставления государственных услуг органами исполнительной власти субъекта РФ. Рассмотрены проблемы, возникающие в процессе оказания государственных услуг. Особо внимание уделено организации ...

Государственная регистрация юридических лиц

В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, как в теоретическом, так и практическом аспектах. Автором проведен анализ процесса, регулирующего процедуру регистрации юридических лиц, и выявлены ос...

Оценка качества предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ Республики Башкортостан в электронном виде

В статье приводится актуальность предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах Республики Башкортостан в электронном виде, определены критерии оценки эффективности предоставляемых услуг в электронном виде. Предста...

Проблемы организации мониторинга качества оказания государственных (муниципальных) услуг

В статье описываются существующие в наше время проблем, связанных со становлением систем мониторинга качества предоставляемых муниципальных и городских услуг, как-то отсутствие проработанных подходов к определению характеристик и методов оценки качес...

Правовые вопросы социального обслуживания населения в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (на примере Камчатского края)

Статья посвящена правовым основаниям социального обслуживания населения в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Анализируется содержание основополагающих нормативно-правовых актов, регулирующих социальное обслуживание граждан в Рос...

Проблемы правового регулирования и специфика платных медицинских услуг в гражданском праве

Научная работа посвящена исследованию проблемы правового регулирования платных медицинских услуг в гражданском праве. Рассматривается гражданско-правовое регулирование сферы медицинских услуг, её содержание и сущность; проанализированы понятия «медиц...

Задать вопрос