В статье автор пытается определить понятие спортивного спора, характерных ему признаков, отличающих его от иных видов конфликтов, а также необходимостью внести изменения в уже имеющиеся спортивное законодательство Республики Казахстан и закрепить понятие «спортивного спора» в законодательстве.
Ключевые слова: спортивный спор, спорт, спортсмен, запрещенные препараты.
Все большее усложнение отношений в спорте, коммерциализация спорта, возникновение новых субъектов, а также общая профессионализация спорта обусловили внимание к правовому и организационному регулированию спортивных конфликтов и спорных ситуаций в данной сфере.
По причине профессионализации и коммерциализации спорта конфликтные ситуации между спортсменами и иными субъектами спортивных правоотношений на данный момент заметно обострились и усложнились, их число возрастает с каждым днем [1, с. 15].
Следует отметить, что спортивные правоотношения, в частности спортивные споры, впервые нашли свой отблеск в Олимпийской хартии МОК. Данная хартия посвятила 61-й пункт проблеме разрешения спортивных споров, которые имеют место на Олимпийских играх. Данный пункт был обозначен как «Арбитраж», он отмечает, что все споры, которые имеют место, должны передаваться на рассмотрение исключительно в Спортивный арбитражный суд в полном соответствии с его Кодексом и арбитражными правилами [2, с. 32].
На современном этапе развития государства и общества весьма важно обеспечивать права спортсменов путем предоставления правового механизма их защиты [1, с. 17]. Каждый спортсмен должен иметь действенную, предусмотренную законом, возможность защиты своего права путем обращения в суды общей юрисдикции и негосударственные юрисдикционные органы, разрешающие спортивные споры.
Суды общей юрисдикции, хоть и являются неплохим средством разрешения спортивных споров, но их главным отличием и недостатком по сравнению со спортивными арбитражами является их незнание спортивных правоотношений. Если говорить о юрисдикционных органах и спортивных арбитражных судах, то следует отметить, что они создаются и функционируют исключительно для разрешения спортивных споров [2, с. 48]. То есть их профильной и единственной функцией является разрешение споров в области спорта, более того, в таких органах работают исключительно профессионалы, арбитры, имеющие понимания в области того или иного спорта.
Данная ситуация имеет место и в Республики Казахстан. Следует отметить, что в Послании Первого Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050» [3] одной из прагматичных задач является всестороннее развитие физической культуры и спорта. Однако отечественная правовая наука не уделяет должного внимания проблематике разрешения спортивных споров, останавливаясь на исследованиях закостенелых, застывших институтов права.
Все более раскрывая взгляд на спортивные споры, следует рассмотреть понятие профессионального спорта, который закреплен в Законе Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» (Далее — Закон РК), который определяет его как составную часть спорта, адресованная на способ организации и осуществление спортивно-зрелищных мероприятий (состязаний), в которой спортсмены избравшие спорт в качестве профессиональной работы, за подготовку и участие в состязаниях получающие вознаграждение в соответствии с гражданским и трудовым законодательством РК [4].
К нашему сожалению, Закон РК «О физической культуре и спорте» не только не содержит понятия спортивного спора, но и не содержит в том числе никакого определения об арбитражных судах, осуществляющих арбитражное судопроизводство, которое является одной из форм разрешения данных споров. Кроме того, понятие «спортивный спор» мы не встретим во внутренних нормативных документах спортивных федераций. А ведь именно нормативные документы спортивных федераций должны дополнять положения Закона о спорте, тем самым закрывая существующие пробелы своими внутренними нормами, а иные положения Закона о спорте должны находить свое развитие в таких актах.
Между тем деятельность арбитражных судов в Республики Казахстан регулируется Законом РК «Об арбитраже» от 8 апреля 2016 года. В соответствии со ст.1 указанного Закона в арбитражный суд может по соглашению сторон арбитражного разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданско-правовых отношений, если иное не установлено законодательными актами РК [5]. Положения данного закона не предусматривает возможность разрешения арбитражными судами споров, касающихся применения спортсменами запрещенных субстанций и (или) методов в спорте (допинга). Специальные нормы, которые позволяли бы распространить юрисдикцию арбитражных судов на данные отношения, в законодательстве РК пока не предусмотрены [5].
