Жанр воспоминания в речи молодежи: к вопросу о проявлении оценочности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 18.05.2015

Статья просмотрена: 267 раз

Библиографическое описание:

Ляшенко, А. А. Жанр воспоминания в речи молодежи: к вопросу о проявлении оценочности / А. А. Ляшенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1638-1640. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19092/ (дата обращения: 16.11.2024).

Как известно, одним из актуальных направлений современной антрополингвистики является теория речевых жанров; к числу активно разрабатываемых аспектов данной теории относится монографическое описание отдельных речевых жанров.

Объектом данного исследования стал речевой жанр воспоминания, который традиционно изучался на материале речи диалектоносителей старшего поколения. Материалом для нашего исследования послужили записи воспоминаний 18 информантов — студентов Дальневосточного федерального университета гуманитарных и технических специальностей. Средний возраст информантов 20–26 лет, что соответствует общепринятому понятию молодёжи. Записи сделаны дома у студентов (в общежитии), в университете, в кафе, на улице.

Мы проанализировали тексты воспоминаний молодёжи, основываясь на таких семантических категориях, как диктумное содержание и модусное значение, в частности, проявление в текстах воспоминаний категории оценочности.

В ходе анализа собранного материала мы пришли к выводу, что всё диктумное содержание текстов воспоминаний можно разделить на две тематические группы: 1) воспоминания о детстве 2) воспоминание о ситуациях, происходивших в недавнем прошлом. Настоящая статья посвящена описанию второй группы.

Рассказы информантов о недавних событиях, происходивших несколько лет назад (то есть в юности), стоит рассматривать скорее как фатические, а не как информативные. Говорящий рассказывает собеседнику о той или иной ситуации для того, чтобы передать эмоциональный настрой или же для того, чтобы вызывать ответную реакцию (сочувствия, переживания) [7, с.15]. Тематика таких рассказов разнообразна, в анализируемых нами текстах можно выделить темы «Учёба», «Путешествия», «Взаимоотношения со сверстниками».

Модусное значение — категория, в которой проявляется отношение говорящего к содержанию своего высказывания. Одной из модусных категорий является оценочность. Как отмечают исследователи, оценка занимает особое место в представлении модели мира человека, она является вторичным фильтром для картины мира (первичный — языковое сознание). С помощью оценки человек выражает своё отношение к тому или иному предмету, лицу, ситуации [2, с.40].

В рассказах-воспоминаниях события могут оцениваться говорящим как с положительной, так и с отрицательной точки зрения с помощью языковых средств разных уровней.

Фонетический уровень представлен такой характеристикой, как растяжение гласных. Данная характеристика присутствует как в описании событий с положительной оценкой (Я помню в прошлый Новый год /был тако-о-ой салют здоровский), так в описании событий с отрицательной оценкой (Бо-оже/как вспомню/я сидела с какой-то бабушкой/ и вот она о жизни своей рассказывала//).

К фонетическому уровню относится и использование фразового ударения (чаще — при выражении отрицательной оценки). Например: (говорит с напором) Ага/на улице дубак такой/ а она меня на колесо потащила/ яоколела там вся/а она сидит/ улыбается//.

На лексическом уровне положительная оценка проявляется в использовании диминутивов — слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: здоров-ск-ий, розов-еньк-ий, песоч-ек, каме-шек, подруж-к-и.

Наиболее ярко категория оценки проявляется на лексическом уровне. Лексемы, выражающие положительную и отрицательную оценку в текстах воспоминаний молодых людей, мы разделили на три группы: стилистически нейтральная лексика, разговорная экспрессивная лексика, молодёжный жаргон (см. табл. 1).

Таблица 1

Положительная оценка

Отрицательная оценка

Стилистически нейтральная лексика

Разговорная экспрессивная лексика

Молодёжный жаргон

Стилистически нейтральная лексика

Разговорная экспрессивная лексика

Молодёжный жаргон

Отлично

Удобно

Было весело

Смешно

Великолепно

 

 

 

Здоровский

Отличнень-кий

 

 

 

 

 

Ржака

Прикольный

Круто

Фишка (в знач. предполага-емая выгода)

 

Отвратитель-но

Ужасно

Некрасиво

Тупые

Шабаш

Облили (плохо высказались)

Злющая

Клянчили

Наорала

Харкнул

Дура

Пёрли (крали)

Малявка

Дебилы

Фигня

Спереть (переложить вину)

Пилить (идти)

 

 

Всё было круто/ весе-ло…//

Вот/ пекин-ские/за полторашку всего взяла/ когда в Шеньяне была/ отличнень-кие такие…//

Что-то она ещё такое прикольное говорила про папу…//

Это все было так тесно/ связано/ так некрасиво/ отвратитель-но/ в итоге я уехала…//

Я просто съехала/ потому что она на меня наорала…//

Д1 — у неё пропали деньги.//

Д2 — я помню ты тогда рассказы-вала//

Д1 — она всё хотела на тебя это спереть…//

 

 

Также, можно отметить, что отрицательная оценка в воспоминаниях молодёжи нередко бывает представлена обсценной лексикой.

На синтаксическом уровне одним из основных приёмов является пропуск слова. Достаточно часто используется указательное местоимение такой вместе с соответствующей интонационной конструкцией, для того, чтобы собеседник мог догадаться об оценке сам, и говорящему не пришлось произносить окончание фразы вслух.

Подобный приём характерен как для положительной, так и для отрицательной оценки; различие проявляется лишь в интонации. Приведём примеры.

Отрицательная оценка: Но там, вообще, даже посмотреть не на что/ там такое… (понижение интонации) [ужасное]//.

