Правовое регулирование спонсорской деятельности в сфере профессионального спорта в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 10.05.2022

Статья просмотрена: 1770 раз

Библиографическое описание:

Коломиец, Н. Н. Правовое регулирование спонсорской деятельности в сфере профессионального спорта в РФ / Н. Н. Коломиец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 288-290. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91231/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена особенностям правового регулирования спонсорской деятельности в сфере профессионального спорта. Изучена правовая природа спонсорского договора как регулятора правоотношений между спонсором и спонсируемым, а также рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие спонсорскую деятельность в сфере профессионального спорта.

Ключевые слова: профессиональный спорт, спонсорская деятельность, спонсор, спонсорская реклама.

Исследование деятельности спонсора по предоставлению помощи является актуальным в силу того, что масштабные мероприятия практически не могут обойтись без определённой поддержки, представляющей материальную помощь, услуги, работы. На сегодняшний день в силу распространения деятельности спонсора, в том числе и в сфере профессионального спорта, необходимо определить ее правовую регламентацию.

Сегодня, в XXI веке, актуальность и популярность профессионального спорта очень велика. Под профессиональным спортом понимается часть спорта, направленная на организацию и проведение профессиональных спортивных соревнований, которые, в свою очередь представляют собой спортивные соревнования по командным игровым видам спорта, участие в которых направлено на получение дохода и одним из условий допуска спортсмена к которым является наличие у него трудовых отношений с соответствующим профессиональным спортивным клубом, если иное не установлено организатором таких соревнований для отдельных категорий их участников. В иных видах спорта профессиональными спортивными соревнованиями являются спортивные соревнования, участие в которых направлено на получение дохода и которые определены в качестве таковых их организаторами в соответствии с положениями (регламентами) спортивных соревнований [4].

Поддержка профессионального спорта способствует его активному распространению, приобретению массовых масштабов и улучшению его материальной базы. В РФ, в соответствии с п. 5 ст. 38 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 2007 г., финансирование физической культуры и спорта может осуществляться не только из государственных, муниципальных средств или средств муниципального образования, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации [4]. В связи с этим, спонсорская помощь в сфере организации и проведения спортивных мероприятий так же актуальна на сегодняшний день.

Отметим, что понятие спонсорской деятельности в РФ не регламентировано на законодательном уровне, правовое регулирование данной деятельности сегодня связано с закреплением лишь понятия спонсора и спонсорской рекламы в ФЗ «О рекламе» от 2006 г. В соответствии с данными легальными понятиями, спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного и иных мероприятий, а спонсорской рекламой признаётся реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре [3]. Правовое регулирование спонсорской деятельности в сфере профессионального спорта имеет свои особенности.

Во-первых, необходимо отметить, что спонсорская деятельность в РФ может осуществляться как на возмездной, так и на безвозмездной основе, то есть без встречного обязательства, в том числе в виде рекламы как информации о спонсоре, оказавшем помощь. В научной литературе также отмечается, что одной из основных особенностей регулирования спонсорства в РФ является возможность осуществления спонсорской деятельности на безвозмездной основе, так как прямое указание на возмездный характер оказания спонсорских услуг в законе отсутствует [9, с. 291]. Безвозмездная спонсорская помощь в сфере профессионального спорта, таким образом, так же имеет место быть, но так как в данном случае отсутствует встречное предоставление в виде рекламы, то такая помощь будет квалифицироваться как иное обязательство, например, пожертвование. Причём, заметим, что такая деятельность как благотворительная не может осуществляется в сфере профессионального спорта, что следует из ФЗ РФ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 1995 г., закрепляющего в п. 1 ст. 2 данного Закона одну из целей осуществления благотворительности — содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами [1]. Таким образом, спонсорская деятельность в сфере профессионального спорта, осуществляется только на возмездной основе с встречным предоставлением в виде рекламы, основанной на ФЗ «О рекламе» от 2006 года, иначе деятельность по оказанию помощи в сфере профессиональных спортивных мероприятий буде квалифицироваться как иная деятельность, например пожертвование, не имеющее никакого встречного предоставления.

Во-вторых, спонсорская деятельность как гражданское правоотношение между лицами оформляется на основании договора между спонсором и спонсируемым. Причем спонсируемым лицом может выступать как определённая организация, спортивный клуб, тренер или спортсмен. Понятие договора о спонсорской помощи в законодательстве РФ отсутствует, стороны при оформлении спонсорских обязательств, как мы определили раннее, руководствуются ФЗ «О рекламе» от 2006 года, определяющей сущность спонсорской рекламы, её продолжительность и т. д. Иные необходимые для спонсорского договора условия стороны формируют самостоятельно, например, формируют следующие условия: способ и размер спонсорского вклада, цель предоставления спонсорской помощи, способ и объём распространения информации о спонсоре и т. д.