На летних Олимпийских играх 2012 года в Лондоне (Великобритания) Казахстан был представлен 115 атлетами в 20 видах спорта. По итогам Олимпиады в копилке РК было 13 медалей, в том числе 7 высшей пробы [6]. В истории страны данная Олимпиада запомнилась не только тем, что стала самой успешной для копилки страны, но и вторым местом по выявленным атлетам в допинге, уступив только России [6]. Четыре золотых медалиста после вскрытия допинг-проб были лишены золотых медалей, а также дисквалифицированы. Данная практика показывает, что в стране остро стоит вопрос применения запрещенных препаратов профессиональными атлетами, только за 2019 год были уличены больше 100 спортсменов в применении допинга. Необходимо создание органа, который был бы уполномочен решать возникшие разногласия между спортсменами и международными федерациями, в том числе требуется не только внесение определенных корректировок в спортивное законодательство, но и подготовка специалистов в области спортивного права.
Спорт прежде всего это динамичная система со своими законами и правилами. В этом смысле спорт, как и любая другая сфера жизни общества, должен быть облечен в правовые рамки, в правовое русло, в котором признаются правовые нормы, как правила поведения, санкционированные государством и обеспечиваемые государственным принуждением.
Следует отметить, что Республика Казахстан занимает второе место после Азербайджана по сумме вознаграждение атлета по итогам Олимпийских игр. Сумма призовых за медаль высшей пробы составляет 250.000 долларов [4], как спортсмену, так и тренерскому составу. Распространена практика, когда запрещенные препараты атлету предоставляются его тренером, только в надежде получения вознаграждения за призовое место. Такое положение дел часто встречается в странах с высоким уровнем коррупции. Также следует обратить внимание, что многие спортсмены, состоящие в национальных сборных командах, — несовершеннолетние лица, которые в полной мере не могут отстаивать свои законные права в силу возраста, а также отсутствия механизмов разрешения споров даже на уровне спортивной федерации.
Спортивные споры вытекающие из применения спортсменом запрещенных препаратов являются не единственными, а включают различные области, такие как: несоблюдение контракта со спортивной федерацией, или его нарушение, споры возникающие в ходе проведения Олимпийских игр, споры при переходе спортсмена из одной команды в другую, а также споры касающиеся тренерского состава.
Одним из основных сдерживающих факторов в области теоретической разработки понятия «спортивный спор» является отсутствие научных публикаций по данной теме, недостаточное количество конференций, которые могли бы выступить площадками для обсуждения важнейших вопросов «спортивно-правовой юстиции» [7, c. 11]. Причем не следует опасаться вводить новые правовые концепты, ведь время идет, а вместе с ним развивается и право. К примеру, в Италии фактически создана новая отрасль законодательства — спортивно-процессуальное, так как имеются специализированные акты, регулирующие вопросы, связанные исключительно с разрешением спортивных споров [7, c. 27].
Спорт в силу своей сущности и природы соревновательности, не может существовать без конфликтных ситуаций, профессиональный спорт в особенности. Для разрешения конфликтов между различными субъектами спортивных правоотношений Республика Казахстан должна разработать эффективные методы защиты их прав, закрепить понятие «спортивного спора» в законодательстве о физической культуре, а также всесторонне исследовать спортивные правоотношения и механизмы разрешения конфликтов в спорте.
На современном этапе развития государства и общества весьма важно обеспечивать права спортсменов путем предоставления правового механизма их защиты [8, c. 52]. Каждый спортсмен должен иметь действенную, предусмотренную законом возможность защиты своего права путем обращения в суды общей юрисдикции и негосударственные юрисдикционные органы, разрешающие спортивные споры.
Литература:
- Алексеев С. В. Актуальные теоретические и практические проблемы урегулирования спортивных споров // Культура физическая и здоровье. — 2014. — № 2. — С. 15–22.
- Кузин В. В., Кутепов М. Е., Холодняк Д. Г. Спортивный арбитраж. — М.: ФОН, 1996. — 165 с.
- Стратегия «Казахстан-2050» / Официальный сайт Президента Республики Казахстан URL: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs (дата обращения 25 января 2020 г.)
- Закон Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» от 3 июля 2014 г. / Информационный портал Закон.кз URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31576150 (дата обращения 26 января 2020 г.)
- Закон Республики Казахстан «Об арбитраже» от 8 апреля 2016 г. / Информационный портал Закон.кз URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35110250#pos=1;-207 (дата обращения 26 января 2020 г.)
- Казахстан на летних Олимпийских играх 2012 г. / Информационный портал Sport Reference https://www.sports-reference.com/olympics/countries/KAZ/summer/2012/ (дата обращения 26 января 2020 г.)
- Юрлов С. А. Спортивные споры и их разрешение: теория и практика (на примере индивидуальных видов спорта). — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 270 с.
- Андреас Малатос. Спортивное правосудие как правовое понятие. — 1 изд. Обозрение спортивного права, 2006. — 355 с.