Реализация социальной функции государства в физической культуре и спорте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 28.06.2021

Статья просмотрена: 239 раз

Библиографическое описание:

Фетисов, А. О. Реализация социальной функции государства в физической культуре и спорте / А. О. Фетисов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 289-291. — URL: https://moluch.ru/archive/369/82937/ (дата обращения: 15.11.2024).



Правовое регулирование и управление в области физической культуры и спорта, значение которого постоянно растет, осуществляется на международном и национальном уровнях.

На международном уровне регулирующие акты в указанной области являются по своей юридической силе преимущественно декларативными и необязывающими, фиксирующими достигнутые успехи международного сотрудничества и создающими фундамент для дальнейших договоренностей.

В то же время, на национальном уровне тенденции развития правового регулирования и управления в области физической культуры и спорта закрепляются в основных законах (конституциях), важнейших законных и подзаконных актах многих стран.

Ключевые слова: конституционное регулирование, Государственная федеральная социальная политика в области спорта, управление физической культурой и спортом.

Implementation of the social function of the state in physical culture and sports

Fetisov Artem Olegovich, student master's degree program

Ural Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation (Ekaterinburg)

Legal regulation and management in the field of physical culture and sports, the importance of which is constantly growing, have to be implemented through national or international legislation.

Legal force of international regulating acts in this area can be characterized as primarily declarative and not directing, legislating the achievements of international cooperation and creating a foundation for further agreements.

At the same time, only most important national acts of many countries such as constitutions, laws and by-law acts can be used for legislating trends in the development of legal regulation and management in the field of physical culture and sports.

Keywords: International Charter of Physical Education and Sports, constitutional regulation, State federal social policy in the field of sports, management of physical culture and sports.

Согласно ст. 1 Международной хартии физического воспитания и спорта возможность заниматься спортом и физической культурой относится к основополагающим правам человека и гражданина.

Появившись в 1978 году по итогам работы Генеральной конференции ЮНЕСКО, Хартия выразила убежденность делегатов разных стран в наличии взаимосвязи между эффективной реализацией своих прав и возможностью «каждого мужчины и каждой женщины свободно развивать и сохранять свои физические, интеллектуальные и нравственные способности», для чего «доступ к физическому воспитанию и спорту им должен быть обеспечен и гарантирован» [1].

Нормативные положения, создаваемые для регулирования правоотношений в сфере физической культуры и спорта, либо включаются в акты высшей юридической силы (основные законы — конституции) ведущих спортивных держав, либо действуют в рамках подзаконных актов органов исполнительной власти или даже актов муниципального права.

В германской Конституции и законах Великобритании закреплено делегирование регулирующих полномочий государственных органов в сфере спорта в пользу региональных (муниципальных) властей.

Конституцией США роль государства в сфере спорта не прописана в отличие от конституций Швейцарии, Бразилии, Греции, Китая, Португалии, положениями которых государство призвано стимулировать и содействовать реализации права на развитие занятий физической культурой и спортом» [5].

Как следует из ныне действующей Конституции РФ, РФ провозглашается социальным государством, в связи с чем его политика преследует цель обеспечения свободного развития (социализации) граждан в ряде областей, включая и спорт [2].

Намерения государства поддерживать и развивать спорт, пропагандировать в РФ физическую культуру подтверждаются систематическим ежегодным финансированием из федеральной казны проектов по развитию физической культуры и спорта [3].

В отличие от программ развития спорта высших достижений программы по развитию массового спорта нередко финансируются и из региональных бюджетов, и в рамках государственно-частного партнерства.

Поскольку действие федеральной социальной политики в области спорта распространяется на всех россиян, ее практическая реализация осуществляется в рамках специально создаваемой структуры федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти.

Инициатором происходящих внутри системы законодательных и т. п. процессов выступает федеральное Правительство, члены которого участвуют в разработке и согласовании с законодателями законопроектов в сфере обеспечения социальных прав.

Координирующие функции возлагаются на членов образованных при Президенте РФ Советов по социальной политике и по физической культуре и спорту соответственно, а также Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии [4].

