Статья посвящена рассмотрению специфике международных споров, связанных с нарушением антидопинговых правил. Порядок рассмотрения таких споров в РФ регламентирован Общероссийскими антидопинговыми правилами, принятыми на основании Кодекса Всемирного антидопингового агентства.
Ключевые слова: международное спортивное право, Общероссийские антидопинговые правила, Международный спортивный арбитражный суд, Спортивный арбитраж при Торгово-промышленной палате РФ.
The acritical is devoted to the specific procedure of consideration of international sport disputes, connected with the violation of the anti-doping rules. In Russia, the order of the consideration of such disputedis regulated by Russian Anti-doping Rules, which were created under the influence of the Code of WorldAnti-Doping Agency.
Keywords: international sport law, Russian Anti-doping Rules, Court of Arbitration for Sport, The Sport Arbitrage under the Trade-Industrial Room of Russia.
Справедливость результатов спортивных соревнований всегда становится предметом обсуждения общественности. Несмотря на разногласия, которыми обычно сопровождаются такие споры, факт того, что применение запрещённых средств и методов, искусственно улучшающих результаты спортсменов, переводит соревнования в другую плоскость — «плоскость, где противоборствует не уровень подготовленности спортсменов, а уровень развития фармакологической промышленности и медицинской науки» [1] не вызывает сомнения ни у кого.
Использование допинга не только ведет к неравенству условий соревновательного соперничества между спортсменами, употребляющими и не употребляющими стимуляторы, но и содержит в себе опасность для здоровья и жизни самих спортсменов.
На протяжении нескольких последних десятков лет количество употребления допинговых препаратов возросло в несколько раз. Это безусловно привлекло внимание международного сообщества и заставило прибегнуть к правовой регламентации данного вопроса.
Ключевую роль при осуществлении практического контроля за нераспространением допинга в спорте играет созданное 10 ноября 1999 года в Лозанне Всемирное антидопинговое агентство (WorldAnti-DopingAgency (WADA) — далее ВАДА). Основным документом организации является Всемирный антидопинговый кодекс от 2003 года (далее Кодекс), представляющий собой свод правил и руководящих принципов, обязательных для участников спортивного движения во всех странах и во всех видах спорта и позволяющий унифицировать принципы борьбы с допингом.Кодекс был подписан основными действующими в сфере спорта фигурами: Международными спортивными федерациями, национальными олимпийскими комитетами, Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом, ВАДА, национальными антидопинговыми организациями и организаторами крупных спортивных соревнований. Вопрос о том носят ли нормативные положения Кодекса юридически обязательный характер все еще остается открытым. Факт того, что Кодекс разработан и принят неправительственной организацией, не создает обязанности для правительств выступать подписавшимися сторонами. Однако статья 22 Кодекса обращается с призывом поддержать положения кодекса, путем «подписания Копенгагенской декларации по борьбе с допингом в спорте от 3 марта 2003 года и ратификацией, принятием, утверждением и присоединением в Конвенции ЮНЕСКО» [2], которая в свою очередь обязывает государства следовать принципам Кодекса. Отказ правительства от ратификации конвенций может привести к неблагоприятным последствиям, например, в виде запрета на организацию и проведение международных спортивных соревнований. Таким образом, Кодекс не содержит международно-правовых норм в их традиционном понимании. В литературе все больше склоняются к мнению, что Кодекс представляет собой нормы международного «мягкого» права, позволяющие адаптировать рамочные положения к особенностям национального законодательства разных стран, включая правила организации и проведения соревнований по разным видам спорта [3].
Российская Федерация активно поддерживает мировую антидопинговую политику. Став участником и Конвенции ЮНЕСКО и Копенгагенской декларации, РФ внесла необходимые изменения в Федеральный закон № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 [4]. В целях обеспечения единообразия применимых терминов в статье 26закона были впервые введены такие термины как «допинг», «допинг-контроль», «общероссийская антидопинговая организация», «общероссийские антидопинговые правила» и ряд других. На территории РФ с 2011 года также действуют Общероссийские антидопинговые правила (далее Правила), на сегодняшний день утвержденные изменявшимся несколько раз Приказом Минспорта РФ от 30.12.2014 N 1107 [5], отражающие приоритеты национальной политики в области противодействия допингу и определяющие порядок проведения мероприятий допинг-контроля, включая дисциплинарные процедуры и порядок обжалования решений, принятых в результате проведения контрольных процедур. Правила были разработаны Некоммерческим партнерством Российское антидопинговое агентство «РУСАДА», которое на национальном уровне уполномочено осуществлять контрольные и организационные функциив рассматриваемой сфере.
