В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с применением уголовной ответственности за загрязнение атмосферного воздуха по статье 251 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ключевые слова: окружающая среда, атмосфера, уголовная ответственность, административная ответственность, уголовный кодекс, Российская Федерация, экологические преступления, вред здоровью человека, правила выбросов в атмосферу.
The article considers the main problems associated with the use of criminal responsibility for air pollution to Article 251 of the Criminal Code of the Russian Federation.
Keywords: environment, atmosphere, criminal liability, administrative liability, criminal code, Russian Federation, environmental crimes, harm to human health, rules for emissions into the atmosphere.
Общественные отношения, связанные с окружающей средой, являются важными и значимыми как для всего государства, так и для отдельного человека. Ведь загрязнение атмосферы негативно влияет как на природу, так и на здоровье человека и является одним из видов экологических преступлений и правонарушений, наказание за которых предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации. Как указывалось выше — за данное деяние законодатель предусмотрел два вида ответственности: уголовную и административную. Уголовная ответственность за загрязнение атмосферного воздуха предусмотрена статьей 251 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данная статья гласит, что «нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, влечет за собой уголовную ответственность» [1].
Изучив данную статью, мы можем выделить сходства и различия правоприменения Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях при загрязнении атмосферного воздуха.
Так, например, общим признаком, определяющим составы того и другого кодекса, является подтверждение факта обнаружения выбросов, наличие вредных загрязняющих веществ. Такие вещества должны быть с превышением предельно допустимых норм выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Что должно быть подтверждено лабораторными исследованиями специализированной, аккредитованной организацией.
В настоящее время на территории Красноярского края действует филиал «ЦЛАТИ по Енисейскому региону», который в области экологии выполняет следующие виды работ: «проведение измерений и анализов, включая отбор проб, в области экоаналитического контроля и экологического мониторинга объектов окружающей среды (сточных и поверхностных, в том числе подземных, талых вод, активного ила, почв, грунтов, донных отложений, отходов, промышленных выбросов, атмосферного воздуха, воздуха производственной (рабочей) среды, биотестирование сточных и поверхностных вод, почв и отходов)» [8].
В указанное учреждение могут обращаться любые юридические и физические лица, вне зависимости от их организационно-правовой формы, в том числе и органы государственной исполнительной власти Красноярского края и правоохранительные органы власти Красноярского края. Тем самым обеспечивая доказательственную базу для подтверждения состава преступления или правонарушения в области охраны атмосферного воздуха.
Как нам известно из правовых источников в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух», которое вступило в законную силу 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Данное Постановление Правительства определяет «порядок разработки предельно допустимых выбросов для стационарных источников, для объектов хозяйственной и (или) иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам I категории по уровню воздействия на окружающую среду» [9].
Благодаря данному нормативному акту надзорным органам не составит труда определить, в том числе и вред, причиненный людям и окружающей среде вредными (загрязняющими) выбросами в атмосферный воздух.
Если же говорить о различиях в составах уголовного и административного деяния в области загрязнения атмосферного воздуха, то основным является следующее. Так в статье 8.21. «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха» Кодекса об административных правонарушениях предусматривается запрет хозяйственной деятельности без специального разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, а также нарушение условий, содержащихся в указанном специальном разрешении и «нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры» [2].
Таким образом, мы видим, что основным условием для административного наказания является документ «специальное разрешение», которое выдается органами государственной власти края, такими как: Енисейское Межрегиональное управление Росприроднадзора и Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (в зависимости от принадлежности хозяйственного субъекта).
Теперь поговорим о составе преступного деяния, обозначенного статьей 251 «Загрязнение атмосферы» Уголовного кодекса Российской Федерации. Данная статья предусматривает нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.
Также в статью 251 Уголовного кодекса Российской Федерации следовало бы добавить установление уголовной ответственности не только за деяние, повлекшее причинение вреда окружающей среде или здоровью человека, но и за деяние, которое создает угрозу причинения такого вреда, что имело бы существенное предупредительное, превентивное значение и повысило бы эффективность охраны окружающей среды, стимулируя потенциальных субъектов экологических преступлений к правомерному поведению.
Несмотря на то, что в настоящее время в законодательстве об охране атмосферного воздуха существует большое количество регулирующих нормативно-правовых актов и иных актов, но, к сожалению, это не решает проблем загрязнения атмосферного воздуха в городах и иных муниципальных образованиях. Поэтому мы считаем, что законодателю нужно рассмотреть вопрос об усилении мер ответственности как административного, так и уголовного наказания.
Литература:
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий».
- http://www.clati-er.ru/service/Ekologicheskaya-bezopasnost/ [электронный ресурс: дата обращения:30. 10. 2021]
- Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.