В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с применением уголовной ответственности за незаконную охоту по статье 258 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ключевые слова: незаконная охота, уголовная ответственность, уголовный кодекс, Российская Федерация, экологические преступления, вред окружающей среде, животный мир, общественная опасность, федеральное законодательство, дикие животные, Красная книга РФ
The article discusses the main problems associated with the application of criminal liability for illegal hunting under Article 258 of the Criminal Code of the Russian Federation.
Keywords: illegal hunting, criminal liability, Criminal Code of the Russian Federation, environmental crimes, wildlife, public danger, federal legislation, wild animals, Red Book of the Russian Federation
Одной из важных проблем в уголовной практике является привлечение к ответственности лиц, совершивших экологические преступления. Одним из таких преступлений можно назвать незаконную охоту, то есть одно из наиболее часто встречающихся преступлений. Ежегодно совершается большое количество преступлений, связанных с незаконной охотой в стране, которое негативно влияет на животный мир и окружающую среду в целом. Из этого следует, что специфика экологических преступлений обусловлена государственно-правовой задачей обеспечения рационального природопользования и экологической безопасности для человека.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» под незаконной охотой понимается «совокупность конкретных противоправных действий по поиску, выслеживанию, преследованию охотничьих ресурсов, их добыче, первичной переработке и транспортировке» [2].
Незаконной охоте посвящена статья 258 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая гласит, что «незаконная охота — это деяние совершенное с причинением крупного ущерба, с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации» [1].
Исходя из диспозиции статьи, можно сделать вывод о том, что законодатель делает акцент на причинении крупного ущерба в результате незаконной охоты. Причиненный незаконной охотой ущерб относится к крупному исходя не только из количества и стоимости добытых, поврежденных и уничтоженных животных, но и с учетом иных обстоятельств содеянного, в частности экологической ценности, значимости для конкретного места обитания (например, особо охраняемые природные территории), численности популяции этих животных.
Общественная же опасность незаконной охоты состоит в том, что она может привести и иногда приводит к хищническому уничтожению диких животных и птиц.
Общие требования к охране редких и находящихся под угрозой исчезновения животных регулируются на уровне федерального законодательства.
Порядок выдачи разрешений на оборот диких животных, занесенных в Красную книгу РФ, регламентируется постановлением Правительства РФ «О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации».
Данное Постановление разъясняет нам, что «для получения разрешения (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации заинтересованные юридические и физические лица подают в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования заявление» [3].
Тем не менее, факты незаконной охоты выявляются в том числе и на территории Красноярского края. Так, например, в октябре текущего года государственными инспекторами были задержаны нарушители-браконьеры, которые осуществили преступные деяния в отношении краснокнижных косуль, в связи с чем причинили крупный ущерб природным ресурсам в размере более 600 тысяч рублей. Это экологическое преступление было совершено на территории Боготольского и Сухобузимского районов. Все необходимые документы были переданы в правоохранительные органы. И таких преступлений ежегодно совершается большое количество.
В соответствии с абзацем 3 п 1.1 положения «О министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края», министерство осуществляет надзор (контроль) в областях охраны и использования объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов. А именно, должностные лица министерства — государственные охотничьи инспекторы согласно федеральному законодательству имеют право «предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании средств в счет возмещения ущерба, нанесенного охотничьим ресурсам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов» [8].
Такой ущерб рассчитывается по приказу Минприроды России «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания». Эта методика «применяется для исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира вследствие уничтожения почвенных беспозвоночных животных при уничтожении почвы, подстилки (в составе почвы), уничтожения иных видов беспозвоночных животных при уничтожении их местообитаний и т. д». [9].
Такую методику исчисления утверждает Правительство Российской Федерации в соответствии с постановлением «Об утверждении такс и методики исчисления крупного и особо крупного ущерба для целей статьи 258 Уголовного кодекса Российской Федерации» [6].
Таким образом, если охота представляет собой разновидность использования объектов животного мира и осуществляется в строгом соответствии с предписаниями норм природно-ресурсного права, носит большое народнохозяйственное, культурное и спортивное значение, то незаконная охота — это нарушение требований законодательства, обеспечивающих охрану животного мира. Также совершается наиболее общественно опасными способами, которые создают реальную угрозу природно-ресурсному потенциалу нашего общества. Иными словами, незаконная охота — это преступное посягательство, отнесенное законодателем к группе экологических преступлений.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 № 156 (ред. от 18.04.2014) «О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Постановление Правительства РФ от 10.06.2019 № 750 «Об утверждении такс и методики исчисления крупного и особо крупного ущерба для целей статьи 258 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Приказ Минприроды России от 08.12.2011 № 948 (ред. от 17.11.2017) «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2020 № 691-п «О внесении изменения в Постановление Правительства красноярского края от 30.09.2013 № 512-п «Об утверждении государственной программы красноярского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Приказ Минприроды России от 28 апреля 2008 г. № 107 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1065 «О федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре)» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.