В данной статье рассматривается основная концепция развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях в современной России с точки зрения нормативно-правовой базы государства.
Ключевые слова: физическая культура, Российская Федерация, спорт, учебное пособие
This article examines the basic concept of physical culture and sports development in educational institutions in modern Russia from the point of view of the state's regulatory framework.
Keywords: physical culture, Russian Federation, sport, textbook
В 2005 году была запущена федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» [2], определены направления модернизации и модернизации спортивной инфраструктуры в образовательных учреждениях для развития спортивной инфраструктуры по месту жительства и в образовательных учреждениях и организациях по развитию физической культуры и спорта.
Вступил в силу ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329 [1]. Третья глава закона состоит из 9 статей о физической культуре и спорте в системе образования, на рабочем месте, по месту жительства и месту отдыха граждан. Отдельная статья закона посвящена адаптивной физической культуре и спорту для людей с ограниченными возможностями здоровья. Он также содержит подраздел о комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).
В последнее десятилетие улучшение социально-экономической ситуации в стране положительно сказалось на преодолении негативных тенденций в физической культуре и спорте, наблюдавшихся в 1990-х годах. В то же время государственные расходы на спорт — это недорогие инвестиции в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни российских граждан. Тем не менее, область физической культуры и спорта сталкивается с глобальными проблемами, требующими современных подходов.
С 2001 года физическая культура и спорт были модернизированы в дошкольных образовательных организациях (дошкольных учреждениях), что основано на реализации следующих мер:
− Вовлечение детей, посещающих дошкольные учреждения, в обязательные и дополнительные спортивные курсы в рамках дополнительных образовательных программ;
− Система мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовки дошкольников была реализована в дошкольной системе путем создания «паспорта здоровья» для ребенка;
− Ежегодно организуются и проводятся всероссийские обзоры и соревнования по лучшей организации спорта и массовой работы среди дошкольных организаций.
Модернизация системы физического воспитания в образовательных учреждениях общего и высшего образования основана на реализации следующих мер:
− Появляются новые образовательные организации общего образования, дополнительные учебные заведения со спортивными сооружениями (спортзалы, бассейны, многопрофильные и сложные плоские спортивные сооружения), оснащенные современным спортивным оборудованием и оборудованием;
− Разработанные и реализованные примерные программы обучения спорту, учитывающие индивидуальные навыки и состояние здоровья учащихся в соответствии с государственным образовательным стандартом и обеспечивающие непрерывность программ спортивного образования в учебных заведениях дошкольного и высшего образования;
− Для поддержания обязательной формы занятий спортом для студентов в размере не менее 3 часов с дополнительным часом в неделю в соответствии с ФГОС, объем спортивной работы в учебных заведениях значительно увеличился за счет добавления блока повышение квалификации образовательных программ, спортивных групп и первоначальной подготовки спортивных школ для реализации необходимого еженедельного объема в двигательном режиме не менее 8 часов в неделю;
− Улучшение системы спортивного обучения и спортивных мероприятий для всех категорий студентов;
− Разработка и реализация рекомендаций по повышению эффективности обязательного спортивного обучения в системе образовательных организаций;
− Спортивные курсы и курсы с углубленным изучением предмета «Физическая культура» были созданы в общеобразовательных организациях;
− Образовательные организации создали детские и молодежные спортивные и туристические клубы (центры), которые также создают условия для улучшения и подготовки инструкторов по спортивному туризму;
− Расширена сеть спортивно — рекреационных комплексов, детских и молодежных спортивных клубов и спортивных команд, работающих на базе образовательных организаций и по месту жительства;
− Разработанные и реализованные образовательные программы по физкультуре детей с ограниченными возможностями для образовательных организаций всех видов;
− Разработанные и реализованные требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья студентов во время занятий спортом;
− Созданы условия для студентов, принадлежащих к специальным медицинским группам и посещающих специальные спортивные курсы;
− Ежегодно организуются и проводятся всероссийские соревнования по лучшей организации спорта и массовой работе среди студентов;
− Развитая инфраструктура для детей и молодежи, а также спортивный и рекреационный туризм и его реализация в образовательных организациях, спортивно — рекреационных лагерях, рекреационных и реабилитационных центрах и курортных учреждениях;
− Улучшена система спортивного обучения людей с ограниченными возможностями и инвалидов и их участие в спорте;
− Создание условий для систематических занятий физкультурой и спортом в специализированных учебных заведениях;
− Разработка нормативных правовых документов для создания отделов и групп для детей-инвалидов в детских и молодежных спортивных школах, а также адаптивных детских и молодежных спортивных школах;
− Развитие системы дополнительного образования для детей за счет увеличения количества детско-юношеских спортивно-технических школ и клубов для детей и подростков;
− Создание экспериментальных площадок для тестирования и внедрения новых форм медицинских и спортивных технологий, физическая подготовка подростков перед военной службой с целью повышения эффективности физической подготовки подростков перед военной службой;
− Разработка программ и руководящих принципов физической подготовки граждан довоенного и проектного возраста в соответствии с требованиями федеральных органов исполнительной власти, предусматривающих военную службу;
− Осуществление спортивного патронажа воинских частей, высших военных учебных заведений и высших учебных заведений органов внутренних дел над учебными заведениями и детскими спортивными клубами.
Литература:
- Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»// «Российская газета» от 8 декабря 2007 г. N 276;
- О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (с изменениями на 25 мая 2016 года)// Собрание законодательства Российской Федерации, N 3, 16.01.2006, ст.304;
- Теория и история физической культуры и спорта в 3 т. Том 1. Игры олимпиад: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Н. Германов, А. Н. Корольков, И. А. Сабирова, О. И. Кузьмина. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 793 с.;
- Физическая культура: учебное пособие для вузов / Е. В. Конеева [и др.]; под редакцией Е. В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 599 с.;
- Онучин, Л. А. Правовые основы физической культуры и спорта в современной России / Л. А. Онучин, В. Д. Гетьман, В. О. Аксютенков, З. А. Алиев. —// Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 346–349.