В ходе правотворческих процедур активное участие принимают депутаты Государственной Думы РФ, сосредоточившись на работе в любом из многочисленных специализированных комитетов, формирующие и непосредственно влияющих на государственную политику в области спорта.

Непосредственным управлением физической культурой и спортом в стране занимаются активно и тесно взаимодействующие уполномоченные органы государства, а также разноуровневые и разнокалиберные организации общественного контроля.

Со стороны государства управляющими ведомствами являются Федеральное Агентство по физической культуре, спорту и туризму, а также Министерство образования в части физического воспитания учащихся .

Часть важнейших вопросов отнесена к ведению министерств здравоохранения и внутренних дел, а также Олимпийского комитета России.

Представителями общественности, правомочными реализовывать контрольно-регулирующие функции по отношению к участникам спортивных правоотношений, на практике оказываются доверенные лица общероссийских и региональных физкультурно-спортивных, общественно-государственных спортивных обществ и организаций, объединения спортсменов (федераций, союзов, ассоциаций и т. д.).

Значительную роль в правотворческих и правоприменительных процессах в рамках социальной политики в области спорта играют уполномоченные органы субъектов РФ, при которых специально формируются компетентные органы в соответствующих областях структуры, которые реализуют государственные программы за счет федерального и собственного финансирования [1].

На законодательном уровне продолжается начатое в Конституции РФ разграничение полномочий между центром и регионами в сфере физической культуры и спорта.

Содержание социальной политики в области физической культуры и спорта, реализуемой субъектами РФ, помимо общегосударственных федеральных начал и принципов составляют положения, отражающие региональные особенности.

Таким образом, важнейшим индикатором того, насколько успешно реализуются отдельно взятые мероприятия социальной политики как в самой Российской Федерации, так и в конкретном субъекте РФ, выступает уровень исторически наработанных законодательных стандартов регулирования и разрешения вопросов социальной защиты населения.

К настоящему времени большинством региональных властей разработаны и запущены в действие законодательные акты по регулированию отношений в сфере физической культуры и спорта, а в некоторых — эти акты продолжают приводиться в соответствие с федеральным законодательством.

Список выявленных на современном этапе особенностей и тенденций развития отечественной экономики, непосредственно влияющих на успешное решение общественно значимых задач, которые возникают по мере реализации всероссийских программ по развитию массового спорта, включает: [2]

— мероприятия по практической реализации предусмотренных федеральными и региональными актами государственных гарантий;

— мероприятия, направленные на усиление участия органов государства в разрешении социальных проблем в сфере физической культуры и спорта;

— мероприятия, призванные ускорить и повысить эффективность социализации людей через занятия ими массовым спортом и физической культурой;

— мероприятия по повсеместному укреплению организационно-материальной базы, используемой в процессах самореализации граждан посредством физических упражнений и массово-спортивных мероприятий.

Литература:

  1. Верховский М. А. Развитие спорта в РФ. Генезис. М. Спорт и политика. 2018, — 78 с.
  2. Казаков С. В. Развитие спорта высших достижений как составляющая международного имиджа Российской Федерации // Международное обозрение, 2020, № 1. С.23–28
  3. Мащенко В. А. Координирующие функции социальной политики в области спорта // Образование, 2018, № 3. С.56–58
  4. Предеин А. Н. Разграничение полномочий между центром и регионами в сфере физической культуры и спорта. — Ладья, 2018–109 с.
  5. Холодок П. А. Регулирующие полномочия государственных органов в сфере спорта в конституциях зарубежных стран. М., Наука, 2018. — 43 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, спорт, область спорта, социальная политика, акт, массовый спорт, исполнительная власть, правовое регулирование, практическая реализация, физическое воспитание.


Ключевые слова

конституционное регулирование, Государственная федеральная социальная политика в области спорта, управление физической культурой и спортом

Похожие статьи

Правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта в законодательстве Республики Беларусь и международно-правовых актах

В статье определяется значение физической культуры и спорта в жизни общества. Проводится анализ правового регулирования в сфере физической культуры и спорта в законодательстве Республики Беларусь и международно-правовых актах.