Нарушение антидопинговых правил в индивидуальных и коллективных видах спорта, выявленное в ходе соревновательного тестирования, автоматически ведет к аннулированию результатов, полученных в ходе данных спортивных соревнований со всеми вытекающими последствиями, включая изъятие всех медалей, очков и призов, а также к дисквалификации на срок от 2-х лет до пожизненной дисквалификации. Плата за нарушение норм «мягкого» права очень высока, поэтому оспаривание полученных результатов проверки явление нередкое.
В свою очередь Кодекс ВАДА, а за ним и Общероссийские антидопинговые правила, посвятили рассмотрению споров, связанных с такого рода нарушениями, несколько значительных разделов. Прежде всего стоит отметить, что особенностью нарушения антидопинговых правил является то, что на лицо не распространяется принцип презумпции невиновности, т. е. его вина не доказывается органом, проводившим допинг-контроль, а подразумевается в случае, если в организме спортсмена выявляется запрещенное вещество. При несогласии с результатами проверки спортсмен самостоятельно должен доказать свою невиновность.
В Российской Федерации процедура «восстановления честного имени спортсмена» детально регламентирована Общероссийскими антидопинговыми правилами. Она начинается с того момента, как антидопинговое агентство (далее — АДА) получило положительный результат после проведения соответствующего тестирования, уведомило спортсмена о выявленных нарушениях и приняло решение о применении санкций. В этом случае спортсмен может быть временно отстранен при этом он имеет право на проведение предварительного слушания для решения этого вопроса.
В целях исполнения закрепленной в Кодексе ВАДА обязанности антидопинговой организации провести беспристрастные слушания для установления факта нарушения, в Общероссийских антидопинговых правилах регламентирован порядок создания Дисциплинарного антидопингового комитета. Дисциплинарный антидопинговый комитет, созданный антидопинговым агентством и действующий в соответствии с его локальными актами, рассматривает и принимает решения по всем вопросам, переданным ему на рассмотрение, в соответствии с Правилами. Вопрос о компетенции Комитета по конкретному делу решается комиссией, сформированной из числа членов АДА для рассмотрения этого дела. Решение Дисциплинарного антидопингового комитета передается в орган АДА, осуществляющий руководство текущей деятельностью организации, который на основании такого решения информирует общероссийскую спортивную федерацию по соответствующему виду спорта о решении АДА для применения санкции к спортсмену на основании и во исполнение данного решения.
Высшей судебной инстанцией, которая рассматривает международные споры в области спорта является Международный спортивный арбитражный суд (Court of Arbitration for Sport — далее КАС). Это специализированный третейский суд, решения которого имеют обязательную силу для всех участников международных спортивных соревнований и обжалованию не подлежат.
Установлено, что нарушение антидопинговых правил, обвинение в котором выдвинуто против спортсмена международного или национального уровня может быть рассмотрено сразу КАС без соблюдения требования предварительного слушания при условии согласия спортсмена, АДА, ВАДА и любой другой антидопинговой организации, которая бы имела право на подачу апелляции на решение первой инстанции в КАС. При этом, стоит упомянуть, что правом на подачу такой апелляции обладают: а) спортсмен или иное лицо, в отношении которого принято решение, на которое подается апелляция (такими лицами могут быть: тренеры, врачи, менеджеры команд и другие специалисты); б) другая сторона, участвующая в деле, по которому было вынесено решение (в том числе и в рамках процедуры встречной апелляции); в) соответствующая международная федерация; г) АДА или национальная антидопинговая организация страны проживания данного лица или страны, гражданином которой оно является или выдавшей лицензию; д) Международный олимпийский комитет либо Международный паралимпийский комитет, когда решение связано с проведением Олимпийских игр или Паралимпийских игр, включая решение о допуске к участию в Олимпийских и Паралимпийских играх; е) ВАДА.
Говоря о полномочиях КАС, не стоит также забывать и то, что суд является единственным возможным органом, в который подается апелляция на вынесенное решение по поводу нарушения антидопинговых правил спортсменом именно международного уровня во время международного спортивного мероприятия.
Апелляции могут подаваться на исчерпывающий список решений, вынесенных Дисциплинарным антидопинговым комитетом, ВАДА или АДА, перечисленный в ст. 13.2 Правил.
Иные спортсмены обжалуют решения АДА или общероссийской спортивной федерации в третейских судах, с которыми у организации, принявшей решение, на которое подается апелляция, подписано соглашение о сотрудничестве, в соответствии с правилами, установленными данным третейским судом.