Положительная оценка: Белый медведь лежал/ а я к нему/ потому что он был ну тако-ой… (повышение интонации) [милый]//.

Кроме того, в разговорной речи для выражения оценки нередко используются и стилистические фигуры: гиперболы, метафоры, которые отражают субъективное отношение говорящего к ситуации [5, с.152].

Метафоры возникают на основе внеязыковых ассоциаций, отражают эмоциональные реакции человека: Знаешь/когда они вот такие L-ка [о размере брюк]/ мне хотелось сказать/ «а давайте в мешки поиграем!». В приведённом примере размер брюк соотносится с мешком, в котором можно прыгать, тем самым говорящий старается вызвать у собеседников смех.

Гипербола в разговорной речи служит для экспрессивного усиления сказанного: Как мы тут жили? / нет/ мы выживали…//. Здесь гипербола позволяет говорящему передать крайне резкую, негативную оценку событий из прошлого.

Исследователи отмечают, жанр воспоминания может представлять собой своеобразный итог прошлой жизни, формирующий антитезы «раньше-теперь», которые соотносятся с полюсами «хорошо — плохо» [3, с.169]. Такое противопоставление мы обнаруживаем и в текстах воспоминаний молодёжи.

Например:

(подруги Н. и С. ходят по магазинам)

Н. Надо зайти будет// И в «Глорию» тоже/ хотя сомневаюсь что / в ней что-то хорошее ещё есть/ надо джинсы тёплые купить//

С. Я там работала/там нет тёплых джинс/ даже зимой//

Н. А раньше/ помните какой магазин был? /Там были джинсы/ все!

С. Я маленькая была/ там все варианты джинсов были…/

Н. (с хвастовством) Я покупала свои джинсы в «Глории»/ а сейчас ***** (негативно) какая-то…/

С. Китайская//

С точки зрения говорящих, продукция магазина (джинсы) раньше была намного лучше, чем сейчас; данная оценка находит отражение в следующем противопоставлении: А раньше/ помните какой был? [хороший] — А сейчас…/ [плохой].

Важно отметить, что также в рассказах-воспоминаниях молодого поколения присутствует антитеза «раньше — теперь», но уже соотносимая с полюсами «плохо — хорошо».

Как на первом курсе мы тут [на острове] жили? / нет/ мы выживали/ хорошо, что щас на острове учимся//

В приведённом примере студентка оценивает ситуацию в прошлом отрицательно с помощью экспрессивной гиперболы (выживали не в прямом значении, а в том, что было трудно жить в первый год обучения в университете) и при помощи оценочной лексемы — хорошо.

Как я раньше имбирь называла мылом? Как я это сделать вообще (смех)/ божественный имбирь назвать мылом//

В данном фрагменте девушка оценивает ситуацию с помощью лексемы «мыло», которая подразумевает отрицательную оценку; также здесь снова используется гипербола для выражения положительной оценки (божественный — вкусный).

Таким образом, проанализировав тексты воспоминаний представителей молодого поколения, мы пришли к выводу, что для выражения оценки вспоминаемого события информанты прибегают к использованию различных приёмов, характерных для каждого языкового уровня: фонетический — растяжение гласных, фразовое ударение, лексический — диминутивы, лексемы с оценочным значением, обсценная лексика, синтаксический — пропуск слова, а также часто используют в разговорной речи такие стилистические фигуры, как гиперболы и метафоры. Воспоминание — итог прошлой жизни, формирующий антитезу «раньше — теперь», которая может быть сопоставлена с полюсами «хорошо — плохо», а также «плохо — хорошо». Особая эмоциональность, экспрессивность разговорной речи связана с природой непринуждённого, раскованного повествования: говорящий может свободно выражать отношение к миру, событиям, ситуациям, к лицам

В заключение, можно сказать о преобладании отрицательной оценки в речи молодёжи. Прежде всего это связано с психологическими особенностями подростков и молодого поколения. Проблема выражения оценочности в живой речи остаётся по прежнему малоизученной и требует дальнейшего исследования.

 

Литература:

 

1.                  Борисова, И. Н. Русский разговорный диалог: Структура и динамика. Изд. 3-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 320 с.

2.                  Гынгазова Л. Г. Жанр оценки в языке личности // Проблемы лексикографии, мотивологии, дериватологии. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. -С. 40–49.

3.                  Гынгазова Л. Г. О речевом жанре воспоминания (на материале языка личности) // Актуальные направления функциональной лингвистики. Материалы Всероссийской научной конференции «Языковая ситуация в России конца ХХ века» (г. Кемерово, 1–3 декабря 1997). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. С.167–174.

4.                  Демешкина, Т. А. Теория диалектного высказывания. Аспекты семантики. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. — 190 с.

5.                  Капанадзе А. А. Способы выражения оценки в устной речи // Разновидность городской устной речи: Сб. научн. тр. М.: Наука, 1988. С. 151–156.

6.                  Китайгородская М. В., Розанова Н. М., Речь москвичей: Коммуникативно-культурологический аспект. — М.: Научный мир, 2005–493 с.

7.                  Лагута Н. В. О речевом жанре воспоминания// Слово: Фольклорно-диалектологический альманах. — Благовещенск: АмГУ, 2005. — Вып. 3.

8.                  Толковый словарь русского языка: В 4 т / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935–1940.

Основные термины (генерируются автоматически): отрицательная оценка, положительная оценка, разговорная речь, молодежный жаргон, молодое поколение, нейтральная лексика, разговорная экспрессивная лексика, лексический уровень, обсценная лексика, прошлая жизнь.


Задать вопрос