В связи с активным развитием цифровых технологий и внедрением искусственного интеллекта во многие сферы общества наблюдается высокий уровень вовлеченности представителей студенчества в спорт. Ведь он оказывает непосредственное влияние на их здоровье, физическую активность и академические достижения, поэтому несомненно проявляется усиленное внимание к развитию и регламентации студенческого спорта на государственном уровне [11, с. 36].
Основными нормативными правовыми актами, которые регулируют вопросы в области спорта в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования являются Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — ФЗ-329) [1], Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ-273) [2], а также Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» (далее — ФЗ-489) [3]. Кроме того, были разработаны Методические рекомендации по развитию студенческого спорта в Российской Федерации, разделы которых подробно регламентируют составляющие студенческой спортивной системы, типы проводимых мероприятий, способы их организации и др. [5]
С января 2025 года реализуется государственная программа «Спорт России», которая пришла на смену федеральному проекту «Спорт — норма жизни» нацпроекта «Демография», реализация которого проходила с 2019 по 2024 г. г.
На данный момент стоит задача повышению уровня вовлеченности населения, в том числе и студентов, в спортивные мероприятия. Планируется, что к 2030 году регулярно заниматься спортом должны до 70 % россиян (сейчас это делают 60,3 % жителей страны) [8].
Одним из наиболее популярных в студенческой среде спортивных мероприятий является программа всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
В 2013 году руководство страны и региональные руководители выступили с инициативой возрождения комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в России в современном формате [10].
В регионах страны открываются центры тестирования, в которых каждый желающий может сдать нормативы комплекса. Организованна работа более 2,6 тысяч таких центров [9].
Стоит отметить, что Министерство спорта Российской Федерации ежегодно проводит фестивали ГТО среди служащих, студентов, семей и школьников, чтобы сделать активный образ жизни популярнее у людей разных возрастов, в том числе и студентам, и помочь им укрепить свое здоровье.
С 1 января 2025 года нововведением стал полный переход на Федеральную государственную информационную систему «Физкультура и спорт» (ФГИС Спорт), что позволяет быстрее и удобнее получать актуальную информацию о выполнении нормативов спортивного комплекса и отслеживать динамику физической активности.
Положительным аспектом сдачи нормативов комплекса ГТО для абитуриентов и студентов является начисление дополнительных баллов при соблюдении определенных условий при поступлении в образовательные организации высшего образования за наличие золотого, серебряного или бронзового знака отличия ВФСК ГТО с соответствии с пп. 3 п. 33 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования − программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 21.08.2020 г. № 1076.
Кроме того, в соответствии с ч. 18, 19, 29 ст. 2 ФЗ-329 [1], устанавливаются следующие понятия, регламентирующие систему физкультурных и спортивных мероприятий в Российской Федерации: спортивное соревнование − состязание (матч) среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания (матча), проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту); спортивные мероприятия — спортивные соревнования, а также учебно-тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов; физкультурные мероприятия − организованные занятия граждан физической культурой.
Ежегодно проводятся масштабные массовые соревнования, такие, как «Лыжня России», «Кросс нации» и др., которые также пользуются популярностью среди студентов.
Значимым этапом в дальнейшем развитии и систематизации государственных усилий в данной сфере стала утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» (далее — Стратегия) [4]. Данный документ определяет основные цели, задачи и направления государственной политики в области физической культуры и спорта на долгосрочную перспективу и является логическим продолжением ранее реализованных программных мероприятий, включая федеральный проект «Спорт — норма жизни» и новую государственную программу «Спорт России».
В контексте регулирования студенческого спорта Стратегия акцентирует внимание на повышении доступности и популяризации спорта среди молодежи, в том числе студенчества. Одной из ключевых задач документа является увеличение до 70 % доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, что полностью коррелирует с ранее обозначенной в статье целью. Для ее достижения Стратегия предусматривает комплекс мер, направленных на развитие спортивной инфраструктуры в образовательных организациях, модернизацию материально-технической базы студенческих спортивных клубов [6], а также на расширение сети студенческих спортивных лиг и повышение массовости участия в мероприятиях, подобных «Лыжне России» и «Кроссу нации».