В РФ споры при проведении допинг-контроля в отношении спортсменов национального уровня в соответствии со ст. 1 Соглашения между Торгово-промышленной палатой РФ и Некоммерческим партнерством «Национальная антидопинговая организация РУСАДА» [6] в области спортивного арбитража будут разрешаться в апелляционном порядке исключительно в Спортивном арбитраже при Торгово-промышленной палате РФ. Интересен тот факт, что в соответствии с Регламентом спортивного арбитража при Торгово-промышленной палате РФ [7], арбитраж выступает в качестве апелляционной инстанции в единственном случае — именно при рассмотрении споров из нарушения антидопинговых правил, возникших между НП «РУСАДА», иной антидопинговой организацией, с одной стороны, и спортсменом и иными лицами, которым Всемирным антидопинговым кодексом Всемирного антидопингового агентства предоставлено право на апелляцию, с другой. Арбитражный процесс в данном случае начинается с подачи апелляционного заявления в течение 30 дней с момента вынесения окончательного решения АДА. В результате рассмотрения Спортивный арбитраж может принять решения об отмене, изменении или оставлении ранее принятого решения без изменения. Решение Спортивного арбитража, вынесенное по результатам рассмотрения апелляционного заявления, так же, как и решение КАС, является окончательным и обжалованию не подлежит.
Несмотря на существование общего третейского соглашения, Правилами установлено, что общероссийские спортивные федерации обязаны заключать соглашения с третейскими судами по своему усмотрению с целью обеспечения права спортсмена или иного лица, в отношении которого принимаются решения, на апелляцию. В РФ на сегодняшний день существует не менее 15 таких соглашений, например, с Российской оборонной спортивно-технической организацией — РОСТО (ДОСААФ) [8], Олимпийским комитетом РФ [9], Обществом с ограниченной ответственностью «Континентальная хоккейная лига» [10] и др.
Анализ документов, регулирующих деятельность, направленную на координацию антидопинговой политики, показал, что на сегодняшний день благодаря целому ряду некоммерческих спортивных организаций, среди которых первостепенная роль отводится Всемирному антидопинговому агентству, мы имеем хорошо структурированную и эффективно работающую систему борьбы с использованием запрещенных препаратов в спорте. Вместе с тем Кодексом и иными правилами предусмотрены способы защиты от несправедливых и ошибочных решений, принятых в рамках проведения антидопинговых контрольных процедур. Примечательно то, что приоритет рассмотрения таких споров отдается третейским судам, которые будучи менее скованными в вопросах организации и проведения разбирательства, способны более эффективно рассмотреть дело, а судьи, специализирующиеся непосредственно на международных спортивных спорах, разрешают их с учетом специфики данной отрасли.
Литература:
1. Жабин Н. А. Борьба с допингом // Спорт: экономика, право, управление. — 2012. — № 1. С. 20–24.
2. Всемирный Антидопинговый Кодекс от 2003 года // Официальный перевод — РУСАДА, М., 2009. С. 106.
3. Захарова Л. И. Всемирное антидопинговое агентство как субъект международного спортивного права / Л. И. Захарова // Материалы четвертой международной научно-практической конференции «Спортивное право: перспективы развития»: МГЮА. М, 2010. С. 36–41.
4. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О физической культуре и спорте в РФ» // Российская газета. — 2007. — № 276.
5. Приказ Минспорта России от 30.12.2014 N 1107 «Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил» // Документ опубликован не был.
6. Соглашение между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Некоммерческим партнерством «Национальная антидопинговая организация РУСАДА» в области спортивного арбитража от 29 апреля 2009 года [Электронный ресурс] / Спортивный арбитраж при Торгово-промышленной палате РФ. — Режим доступа: http://sport.tpprf.ru/ru/materials/ (дата обращения: 04.04.2015).
7. «Регламент спортивного арбитража при Торгово-промышленной палате Российской Федерации» (утв. Приказом ТПП РФ от 21.04.2009 N 21) (ред. от 15.11.2013) (вместе с «Положением о третейских сборах, апелляционных третейских сборах и расходах») [Электронный ресурс] / Спортивный арбитраж при Торгово-промышленной палате РФ. — Режим доступа: http://sport.tpprf.ru/ru/materials/ (дата обращения: 04.04.2015).
8. Соглашение № 466 между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Российской оборонной спортивно-технической организацией — РОСТО (ДОСААФ) о сотрудничестве в области спортивного арбитража, подписанное от 22 декабря 2003 года [Электронный ресурс] / Спортивный арбитраж при Торгово-промышленной палате РФ. — Режим доступа: http://sport.tpprf.ru/ru/materials/ (дата обращения: 04.04.2015).
9. Соглашение № 460 между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Олимпийским комитетом России о сотрудничестве в области спортивного арбитража от 22 декабря 2003 года [Электронный ресурс] / Спортивный арбитраж при Торгово-промышленной палате РФ. — Режим доступа: http://sport.tpprf.ru/ru/materials/ (дата обращения: 04.04.2015)
10. Соглашение между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и обществом с ограниченной ответственностью «Континентальная хоккейная лига» о сотрудничестве в области спортивного арбитража от 17 июля 2009 года [Электронный ресурс] / Спортивный арбитраж при Торгово-промышленной палате РФ. — Режим доступа: http://sport.tpprf.ru/ru/materials/ (дата обращения: 04.04.2015)