В статье рассматриваются вопросы развития и проблемы совершенствования нормативной базы, регулирующей порядок создания и государственной аккредитации спортивных федераций в России. Исследуются особенности взаимоотношений органов государственной власти, органов местного самоуправления, олимпийского комитета и спортивных федераций. Анализируются права и обязанности спортивных федераций.
Ключевые слова: законодательство в сфере физической культуры и спорта, спортивные федерации, правовое регулирование, государственная аккредитация спортивных федераций.
Актуальность настоящего исследования. Спортивные федерации по праву можно назвать центральным звеном системы управления спортом, от деятельности которых зависит развитие того или иного вида спорта, а вместе с ним и перспективы спортивных учреждений, сотрудничающих со спортивными федерациями. Сам факт наличия спортивных федераций в физкультурном движении является показателем того, что спорт и физическая культура имеют весомое значение в жизни общества, которое создает условия для функционирования объединений граждан и организаций в целях реализации конституционных прав на отдых и здоровье. Заметим, что спортивные федерации входят в список субъектов физической культуры и спорта наравне с физкультурно-спортивными организациями, образовательными учреждениями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, Олимпийскими комитетами и т. д., включая граждан, занимающихся физической культурой, спортсменов (спортивные команды), спортивных судей, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта. Особенности правового регулирования деятельности спортивных федераций, их правовой статус, специфика взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления предопределяются их принадлежностью к такой разновидности некоммерческих организаций как общественные объединения. В законодательстве Российской Федерации общественные объединения понимаются как добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном Федеральным законом об общественных объединениях, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. В этой связи весьма актуальным становится вопрос правового регулирования деятельности спортивных федераций в Российской Федерации.
Основная часть. В Российской Федерации деятельность спортивных федераций помимо Федерального закона о спорте [1] регулируется Конституцией РФ [2], Гражданским кодексом РФ [3], Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [4] (далее Федеральный закон «О некоммерческих организациях»), Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [5] (далее Федеральный закон «Об общественных объединениях»).
В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона о спорте спортивная федерация — это общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов — членов спортивных сборных команд. В соответствии с Федеральным законом о спорте на территории Российской Федерации создаются и действуют местные, региональные и общероссийские спортивные федерации. В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона о спорте общероссийская спортивная федерация — это общероссийская общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов — членов спортивных сборных команд. В члены общероссийских спортивных федераций, в соответствии с их уставами, могут быть приняты спортивные клубы независимо от организационно-правовых форм и их объединения, осуществляющие деятельность преимущественно в соответствующем виде или видах спорта. На основании Приказа Министерства спорта РФ от 26.10.2015 г. № 984 [6], утвержден Перечень видов спорта (всего 24 вида), для развития которых создаются общероссийские федерации. Региональные федерации создаются и действуют в целях развития определенного вида или определенных видов спорта на территории субъекта РФ. При этом такая спортивная федерация может не приобретать права юридического лица в случае, если она является структурным подразделением общероссийской спортивной федерации. Местная спортивная федерация создается и действует в целях развития определенного вида или определенных видов спорта на территориях муниципального района, городского округа, внутригородского муниципального города.
Общероссийские спортивные федерации по различным видам спорта, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, а также региональные спортивные федерации подлежат государственной аккредитации, которая осуществляется соответственно федеральным или региональным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона о спорте по одному виду спорта на территории Российской Федерации может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация.
Вместе с тем это не означает, что в одном виде спорта, скажем на всероссийском уровне, может существовать только одна спортивная федерация. Например, в сфере бильярдного спорта на территории России одновременно действуют Физкультурно-спортивное объединение «Федерация бильярдного спорта России», имеющее государственную аккредитацию, и Межрегиональная общественная организация «Федерация русского бильярда», также на законных основаниях развивающая бильярдный спорт в России, но действующая без государственной аккредитации. Аналогичная ситуация в сфере гольфа и ряда других видов спорта и вполне укладывается в рамки действующего законодательства.
В силу той же ч. 2 ст. 14 Федерального закона о спорте порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийских спортивных федераций определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Олимпийского комитета России, Паралимпийского комитета России. С момента указанной государственной аккредитации общественной организации она приобретает статус общероссийской спортивной федерации. При этом указанная государственная аккредитация осуществляется на четырехлетний срок.
Для получения государственной аккредитации и приобретения статуса общероссийской спортивной федерации соответствующая общественная организация наряду с соблюдением указанных выше требований, должна соответствовать следующим условиям:
1) официальное наименование организации должно отвечать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а именно, ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях», и содержать указания на организационно-правовую форму (общественная организация), территориальную сферу ее деятельности (общероссийская), а также на вид или виды спорта, в целях развития которых создана такая организация;
2) в числе членов и (или) структурных подразделений организации наряду с возможными иными членами общественной организации должны быть региональные спортивные федерации, созданные и осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и аккредитованные соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях определения территориальной сферы деятельности общероссийской спортивной федерации учитываются аккредитованные региональные спортивные федерации, являющиеся членами и (или) структурными подразделениями общероссийской спортивной федерации.
В связи со сложностью видов спорта, развитие которых осуществляется, и с другими особенностями в порядке, определенном Минспортом России с учетом мнения Олимпийского комитета России, возможны получение государственной аккредитации и приобретение статуса общероссийской спортивной федерации общественной организацией, членами и (или) структурными подразделениями которой являются аккредитованные региональные спортивные федерации, осуществляющие свою деятельность на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации.
Использовать в наименованиях юридических лиц словосочетание «общероссийская спортивная федерация» вправе только общественные организации после приобретения статуса общероссийской спортивной федерации.
Общероссийская спортивная федерация вправе использовать в своем наименовании слова «союз» или «ассоциация», не являющиеся в этом случае указанием на ее организационно-правовую форму.