Особое внимание в Стратегии уделяется цифровой трансформации спортивной отрасли. Продолжается курс на развитие таких систем, как ФГИС «Спорт» [7], что позволяет не только оперативно учитывать спортивные достижения, в том числе при сдаче нормативов ГТО, но и формировать единое цифровое пространство для организации и проведения студенческих соревнований, что значительно повышает эффективность управления и прозрачность процессов.
Кроме того, Стратегия закрепляет необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей спортивную деятельность. Это напрямую связано с положениями ФЗ-329 [1], в частности со ст. 2, 24, 33, определяющими основы организации физкультурно-спортивной работы в образовательных организациях и развития студенческого спорта. Планируемые меры включают в себя дальнейшую детализацию правового статуса студенческих спортивных клубов, регулирование их взаимодействия с государственными органами и спортивными федерациями, а также создание дополнительных стимулов для участия студентов в спортивной жизни.
Таким образом, правовое регулирование студенческого спорта в Российской Федерации представляет собой динамично развивающуюся систему, основанную на комплексном взаимодействии ключевых федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актов и масштабных государственных программных документов. Анализ действующего законодательства, включая ФЗ-329, ФЗ-327 и ФЗ-489, а также таких стратегических ориентиров, как государственная программа «Спорт России» и Стратегия развития физической культуры и спорта до 2030 года, позволяет сделать вывод о наличии целостного и последовательного государственного курса, направленного на интеграцию спорта в повседневную жизнь студенческой молодежи.
Сложившаяся правовая база не только устанавливает основные понятия и организационные основы (согласно ст. 2 ФЗ-329), но и создает практические механизмы стимулирования, такие как учет знаков отличия ГТО при поступлении в вузы, и инфраструктурные предпосылки для массового вовлечения студентов в физкультурно-спортивную деятельность. Реализация положений Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, с ее фокусом на доступности, цифровизации и совершенствовании нормативного регулирования, призвана вывести систему студенческого спорта на качественно новый уровень, способствуя укреплению здоровья нации, формированию гармонично развитой личности и достижению стратегических показателей вовлеченности граждан в спорт.
Литература:
- Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
- Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // СПС СудАкт.
- Методические рекомендации по развитию студенческого спорта в Российской Федерации (утв. Минобрнауки России 01.12.2023, Минспортом России 05.12.2023, Минпросвещением России 04.12.2023) [Электронный ресурс] // СПС СудАкт.
- Официальный сайт Общероссийской общественной организации «Ассоциация студенческих спортивных клубов» [Электронный ресурс] // URL: https://norma-sport.ru/ (дата обращения: 17.11.2025).
- Федеральная государственная информационная система «Физкультура и спорт» [Электронный ресурс] // URL: https://sportrf.gov.ru/. (дата обращения: 17.11.2025).
- Спорт России // национальныепроеты.рф URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/new-projects/razvitie-fizicheskoy-kultury-i-sporta/?ysclid=mifowc6spa217271115 (дата обращения: 17.11.2025).
- Спортивная страна: как в России развивается возрожденный комплекс ГТО // национальныепроекты.рф URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/sportivnaya-strana-kak-v-rossii-razvivaetsya-vozrozhdennyy-kompleks-gto/?ysclid=mifp8q6cre401512426 (дата обращения: 17.11.2025).
- Анашина, Т. В. Физическая подготовка с применением набивных мячей для сдачи норм ГТО учащихся СЗИУ РАНХиГС / Т. В. Анашина, В. А. Прокопенко // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. — 2020. — Т. 11, № 1(43). — С. 14–18
- Ольховский Р. М., Пушкарева Н. Н., Никитина В. А. Аналитический обзор социологического исследования «Студенческий спорт: возможности и перспективы» // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 1 С. 35–47.

