Актуальность выбранной темы. В современном мире возрастает роль законодательства, регулирующего общественные отношения, складывающиеся в области физической культуры и спорта. В связи с этим у правоприменителей возникает вопрос, а какова же роль в области регулирования данных общественных отношений такой отрасли современного права, как спортивное право, каков его предмет, метод и каким образом оно влияет на спортивную сферу в нашей стране?
По общему правилу отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений. В современной правовой системе Российской Федерации существует множество отраслей права, которые регулируют те или иные общественные отношения, складывающиеся в обществе. Однако отрасли права в том числе различают предмет и метод регулирования общественных отношений [1]. Так же как практически каждая отрасль имеет собственный системообразующий документ, основным документом спортивного законодательства является Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Данный федеральный закон является системообразующим и имеет огромное значение для построения базовых принципов и основ, на которых в том числе строится система спортивного права. Несмотря на то что в современной юридической науке среди исследователей отсутствует единое мнение о сущности спортивного права, наиболее традиционным является подход, что все-таки спортивное право является самостоятельной комплексной отраслью права, на это указывают большинство правоприменителей и исследователей современной юридической науки. Так, в качестве самостоятельной отрасли спортивное право имеет собственный предмет, а именно регулирование организационных отношений, возникающих в связи с деятельностью субъектов в области физической культуры и спорта, а также отношений, возникающих в связи с организацией физкультурно-спортивной деятельности в области международного сотрудничества в сфере спорта [2]. Стоит отметить, что также в предмет спортивного права входят специфические отношения по поводу рассмотрения спортивных споров между субъектами спортивного права.
Что касается правового статуса субъектов спортивного права, по мнению профессора Ю. Н. Старилова, он во многом схож с правовым статусом субъектов административного права. Это объясняется тем, что субъекты спортивного права могут реализовывать свой статус лишь в определенных установленных законом формах. Современное законодательство в области физической культуры и спорта содержит исчерпывающий перечень субъектов спортивного права [3]; в частности, к ним относят:
1) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
2) образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;
3) оборонные спортивно-технические организации;
4) научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта;
5) Олимпийский комитет России;
6) Паралимпийский комитет России;
7) Сурдлимпийский комитет России;
8) «Специальная Олимпиада России»;
9) федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации;
10) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
11) профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;
12) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Метод спортивного права обусловлен объективными закономерностями функционирования общественных отношений в области физической культуры и спорта, а также необходимостью постоянно развивать отношения в области физкультурно-спортивного движения. Метод правового регулирования — это совокупность юридических приемов и средств, с помощью которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения. Спортивное право включает в себя следующие основные методы:
1) использование средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни граждан;
2) обеспечение доступа всех слоев населения к занятиям физической культурой и спортом;
3) использование физической культуры и спорта как средства подготовки к производственной деятельности и воинской службе, профилактики наркомании, пьянства и преступности;
4) учет правил спортивной этики.
Вывод
Таким образом, следует отметить, что спортивное право, несмотря на различные взгляды исследователей и правоприменителей, обладает всеми признаками самостоятельной отрасли права. Это позволяет рассматривать его как с точки зрения теории, так и для решения многих законодательных пробелов в современной сфере спорта Российской Федерации.
Литература:
- Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права : учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2003. С. 68.
- Буянова М. О. Спортивное право. Общая теория : учебник для вузов / М. О. Буянова. — Москва : Юрайт, 2023.
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ, ст. 5.