В-третьих, отметим, что в сфере профессионального спорта стороны договора о спонсорской помощи должны обязательно руководствоваться не только федеральным законодательством, но и соблюдать требования подзаконных актов. Например, Министерство спорта РФ утвердило ряд приказов, регулирующих правила распространения информации о спонсоре при проведении спортивных мероприятий. Так, в утв. приказом Минспорта России от 23.11.2017 № 1018 «Правила вида спорта «бокс» закреплено, что реклама спонсора национальной федерации может быть нанесена, наклеена или вышита на майке и не должна накладываться на другие элементы идентификации национальной федерации (например, флаг), при этом должны соблюдаться требования по количеству, размещению и размерам: на майке размещение рекламы спонсора разрешено один раз спереди на майке ниже уровня груди площадью не более 150 см2 [5]. «Правила вида спорта «гандбол», утв. приказом Минспорта России от 18.07.2018 № 665 устанавливают, что логотипы спонсоров могут быть размещены на передней и задней части мужской майки-безрукавки и на передней и задней части женского топа, на шортах командам разрешено иметь логотипы спонсоров, расположенные в любом месте и любого размера. Логотипы спонсоров разрешается наносить на трико для всех соревнований UWW (кроме Олимпийских игр), и размещаются они в соответствии с определёнными требованиями [6]. «Правила вида спорта «спортивная борьба», утв. приказом Минспорта России от 05.11.2019 № 906 разрешают наносить логотипы спонсоров на трико для всех соревнований UWW (кроме Олимпийских игр), и размещаются они в соответствии с требованиями, приведенными в данном акте [7].

В-четвертых, важно отметить, что одним из составляющих признаков профессионального спорта, как мы выяснили ранее, является наличие трудовых отношений спортсмена с соответствующим профессиональным спортивным клубом. Такие правоотношения являются предметом трудового права, основой регулирования которых в РФ является Трудовой кодекс от 2001 года. Законодатель закрепил данном акте в ст. 348.2 «Особенности заключения трудовых договоров со спортсменами, с тренерами» норму, в соответствии с которой работодатели обязаны как при приеме на работу, так и в период действия трудового договора, знакомить спортсменов, тренеров под подпись условиями договоров работодателя со спонсорами (партнерами) [2], что указывает на значимость и важную составляющую деятельности спонсоров в организации спортивных мероприятий. Исполнение этой обязанности возложено на общероссийскую спортивную федерацию по соответствующим виду или видам спорта [8].

Таким образом, спонсорская деятельность сегодня — одна из важных дополнительных материальных поддержек в сфере профессионального спорта. При этом спонсорская деятельность в данной сфере основана на возмездных началах, связанных со встречным предоставлением в виде рекламы о спонсоре, руководствуясь ФЗ «О рекламе» от 2006 года, закрепляющем необходимые нормы о понятии спонсора, спонсорской рекламы, её особенностей. Также спонсору и спонсируемому необходимо руководствоваться и приказами Минспорта, устанавливающими правила о размещении информации о спонсоре. Основу гражданских правоотношений сторон в сфере профессионального спорта составляет, несомненно, и спонсорский договор, который в силу отсутствия его законодательного определения можно определить как соглашение, в силу которого одна сторона (спонсор) обязуется предоставить другой стороне (спонсируемому) определённую помощь для проведения спортивного мероприятия с получением иного встречного исполнения в виде рекламной услуги с размещением информации о заказчике (определенном физическом или юридическом лице) как о спонсоре.

Литература:

  1. Федеральный закон от 11 августа 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (ред. от 08.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/891985ee83f1494ecbb7542502a3f5d0d07d325e/
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
  3. Федеральный закон от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 30.12.2021) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/
  4. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 06.03.2022) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/9b907aa0af7a5fa7192f46562e93cc907c90ddbc/
  5. Приказ Минспорта России от 23 ноября 2017 № 1018 «Правила вида спорта «бокс» (ред. от 19.10.2021) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288326/
  6. Приказ Минспорта России от 18 июля 2018 № 665 «Правила вида спорта «гандбол» (ред. от 30.11.2020) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303131/
  7. Приказ от Минспорта России от 5 ноября 2019 № 906 «Правила вида спорта «спортивная борьба» // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_337466/
  8. Гусов К. Н., Циндяйкина Е. П., Цыпкина И. С. Особенности трудового договора с отдельными категориями работников: Научно-практическое пособие / Под ред. К. Н. Гусова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2018 // СПС «КонсультантПлюс».
  9. Маркичева И. А. Правовое регулирование спонсорства в Российской Федерации // Студенческая наука XXI века. 2016. № 1–2 (8).
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный спорт, спонсорская деятельность, спонсор, РФ, спонсорская реклама, UWW, вид рекламы, логотип спонсоров, спонсорская помощь, сфера.