В случае отзыва государственной аккредитации и лишения статуса общероссийской общественной организации, или приостановления в соответствии со ст. 42 Федерального закона «Об общественных объединениях» деятельности общероссийской спортивной федерации, или отсутствия общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду или видам спорта федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта по заявлению общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации на определенный срок вправе наделить ее правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду или видам спорта, по которым отсутствует аккредитованная общероссийская спортивная федерация, до дня аккредитации общероссийской спортивной федерации по данному виду или видам спорта либо в случае приостановления деятельности общероссийской спортивной федерации до дня возобновления ее деятельности.
Особенности реорганизации общероссийских спортивных федераций предусмотрены ст. 18 Федерального закона о спорте, в соответствии с которой реорганизация общероссийской спортивной федерации в форме выделения из нее одной или нескольких общероссийских спортивных федераций не допускается, если в результате такой реорганизации образуется общероссийская спортивная федерация, осуществляющая развитие того же вида спорта, развитие которого осуществляет реорганизуемая общероссийская спортивная федерация.
Региональными спортивными федерациями признаются региональные общественные организации, являющиеся членами общероссийских спортивных федераций или структурные подразделения (региональные отделения) общероссийских спортивных федераций, которые получили государственную аккредитацию и целями которых является развитие одного или нескольких видов спорта на территории субъекта Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов — членов спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации.
Вне зависимости от того, кем приобретается статус региональной спортивной федерации — региональными общественными организациями или региональными отделениями общероссийских спортивных федераций — установлен единый порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций. Данная государственная аккредитация носит обязательный характер. Она проводится периодически органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций установлен в приказе Министерства спорта Российской Федерации от 01.08.2014 № 663 [7]. В нем определяются:
1) проведение государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций, осуществляемой соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта, за исключением военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
2) принятие решения о приостановлении или возобновлении действия государственной аккредитации региональной спортивной федерации;
3) принятие решения о прекращении действия государственной аккредитации региональной спортивной федерации.
Региональная спортивная федерация может не приобретать права юридического лица, в случае если такая федерация является структурным подразделением общероссийской спортивной федерации. Необходимо обратить внимание, что региональное отделение может и иметь статус юридического лица. Это следует из статьи 21 Федерального закона «Об общественных объединениях». В ней указывается, что решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
Включение сведений в Реестр об аккредитованной региональной спортивной федерации осуществляется Министерством спорта на основании заявления соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение о государственной аккредитации региональной спортивной федерации.
Федеральным законодательством не предусмотрена особая процедура аккредитации и регистрации общественных организаций для получения статуса местная спортивная федерация. Не допускается также возможность введения каких-либо особых процедур законодательством субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами. Статус местной спортивной федерации приобретается при прохождении процедуры государственной регистрации общественной организации как юридического лица в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [8] с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «Об общественных объединениях».
В целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований органам местного самоуправления рекомендуется заключать соглашения с местными спортивными федерациями в части развития соответствующего вида спорта в рамках данного муниципального образования.
Статья 13 Федерального закона о спорте определяет основы правового статуса местных и региональных спортивных федераций. В соответствии с данной статьей создание, деятельность, реорганизация и ликвидация местных и региональных спортивных федераций осуществляется в соответствии с главой 2 Федерального закона «Об общественных объединениях» с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом о спорте.
Официальные наименования местной и региональной спортивных федераций должны соответствовать требованиям, установленным ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях», и содержать указания на организационно-правовую форму спортивной федерации (общественная организация), территориальную сферу ее деятельности (местная, региональная), а также на вид или виды спорта, в целях развития которых создана спортивная федерация. Местная и региональная спортивные федерации вправе использовать в своих наименованиях слова «союз» или «ассоциация», не являющиеся в этом случае указанием на их организационно-правовую форму.
Важнейшая роль местных и региональных федераций по виду спорта заключается в том, что они имеют исключительные права на проведение Чемпионатов, Кубков, Первенств города или области, на формирование сборной команды города или области для участия в соревнованиях более высокого уровня.
Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что необходимо устранить существующие пробелы в законодательстве Российской Федерации в сфере правового регулирования деятельности спортивных федераций, конкретизировать некоторые статьи в данной сфере.
Спортивные федерации работают в социальной и общественно значимой сфере, потому государственная аккредитация по сути является одним из мероприятий контроля за этими общественными организациями. Таким образом, спортивным федерациям, если они хотят работать в правовом поле, без аккредитации не обойтись. Особенно это касается местных федераций, для которых государственная аккредитация не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации. Считаю необходимым ввести государственную аккредитацию для местных спортивных федераций для улучшения качества работы данных федераций и как метод административно правового воздействия, а также как способ управленческой деятельности.
Литература:
- Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 06.03.2022) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2022) // Доступ из СПС КонсультантПлюс.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.02.2022; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Доступ из СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.21, с изм. от 14.07.22) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Доступ из СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общественных объединениях» // Доступ из СПС КонсультантПлюс.
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 26.10.2015 г. № 984 «Об утверждении перечня видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации с возможным членством спортивных клубов и их объединений» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.11.2015.
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 01.08.2014 № 663 (ред. от 24.11.2021) «Об утверждении Порядка проведения государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций и формы документа о государственной аккредитации, подтверждающего наличие статуса региональной спортивной федерации» // Доступ из СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.07.2022.
- Спортивное право России: учебник для магистров / Блажеев В. В., Байрамов В. М.; отв. ред. Д. И. Рогачев. — Москва: Проспект, 2021. — 640с.
- Спортивное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / С. В. Алексеев; под ред. П. В. Крашенинникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2020. — 1055с.