Понятие и способы имплементации норм международного спортивного права в Российской Федерации

В настоящее время спорт (в особенности на международном уровне) по своему влиянию выходит далеко за рамки пропаганды здорового образа жизни и физической культуры в обществе. Профессиональные спортсмены — известные фигуры в обществе, которые часто зад...

Правовые основы физической культуры и спорта в современной России

Целью данной работы является ознакомление с историей и основными правовыми актами Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта, регламентирующие правовые аспекты государственной политики физического воспитания.

Роль и правовое значение органов местного самоуправления в обеспечении реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ

В статье рассматривается сущность деятельности органов местного самоуправления в системе обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Приводятся основные направления деятельности в данной сфере и ее правовое регулирование.

Соблюдение прав и свобод граждан в уголовном процессе, включая обеспечение безопасности личности

Российская Федерация является правовым и демократическим государством, что отражается в положениях статьи 1 Конституции РФ, в связи с чем, особую значимость приобретает не просто отражение в законах прав и свобод, как человека, так и гражданина, но и...

Полномочия органов местного самоуправления в области образования

В статье автор исследует объем и характер регулирования органами местного самоуправления образовательного процесса, их полномочия в Российской Федерации в сфере образования, определённые законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Акце...

Правовое регулирование деятельности спортивных федераций в Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы развития и проблемы совершенствования нормативной базы, регулирующей порядок создания и государственной аккредитации спортивных федераций в России. Исследуются особенности взаимоотношений органов государственной власт...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Понятие и принципы ответственности субъектов муниципальных правоотношений

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления выступает самостоятельным правовым институтом. Осуществляя свои полномочия, органы местного самоуправления, находятся достаточно в сложных взаимоотношениях с государством. Конституцион...

Правовое обеспечение национальной безопасности

Рассматриваются правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; анализируются базовые нормативные правовые акты в исследуемой сфере; формулируется вывод о том, что в настоящее время, несмотря на наличие значительного числа...

Похожие статьи

Правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта в законодательстве Республики Беларусь и международно-правовых актах

В статье определяется значение физической культуры и спорта в жизни общества. Проводится анализ правового регулирования в сфере физической культуры и спорта в законодательстве Республики Беларусь и международно-правовых актах.

Понятие и способы имплементации норм международного спортивного права в Российской Федерации

В настоящее время спорт (в особенности на международном уровне) по своему влиянию выходит далеко за рамки пропаганды здорового образа жизни и физической культуры в обществе. Профессиональные спортсмены — известные фигуры в обществе, которые часто зад...

Правовые основы физической культуры и спорта в современной России

Целью данной работы является ознакомление с историей и основными правовыми актами Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта, регламентирующие правовые аспекты государственной политики физического воспитания.

Роль и правовое значение органов местного самоуправления в обеспечении реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ

В статье рассматривается сущность деятельности органов местного самоуправления в системе обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Приводятся основные направления деятельности в данной сфере и ее правовое регулирование.

Соблюдение прав и свобод граждан в уголовном процессе, включая обеспечение безопасности личности

Российская Федерация является правовым и демократическим государством, что отражается в положениях статьи 1 Конституции РФ, в связи с чем, особую значимость приобретает не просто отражение в законах прав и свобод, как человека, так и гражданина, но и...

Полномочия органов местного самоуправления в области образования

В статье автор исследует объем и характер регулирования органами местного самоуправления образовательного процесса, их полномочия в Российской Федерации в сфере образования, определённые законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Акце...

Правовое регулирование деятельности спортивных федераций в Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы развития и проблемы совершенствования нормативной базы, регулирующей порядок создания и государственной аккредитации спортивных федераций в России. Исследуются особенности взаимоотношений органов государственной власт...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Понятие и принципы ответственности субъектов муниципальных правоотношений

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления выступает самостоятельным правовым институтом. Осуществляя свои полномочия, органы местного самоуправления, находятся достаточно в сложных взаимоотношениях с государством. Конституцион...

Правовое обеспечение национальной безопасности

Рассматриваются правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; анализируются базовые нормативные правовые акты в исследуемой сфере; формулируется вывод о том, что в настоящее время, несмотря на наличие значительного числа...

Задать вопрос