Ключевые слова

профессиональный спорт, спонсорская деятельность, спонсор, спонсорская реклама

Похожие статьи

Правовое регулирование интеллектуальной собственности в сфере спорта в Российской Федерации

В статье исследуются особенности правового обеспечения, реализации и защиты прав интеллектуальной собственности в области спорта.

Правовое регулирование деятельности спортивных федераций в Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы развития и проблемы совершенствования нормативной базы, регулирующей порядок создания и государственной аккредитации спортивных федераций в России. Исследуются особенности взаимоотношений органов государственной власт...

Особенности административно-правового статуса гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

В рамках настоящей статьи проводится комплексный анализ особенности правового статуса гражданина, который осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Анализируется современное законодательство, проводится современ...

Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются основные вопросы правового регулирования деятельности некоммерческих организаций как самостоятельного субъекта гражданско-правовых отношений. Основной упор сделан на рассмотрение состава базы нормативного правового рег...

Источники правового регулирования туристской деятельности

Статья посвящена рассмотрению основных источников правового регулирования туристской деятельности. В статье рассматривается разработка целевых программ и их совершенствование.

Правовое регулирование деятельности политических партий Российской Федерации в условиях внешнего санкционного воздействия

Статья посвящена анализу правового регулирования деятельности политических партий Российской Федерации в условиях внешнего санкционного воздействия. Выявлены проблемы законодательства в сфере правового регулирования деятельности политических партий, ...

Правовые основы физической культуры и спорта в современной России

Целью данной работы является ознакомление с историей и основными правовыми актами Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта, регламентирующие правовые аспекты государственной политики физического воспитания.

Защита прав туристов как направление государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации

В статье раскрывается понятие «защита права», дается общая характеристика специфики защиты прав туристов как потребителей туристских услуг, вносятся предложения по дальнейшему совершенствования законодательства об основах туристской деятельности в Ро...

Совершенствование государственного регулирования визовой деятельности в Российской Федерации

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся совершенствования государственного регулирования визовой деятельности в Российской Федерации.

Гражданско-правовые проблемы регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации

Рекламная деятельность является важным элементом рыночной экономики. В статье рассматриваются гражданско-правовые проблемы регулирования рекламы в Российской Федерации, включая достоверность рекламной информации, рекламу опасных товаров и интернет-ре...

Похожие статьи

Правовое регулирование интеллектуальной собственности в сфере спорта в Российской Федерации

В статье исследуются особенности правового обеспечения, реализации и защиты прав интеллектуальной собственности в области спорта.

Правовое регулирование деятельности спортивных федераций в Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы развития и проблемы совершенствования нормативной базы, регулирующей порядок создания и государственной аккредитации спортивных федераций в России. Исследуются особенности взаимоотношений органов государственной власт...

Особенности административно-правового статуса гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

В рамках настоящей статьи проводится комплексный анализ особенности правового статуса гражданина, который осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Анализируется современное законодательство, проводится современ...

Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются основные вопросы правового регулирования деятельности некоммерческих организаций как самостоятельного субъекта гражданско-правовых отношений. Основной упор сделан на рассмотрение состава базы нормативного правового рег...

Источники правового регулирования туристской деятельности

Статья посвящена рассмотрению основных источников правового регулирования туристской деятельности. В статье рассматривается разработка целевых программ и их совершенствование.

Правовое регулирование деятельности политических партий Российской Федерации в условиях внешнего санкционного воздействия

Статья посвящена анализу правового регулирования деятельности политических партий Российской Федерации в условиях внешнего санкционного воздействия. Выявлены проблемы законодательства в сфере правового регулирования деятельности политических партий, ...

Правовые основы физической культуры и спорта в современной России

Целью данной работы является ознакомление с историей и основными правовыми актами Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта, регламентирующие правовые аспекты государственной политики физического воспитания.

Защита прав туристов как направление государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации

В статье раскрывается понятие «защита права», дается общая характеристика специфики защиты прав туристов как потребителей туристских услуг, вносятся предложения по дальнейшему совершенствования законодательства об основах туристской деятельности в Ро...

Совершенствование государственного регулирования визовой деятельности в Российской Федерации

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся совершенствования государственного регулирования визовой деятельности в Российской Федерации.

Гражданско-правовые проблемы регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации

Рекламная деятельность является важным элементом рыночной экономики. В статье рассматриваются гражданско-правовые проблемы регулирования рекламы в Российской Федерации, включая достоверность рекламной информации, рекламу опасных товаров и интернет-ре...

Задать вопрос